Pull to refresh

Comments 58

Неужели кто-то серьезно может говорить об ОНЛАЙН обучении детей 9 лет?

По моему опыту менее 5% выпускников могут готовиться к ЕГЭ онлайн.

Если выпускник не может готовиться к ЕГЭ самостоятельно (по стримам или еще как) то и ВУЗе ему делать нечего (особенно техническом). Своим ученикам настоятельно рекомендую смотреть и работать, и если есть вопросы, будем разбирать.

В свое время у нас таких шикарных возможностей не было, были только библиотеки и хорошие учителя, которые по возможности помогали.

P.S. у моих процент около 30-40

Вот полностью согласен, что к ОГЭ и ЕГЭ можно подготовиться самостоятельно. А программирование - это чистый интерес, как основной катализатор. Я в 11 лет начал учиться программировать, посмотрев, как прикольно рандомно заполняется прямоугольник точками - "звездное небо". Да, картинка была на черно-белом мониторе с минимальным разрешением и диагональю, но воображение уже улетело вперед и представляло покорение галактики. В итоге в 13 лет знал машинный код, на нем даже круг сообразил, как нарисовать. Ну а дальше нет пределов совершенству.

Современным детям, конечно, черно-белый монитор с никакой диагональю и никаким разрешением - так себе занятие. С другой стороны, у них у каждого в кармане по приличному компьютеру. Мобильная разработка - это уже что-то. И тут уже интерес вполне может проявиться по полной. А дальше самоучители, форумы, книжечки, советы друзей и не очень - и все получится.

ЗЫ: учителя были так себе, помогал им я, т.к. информатика у нас с 10-го была, а я к 10-му на ассемблере писал достаточно большие программы под RT11. Так что даже принтер пришлось помогать подтыкать, т.к. учитель тупил явно. Я даже сам себе печатал диплом о допобразовании (программист-лаборант). Так что учитель - это литература. интернет, форумы и друзья и не очень, которые в этом понимают и которых можно иногда о чем-то спросить.

У нас в codim.online дети в онлайне с 5 лет учатся. С родителями, конечно. А с 7-8 летнего возраста самостоятельно. Это же не сложно - видео посмотрел на 2 минутки, переключил окно задание сделал.

Стоит ли за этим хоть какая-то педагогическая методика?

Вряд ли, скорее просто набор туториалов

А что такое "педагогическая методика"? Методика - это вообще что? Со словаря - это просто готовый рецепт того, как из чего-то сделать что-то другое (смешать, нагреть, подождать, остудить, добавить, ...). Педагогическая методика просто говорит, что этого-то 10 часов, вот этого-то 20 часов, вот разэдакого-то 15 часов - и все, на выходе нечто, которое ничего за это время не поняло, нахваталось по-верхам и не получило оффер (читали статью о том, как стать мидлом после онлайн-курсов? А там методики в этих онлайн-курсах хоть отбавляй).

Вообще, когда начинают говорить о педагогических методиках, хочется ткнуть носом в то, что после школы, где методики утверждены на столько, на сколько это вообще возможно, львиная доля выпускников не могут похвастаться приличным знанием школьной программы. А читать они научились до школы еще. Ну и как методика, работает?

Ну, работают методики или нет, это вопрос фундаментальных исследований. А практики подобные тому, что в статье, обычно выбирают какую-то методику и ей следуют. Например, есть такая 4С/ID, последовательность активностей над мозгами учащегося. Кажется, что это хотя бы выглядит логично (сам я не педагог), поэтому, наверное, лучше всё же с методикой, чем без.

Ну, скажем так, базовая педагогическая методика - это просто движение от простого к сложному. Ну или к менее простому. Вот ты выводишь число, вот тебе надо вывести 10 чисел последовательно. Ты выводишь из 10-ю принтами условно, а потом тебе рассказывают о циклах. Да, можно тут же рассказать и про рекурсивный "цикл", но предполагается, что ты еще не достиг достаточного уровня погружения в эту кроличью нору.

Сложно научить всех за Х часов. Да, кому-то этих часов хватит за глаза - он разберется и с учебными задачами, и с теоретической базой, и с "своевременной информацией" (что бы это ни значило), и с прочим другим четвертым. Но любое образование - это поступательный процесс, когда какая-то теория закрепляется практикой. Все методики к этому и приходят. Другое дело, что помимо методик есть и методология - т.е. учение о том, что есть предмет в сути своей. Методология создает методики, методики определяют процесс передачи знаний, но будут ли эти знания переданы? Было бы так все просто, то образование, особенно платное на курсах, решило бы проблему ИТ-кадров. Но проблема ИТ-кадров все не решается и не решшается.

Есть одна приличная "методика" - это чеклист с переходом к следующей теме только после полного освоения предыдущей. Часто тема освоена на сколько-то процентов, за нее условно получена "четверка", студент/школьник/детсадовец переходит к следующей теме, в итоге имеет некий разрыв в понятийном аппарате, не может синхронизироваться с темой, не может на достаточном уровне понять, что делать и как. В итоге приличный ученик спрашивает, остальные - их большинство - начинают "гадать на кофейной гуще". Что и приводит к тому, ч то в конце концов только самые неутомимые более-менее прилично начинают разбираться в предмете. Я последних даже среди приличных давно уже работающих разработчиков знаю единицы. Остальные - это гадатели.

Я полагаю, что человеку знающему, что такое "педагогическая методика" по словарю лучше не отвечать на этот вопрос. Тем более так многословно.

Педагогическая методика - это всегда тесный сплав возрастной психологии, дидактики и воспитания. Педагогическая методика не просто говорит "Этого 10 часов". Она говорит - этому в 9 лет учить рано, так как психические механизмы не сформированы, это надо обязательно включить, потому что иначе возникнут проблемы целостной картины, а это надо пройти в режиме опережающего обучения, потому что в школе этого не проходили, но без этого невозможно сделать то или иное (сюда, в частности, входят векторы, теорема Пифагора, координаты, тригонометрия и многая другая математика нужная для построения игр).

Она говорит - этому в 9 лет учить рано, так как психические механизмы не сформированы, это надо обязательно включить, потому что иначе возникнут проблемы целостной картины, а это надо пройти в [бла-бла-бла]

Странное у Вас представление о педагогических методиках. Они совершенно разные для разных детей, но для обычной общеобразовательной школы эти методики очень сильно редуцированы и усреднены. И если лет 50 назад особых проблем с освоением материала средней школы у детей не было, то сейчас, когда вроде бы жизнь стала сильно лучше, усваиваемость материала стала заметно хуже. Да, при всей это "Великой Дидактике" и уровне образования, стремящемуся к 100%.

Педагогическая методика в неком словарном варианте и будет "тесным сплавом", а на местах с полуобразованными учителями среднеобразовательных школ в массе своей, эти методики превращаются в наскоро скопированные программы с прошлых лет, в которые кое-как упихали требования изменяющихся ФГОСов. А в дополнительном платном образовании это все просто превращается в те самые часы на то, часы на это, а что там в эти часы происходит - это клиента (родителей) волновать не должно.

В общем не рассказывайте мне о этом сплаве дидактики, психологии и педагогики - по факту этого ничего и нигде нет, есть в некотором приближении попытка следовать федеральным образовательным стандартам.

В дополнительном образовании все проще, ибо там разные дети двигаются с той скоростью по материалу, с которой могут. Кто-то на лету схватывает, кто-то ценой долгих и мучительных размышлений. Кто-то в 9 лет пишет свои первые игры, кто-то и в 30 лет не может толком кнопку на форме нарисовать. Но если это курс и там есть часы - то там есть и та самая "методика", ограничивающаяся этими часами. И такая "методика" не работает.

Какой у Вас педагогический стаж? Именно педагогический, а не преподавания на околовсяческих курсах...

И это все, что Вы смогли спросить? Потом дипломы, средние баллы и баллы за ЕГЭ?

Если бы мы обсуждали преимущества ООП или функционального программирования в продакшен, то я бы спросил про Ваш опыт практической разработки. Сертификаты и пройденные курсы меня бы не интересовали.

Ну так Вы спрашиваете, полностью игнорируя содержание сообщения выше. Фактически Вы ожидаете ответ, для которого Ваш ответ ограничится: "и о чем тут дальше говорить?". Вы просто сразу это могли бы написать, т.к. Вас совершенно не интересует мой опыт - Вы с ним априори несогласны и я во всем неправ.

Вот Ваш опыт меня и интересует, чтобы понять каков он, чтобы так категорично высказываться.

Условно говоря это аналогично, что я заявлю, что зачем изучать программирование, все равно большинство программистов быдлокодят копипастом. И начну утверждать, что прогресс для программиста - это не знание алгоритмов и паттернов, а знание откуда что можно скопистить.

В свое время я бы с удовольствием обучался простеньким примерам а-ля демосцена, но в то время даже шейдеров не было. А сейчас можно содрать страницу с shadertoy и уже учить objective C - это всегда наглядная математика, это интересно, это доступно всем и везде бесплатно, это останется на всю жизнь с человеком в какой бы он потом редактор не зашел.

Из всего того что у вас в списке есть, можно только остановится на верстке сайтов и то - это подразумевает знание тегов. Как много нужно знать в GLSL чтобы воспользоваться готовым редактором в браузере и тонной примеров?

И то, сейчас верстка уехала настолько вперед по сравнению с тем что было 10-20 лет назад.
Ребенок мне сказал: "а я хочу расположить текст в колонки, как на википедии". И все, уже нужно рассказывать про методы верстки на div-контейнерах. Т.е. то с чем дети будут сравнивать свой результат сильно продвинулось, и дать им что-то "простенькое" будет для них неудовлетворительным. А давать всё - могут потерять нить. Путь который нужно осмыслить от начала до результата удлиннился существенно.

CSS Zen Garden запущен в мае 2003 года и там уже все на дивах, собственно с него я и учился. Но на каждый чих искать отдельный параметр, да еще с тучей альтернатив работающих не на каждом браузере одинаково, та еще головная боль.

Путь который нужно осмыслить от начала до результата удлиннился существенно.
С одной стороны да, с другой стороны можно взять bootstrap где колонки реализуются просто и понятно, с имеющимися готовыми примерами, прикрутить галерею/слайдер и т.п. скрипты на JQuery и получить минимумом кода наглядный рабочий пример. Конечно это не уровень проф. разработчика, но для показа ребенку — вполне!

Нельзя вводить технологию не объясняя принцип ее устройства. Иначе у нас получится не обучение а курсы по технологии.

Конечно это не уровень проф. разработчика

Эти навыки до сих пор востребованы на рынке (bootstrap, jQuery), значит это уровень проф. разработчика. Качество выполнения работы - скорее всего не будет дотягивать до рыночных стандартов, это да.

для показа ребенку — вполне

Ребенку важно не только показать, а объяснить. И это мы с 14-летним разбирали HTML, и то уже после получаса концентрированой работы мозга, "батарейка" села. А 9-летнему я вообще не представляю толком как это давать. Там человек только читать и писать научился. Хотя! Вот вспомнил, мы в прошлом году с младшим (8 лет) делали мини-проект на https://calliope.cc/ (обучающий одноплатинник, вроде micro:bit) и хоть ему было трудно все время следить за ходом создания проекта, сама идея сделать анимацию с музыкой его заинтересовала, и он подавал идеи. Но интерес возник тоже спонтанно и оказался непродолжительным. С другой стороны детективные загадки те же самые дети решают увлеченно и с удовольствием. Или играют в игры требующие логическокго упорядочивания действий.

Нельзя вводить технологию не объясняя принцип ее устройства.
Так bootstrap — это тоже принцип устройства, но на высоком уровне, когда CSS стили уже готовы и их можно сразу применять.
В глубину же можно идти бесконечно, потому как ниже HTML и CSS есть еще движок рендеринга кода браузером и так можно до ассемблера спускаться и дальше в устройство процессора и физику полупроводников.
ИМХО, идти сверху вниз не менее правильно, чем снизу вверх — это просто разные подходы.
идти сверху вниз не менее правильно, чем снизу вверх — это просто разные подходы
Для 9-летнего ребенка будет работать только путь сверху-вниз. А на самом деле, этот путь для всех лучше.

>Как понять, что у вашего ребенка есть склонность к программированию

Не знаю насчет программирования, но к просмотру аниме у этого ребенка определенно склонность есть.

Наш человек!

— Здравствуйте, это канал об аниме? — Да. — Как мне пропатчить KDE2 под FreeBSD? 

Когда родители начинают выбирать внеклассные занятия для детей, то зачастую обращают внимание на классические варианты: футбол, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах.

Может как раз и правильно это. Спорт, танцы, музыка, рисование дадут ребенку в этом возрасте больше развитие которое потом пригодиться и для обучения в том числе и программированию. Не лишайте его детства. Это я вам как учитель говорю.

Главное - здоровье. Движение это здоровье. Когда ребенок с первых классов целыми днями сидит, то в школе, то дома за уроками/компьютером - у него уже в 20 лет будет куча проблем с позвоночником. А позвоночник это основа всего в организме.

А без здоровья - ни деньги, ни должности - ничего не будет радовать.

Какая может быть профориентация и выбор направления в 9 лет, если ребенок понятия не имеет о базовых концептах программирования и позавчера игрался в машинки?

При этом одно направление нацелено на образовательный scratch, а другие (по логике - равноценные) - на моды в майнкрафт / игры в юнити

Отлично было бы спросить у ребенка что ему нравится из вышеперечисленного

Лет в 15 средний ребенок говорит, что ему ничего не нравится и отстаньте все от него ))

Просто запретить на один день играть в телефоне/планшете/ПК, смотреть ТВ и разговор станет более предметным)) И это не шутка, ведь у ребенка освободится мышление для оценки другого вида «хочу/нравится».

А потом в новостях что-то о том, как некий неуправляемый подросток открутил родителям голову...

"Не доводи до предела. до предела не доводи..." (с)

Ну я же сказал на день, а не на пару дней…

Я, лчино, считаю, что тот же мобильник надо юзать как ресурс. Ездил тут в отпуск в подгородской отель, там три подростка ходили и придумывали сюжет игрухи. Сами постоянно говорили, что это вот и это вот тоже - хрень полная, днище и т.д., но продолжали генерировать идеи. Ну так берешь мальчиша-плохиша и давай его лупить вопросами на тему сюжета игра, что типа он с сего дня геймдизайнер и все такое прочее и делать с этой инфой он может что угодно, но кровь из носа у него за десять минут должна получиться приличная играбельная игровая вселенная...время пошло.

В таком возрасте еще рано учить Python или HTML, да и вообще если вы не имеете компьютер. Если хотите чтобы ваш ребенок начал заниматься программированием в будущем, то сначало приучите его к Pocket Code, который можно скачать на любой смартфон или планшет. Ему будет нравится делать игры там, и после он захочет перейти на что-то более серьезное, но естественно для этого нужно будет иметь компьютер.

Подрастёт ребенок - и сам определится, программистом он хочет стать, писателем или музыкантом. 9 лет - у ребёнка детство в самом разгаре, а вы предполагаете убить это детство. Что с вами не так? В 9 лет он ещё пишет с ошибками простые предложения и едва понимает что такое системы счисления, какое может быть программирование? Утверждаю это как отец ребенка, программист, и как человек, проработавший репетитором по программированию 3 года.

Серьезно? Знаете, сколько после ВУЗов выпускников понимают, что отучились не там? Есть мнение, что до 90%.

Большинство "детей" и к 30-ти годам ни с чем не определились. И если достойного интереса классу к пятому не сформировалось, то наивно полагать, что в дальнейшем этот интерес сформируется. А если интерес все-таки сформировался, но родители считают, что это все фигня, то этому ребенку в жизни вообще ничего не светит

В 9 лет он ещё пишет с ошибками простые предложения
И этими предложениями его в школе пичкают каждый день не спрашивая его желания и не взирая на детство, а программирование — табу?
и едва понимает что такое системы счисления
Во многих сферах программирования вопросы систем счисления вообще не возникают, точно также как и потребности в математике глубже арифметики.

Я как бы с одной стороны за математику, с другой - действительно в программировании что фронта, что бэка не так часто встречается что-то сложнее, чем дважды два в части математики (да, той самой арифметики - проценты тут уже из разряда высшей арифметики).

Школа - отдельная тема. Делать там в современной действительности ребенку нечего, а оставить его одного дома - это просто страшно. В итоге школа становится этаким компромиссом, но некоторые от нее по какой-то генетической памяти все еще продолжают чего-то ждать помимо камеры хранения.

Интересно, почему раньше не было курсов экономистов и юристов с 9 лет? Сложнее создать иллюзию обучения и результата?

А как же Монополия? Игруха для экономистоюриста.

Тогда по теме заметки можно добавить домино и карты.

Я ж всё таки про курсы, про вынимание денег из родителей.

Потому же, почему и математику учат с 6 лет — наука очень объемная, учить долго, но начинать можно с простых вещей.

Это вы до матана считаете?

И снова не особо отвечает на мой вопрос.

Конечно до матана, это же все математика (как и 1+1=2). Если детей уже с 6 лет учат математике, то значит должны быть и курсы по математике для них (и они есть). Аналогично для программирования / шахмат / спортивных секций / музыки / etc.
Для детей нужна специальная среда (онлайн или на ПК), которая бы в один клик показывала результат на экране. Встроенный интерпретируемый ЯП, развитая библиотека действий, etc. Не знаю, есть ли такие…
Может и подойдет, но пока это далеко от моего имхо-идеала, который состоит в управлении (через программирование) движением разных графических объектов, создании этих объектов и т.д.

В Германии очень популярен scratch, типа такое простенькое программирование для детей, именно с графикой, анимацией и звуком, его даже в школах некоторых преподают. Хотя чисто имхо, это мало чем отличается от Powerpoint с анимацией.

Да, Scratch используют для обучения детей, но мне не нравится блоково-визуальное программирование именно как обучающий процесс. Имхо, оно требует бОльшего уровня абстрактного мышления, чем коддинг, где видно «что я делаю». Нужны простые операторы (с параметрами), прямо влияющие на графические образы. Вот лично мне это интуитивно более понятно. Да и, вспоминая себя 9-летнего, тоже ничего сложного в таком подходе не вижу.

В том то и дело, сделали какую-то новую версию поверпоинта с картинками. Да, для детей оно интереснее, мультики простые делать можно, но с программированием это мало что имеет общего. Но родители довольны - дите программистом станет, кучу денег будет зашибать. Я программирование сыну в Excel показывал, на примере VBA, там и то больше толку.

Да, только тематическая. Куда интереснее двигать Моану, чем весь сюжет придумывать самому. Тем и отличается детская психология от взрослой: способностью генерировать сюжет. Взрослый может творить достаточно легко, ребенок же все-таки больше копирует. И ему это нравится, т.к. он еще не знает, что копирование - это так себе ))) В итоге ребенок вовлекается в сюжет, а не формирует его самостоятельно. И тут такие вот прикольные штуковины очень даже заходят. На Диснее это было приурочено к часу кода. У гугла был дудл (или как его там) на подобную тему, там даже приличному разработчику непросто было написать требуемый алгоритм прохождения.

ЗЫ: Да, ребенку проще придумывать. И его придумки часто очень далеки от реальности и практичности. Тем они ценны, но вот для чего-то такого простого лучше уже созданный сюжет - игра.

Да, даже для обучения взрослых проще сказать «сделай вот это и посмотри на результат», потом «поменяй этот параметр и посмотри, что изменилось», чем сразу объяснять «зачем» надо делать то или другое. То есть получается процесс: копируем->меняем->создаем.

Вместо Домашние животные должно быть Животные дома, если я правильно понимаю смысл примера.

Почему вначале статьи акцент на онлайн уроках? А очные занятия ребёнок не сможет освоить? Мы закрыли 3 учебный год, обучили 800 детей и скажу так. В онлайне заниматься нормально могут только дети старше 12 лет с опытом очных занятий по программированию не менее 2х лет. А без очного опыта, только с 14 лет при сильном желании ребёнка, но это единицы. Вначале все же желательно зажечь желание программировать, а это эффективно только при личном контакте с педагогом в течение продолжительного времени

Не знаю как у вас, а у меня, как у родителя ребёнка, увлекающегося программированием, процентов 70 всей таргетной рекламы - это реклама разных курсов программирования для детей от 9 и далее. Их сейчас как тараканов. Из каждого чайника. И курсы, и школы, например, Школа программистов при поддержке Яндекса, у них там кроме программирования ещё и олимпиадная математика, компьютерная грамотность и компьютерный арт.

У нас, конечно, случай нестандартный, ребёнок с синдромом Аспергера, поэтому на Scratch он начал писать в 5 лет (сперва Jr и мультики, в итоге результат - полноценные игры со счётчиками баллов и жизней, сменой сцен), в 6 создавал сложные схемы из красного камня в Майнкрафте (например, бункер из нескольких обставленных комнат с включающимся в комнатах светом и льющимся душем, если встать на пластину, наполняющейся ванной, это был сюрприз для меня и у меня сохранилось видео, когда я исследовал этот бункер) и баловался программными блоками (на них ничего серьёзного не сооружал), к 7 освоил Lua в Roblox, на так себе уровне, сделал тестовый сценарий про побег с вулканического острова с динозавром и всякие эксперименты по событию onTouch, пробовал замахнуться на Unity и сделал по видеотьюториалу головоломку с движущимися блоками, но ничего не понял и забросил юнити. Сделал сайт с джаваскриптом, но тут уже многое я ему помогала делать. Потом подзабил на все это, сейчас в 8 вернулся к Lua, вчера вот рассуждал, как сделать замедленное падение (с помощью пониженной гравитации) и двойной прыжок (пока не придумал).

Пробовал учиться на разных курсах, но для него слишком скучно и зарегламентировано, там или надо роботом управлять влево-вправо, или начинают со всяких простых штук, в итоге у него терпения не хватает все из-за того же синдрома. Предпочитает учиться самостоятельно и делает это довольно быстро. Бодро гуглит, использует тьюториалы и потом на их основе меняет опыт под себя и т.д.

Но я могу сказать, что другие ребята с курсов вполне себе неплохо учились и все выполняли, не все, конечно, некоторые начинали отставать, теряли интерес, но большинство выполняли задания. Так что обучение онлайн вполне возможно. Там идут самые обычные уроки, можно обратиться к учителю, все по очереди показывают экран и результаты, можно спросить совета в любой момент. Не пойму, зачем для этого нужен оффлайн. Разве что совсем отстающих и скромных вытягивать, когда видишь, что явно у ребенка не получается.

Sign up to leave a comment.

Articles