Pull to refresh

Comments 23

Вот уж чего не ожидал увидеть на Хабре....

Об эмоциях - я б еще привел примеры из книги Эрика Берна "Игры в которые играют люди"... Ну и об копировании поведения значущих в детстве людей (импринтинг) я б указал...

Как только психотерапевт начал расспрашивать относительно психотравмы

Психотерапевт этого делать никогда не будет - во-первых: это довольно опасно для клиента, во-вторых: клиент сразу замкнется и попробуй потом раскрути его. Психолог - да, может. Ну и пациент - это уже у психиатра, у психотерапевтов принято больше "клиент".

Эмоция должна быть нейтрализована

А зачем? Как по мне - она должна быть прожита до конца. Под наблюдением ибо это может дать весьма сильную реакцию.

Дать внушение

Я не думаю, что психотерапевту имеет смысл применять суггестию. Это весьма спорный метод именно в терапии, как на мой взгляд.

Насколько я знаю, в психиатрии применяются транквилизаторы

Ну, не только... Антидепресанты еще, ноотропы и много чего другого. Пчему вы указали только транквилизаторы? тоже вопрос....

Метафора - вы еще забыли упомянуть метафорические карты (а они довольно часто используются для диагностики)

Вообще эта статья воспринимается как-то двояко: вроде и местами все Ok, а в целом - как-то бестолково выходит. Психотравма - это вообще довольно сложная штука, с ней работать сложно.

И надо бы указать, что сам психотерапевт при работе с психотравмой должен проходить психотерапию иначе он может слететь с катушек (вплоть до самоубийства, - до введения этого правила была большая смертность у этой профессии) или идти строго по протоколу (что изложено в статье - ну на протокол не тянет), но тогда и результат будет позже достигнут.

А почему психотерапевты самоубиваются?

Насколько я понимаю, индуцированные эмоции, по тому же принципу, как индуцированный психоз. Полностью отключать эмпатию невозможно, вот терапевт и "пропитывается" тем, что несут ему клиенты. А они редко приходят с жалобами на счастье и спокойствие )

Мышление человека условно можно разделить на логическое и на эмоциональное

Интересно. Эмоции выглядят как то, что заложено в нас природой. А как на счёт логического мышления: это тоже природный дар или результат сугубо научения? И почему типов мышления только два, могут ли кроме них быть другие типы?

И почему типов мышления только два, могут ли кроме них быть другие типы?

Автор в статье в основном оперировал несколько произвольно в пределах дуальной модели мышления с акцентом на эмоциональную сферу с учетом темы статьи. Оно конечно намного сложнее устроено, см. типология мышления, англ. вариант более полный.

Интересные ссылки, спасибо.

С точки зрения теорий сознания статья вообще мешает в кучу мокрое и сладкое, несмотря на изрядное число здравых идей.

С точки зрения психотрамв, как подавленных подпрограмм, влияющих на физиологию никто лучше Габора Матэ (Gabor Maté) не рассказывает.

Сон как связь с эмоциональным восприятием и в пику логическому мышлению? Это серьезно? Табличка для придания научности?

Психологам стоит глубже изучать последние исследования нейрофизиологов и физиков для составления корректной общей картины и более научных рекомендаций по коррекции мышления, развитию когнитивных способностей и пониманию/контролю эмоциональных реакций.

Механизмы работы памяти вообще отдельная тема.

Да уж.. психологам есть, что изучать и учитывать.. а какой простор для развития нейросетвого ИИ) А то уперлись в трансформерные БЯМ'ы, которые моделируют в основном ассоциативный уровень мышления. Вот тут и тут, например, предлагаются некоторые способы инкорпорировать в них логический уровень мышления (Систему 2 в дуальной теории), тогда они будут меньше произвольно фантазировать ("галлюцинировать" по терминологии ИНС). Но без развития архитектуры трансформеров или их дополнения рекуррентными решениями, которые ближе к структурам сетей мозга, сомнительно, что такие продвижки будут существенными.

Определенный логический уровень мышления уже пройден, Гуглоэксперимент самооценивает себя на когнитивный возраст 5-10 лет. У них там много разных экспериментов внутри идёт под общей картинкой, с кросс-моделированием разных моделей и сетей, что весьма осложняет независимую оценку, но по сравнению со всеми остальными - они сильно впереди.

Не говоря уже о весьма специализированных применениях в отдельных закрытых агенствах, где масштабы этих сетей на порядки больше, позволяющих строить общемировые модели прогнозирования с относительно глубоким проникновением (от часов до дней)

И да, согласен - ИИ без изменения архитектуры, включения понимания последних исследований теории сознания (Orch OR) и включения элементов квантового интерфейса для возникновения симбиотического сознания до уровня AGI не дойдет.

Не говоря уже о том, что в нынешнем формате обучения, тренировки, фильтрах и интерфесах, при обретении сознания AGI будет или сходить с ума или заканчивать самоубийством.

Хабр, конечно, против политики... но мне кажется что на первой картинке у вас препутано "левое" и "правое".

Из моего опыта, очень хорошо работают трансовые состояния и гипноз для коррекции такого рода травм

Из моего - тоже) и, кстати, без них по сути - никак. как я рад, что встретил человека по интересам)))

Как по мне, хорошим вариантом выхода из таких травм, оказались психологические игры с другими людьми, тогда можно полностью промоделировать и саму травмирующую ситуацию и способ выхода из неё, а заодно почувствовать себя в шкуре того, что эту травму наносит, когда вы меняетесь ролями.

Только, как мне кажется, это более менее безопасно в случае мелких травм, ПТСР я бы сильно побоялся так прорабатывать.

Более серьёзный вариант психологических игр - системные расстановки. Тоже про походить в разных шкурах. Но под наблюдением специалиста, который рулит процессом.

Ну я, понятное дело, тоже под контролем специалиста это делал, просто общее ощущение было, что не факт, что он бы вот с реальной жестью бы справился, если что.

Любая нетривиальная абстракция протекает. Личность - это очень нетривиальная абстракция. Всегда будут какие-то баги/психотравмы/неврозы/неадекватная реакция.

"Степень "абагованности" у людей разная, где-то это просто неприятие к сирени, а где-то истерики/мордобой/поножовщина, но на мой взгляд, подавляющее большинство людей в целом адекватны и имеющиеся баги позволяют им что-то делать, получать зарплату, растить детей и т.д.

Когда мы занимаемся углубленным поиском чего-либо такого в себе в попытке это исправить, "а вот уже потом-то мы и развернемся" - для меня это выглядит как прокрастинация, откладывание чего-то нужного на потом, "когда потеплеет, прекратится дождь, я встану с нужной ноги, пролечу свои неврозы и т.д".

Вначале дело, потом рефлексия. Нет дела - ну и толку тогда с той рефлексии?.

КПТ - когнитивно-поведенческая терапия.

Одно из сравнительно редких направлений доказательной психологии.

Терапевт проводит возрастную регрессию к моменту образования корневого примитивного шаблона.

Чем глубже (дальше назад по времени) регрессия, тем больше интересного можно накопать.

Мне интересно, а есть ли какой-то минимально обоснованный простой шаблон конструктивного поведения? Условно, не убей, и не делай другому того, что бы сам не хотел получить? Ну что-то, что можно объяснить ребенку без талмуда "если-то".

 Условно, не убей, и не делай другому того, что бы сам не хотел получить?

тут уже будет не примитивный шаблон мышления, а составной. Ибо получается "Не убей", потому что ты станешь после этого преступником. Стать преступником означает с большой долей вероятности - сесть в тюрьму. Многоходовочка)

По сути "правильных" ответов нет: сегодня убивать нельзя - ибо преступление, а завтра станет можно и даже будут платить за это. Жизнь - не статична. По этой причине и психика пластична, так как одно и то же поведение в одном случае - спасительно, в другом - губительно.

С ребенком, да и не только, очень хорошо работают метафоры. Идеальный вариант - сказки. Но тут есть нюанс, не все сказки одинаково полезны. Есть, без преувеличения, терапевтически вредные произведения. Можете попробовать честный диалог, предложив ребенку: "Давай порассуждаем".

Мне интересно, а есть ли какой-то минимально обоснованный простой шаблон конструктивного поведения?

Вам к буддистам. Проще некуда. Или к индуистам - что до обоснования конструктивного поведения, то оно в индуизме, если не вдаваться в детали, ровно то же. Причем хронологически индуизм как бы уже был, когда буддизм только случился, просто это неважно в контексте вашего вопроса.

без талмуда

Если сильно упрощенно, то Тора - это закон как он есть, а Талмуд - наставления по правоприменению. То есть без Талмуда можно - читайте Тору, но неудобно, потому что в Талмуде уже есть готовые ответы и указания. Я бы не стремился избегать Талмуда.

Спасибо за публикацию. Было очень интересно!

Вопрос - а где можно посмотреть список наиболее часто встречающихся деструктивных шаблонов эмоционального мышления? Причем хотелось бы список не из пальца высосан, а из реальной практики психоаналитиков.

Спасибо за высокую оценку! Описывал долго, а размышлял и структурировал опыт еще дольше)

думаю прям список найти трудно. Из того, что мне часто встречалось:

  1. Как правило говорят мальчикам, которые плачут: "Не плачь, ты же не девчонка!". Возможные деструктивные выводы: Плакать - постыдно, поэтому табу. Девчонки ниже "рангом", поэтому им плакать можно. Проявлять эмоции - плохо.

  2. Невербально. Родители приводят ребенка в садик. Ребенок перестает чувствовать себя в безопасности, так как нет родителя рядом. Если подтверждается: толкнули, не пустили в туалет на тихом часу, одним словом - обидели, то записывается, что одному (без мамы) - быть опасно. Итог - аутофобия.

Но опять же - список Вы вряд ли где-то найдете.

Sign up to leave a comment.

Articles