Pull to refresh

Comments 13

Давайте я вам облегчу тяжелую ношу. То чем вы занимаетесь - по большому счету, никому особо не нужно. Если завтра по финансовым причинам весь DevRel закроют - скорее всего это пройдет незамеченным (а где-то и вызовет вздох облегчения). Нет у людей внутренней потребности постоянно участвовать в митапах и делать доклады. И влияние их на реальный производственный процесс - в дальних цифрах после запятой (на уровне статистической погрешности). Нет значимых экономических преимуществ у компаний с DevRel перед компаниями без такового. По крайней мере, это не отражается на прибылях и уровне банкротств.

В сухом итоге - смиритесь с тем, что вас собственники бизнеса завели как экзотическую зверушку чтобы удовлетворять свои потребности высокого порядка (исключительности и проч). Кому-то для этого надо обязательно залезть в ванну с шампанским, короли принимали на работу шута, фрейлин и дворцовый оркестр - ну а в наше просвещенное время пришла мода на DevRel. Исходя из этого - вы практически не влияете на то, оставят вас или сократят. Точнее - вас сократят как только пройдет мода. Просто занимайтесь развлечениями для ученых (удовлетворение собственного любопытства за чужой счет), пока вам дают деньги (и при этом старайтесь не сильно мешать окружающим - это продлит денежный период).

С точки зрения долговоременной стратегии - неплохо бы не разучиться работать руками (например, программировать). Когда отдел будут сокращать - просто уйдете на производственную позицию (ну или в менеджмент) и будете делать что-то полезное. Потому что если вы заняты не пойми чем, и получаете за это хорошую зарплату - такое не может продолжаться вечно...

А то что вы с собой делаете сейчас - это вредно. Вы пытаетесь перегрузить себя работой чтобы доказать собственную нужность (и будучи постоянно занятой - не отвлекаться на реальность вокруг). Это никак не поможет вам когда придет черный день с приказом о сокращении - но может подорвать здоровье и психический ресурс, которые вам именно тогда и понадобятся.

Не благодарите!...

Хотела бы не благодарить, но не могу! Такой чудесный комментарий :) Спасибо!

Супер интересно посмотреть и почитать про «Нет значимых экономических преимуществ у компаний с DevRel перед компаниями без такового. По крайней мере, это не отражается на прибылях и уровне банкротств.» С удовольствием ознакомлюсь с этой информацией. Потому что по тому, что я вижу -- всё совсем наоборот. Ну и стоит ли упоминать, что деврельство зародилось довольно давно и не где-то там, а в компании Apple :)

С удовольствием ознакомлюсь с этой информацией. 

Ну вообще говоря, вы агитируете за деврел - так что вам бы следовало ее и предоставить.

Потому что по тому, что я вижу -- всё совсем наоборот.

И вы это можете померять? Ой вот не верю я...Причем знаете почему? Не потому что эффекта нет - может он и есть, а потому что на вот это вот все влияет так много факторов, что выделить и измерять влияние одного - ну очень сложно.

А тот факт, что вы апеллируете к опыту Эппл, он скорее ослабляет вашу позицию, нежели наоборот. Как бы ни относиться к этой компании, но она очевидно незаурядная. То что они могут себе позволить - многим не подойдет.

Статья Дарьи, на мой взгляд, как раз о том, что люди, не разбирающиеся в профессии DevRel не знают на какие показатели он влияет, как помогает бизнесу где-то сократить расходы, где-то ресурсы других подразделений. И это всегда «игра в перспективу».

Согласна с вами, что на результат влияют множество факторов, и вычленить низкую или высокую эффективность конкретного фактора в конкретный момент крайне сложно, иногда невозможно. Ровно в таком же степени можно заявлять об отсутствии эффективности конкретного инструмента.

Также стоит помнить, что в любой сфере для достижения цели всегда требуется задействовать комплекс инструментов. Дарья не рассказала про показатели эффективности, метрики и цели, которые ставит правление перед отделом, потому что это и не было смыслом статьи. Дарья не пыталась убедить тех, кто не верит в функцию DevRel, что он полезен.

Такой откровенный пост про сложности становления лидом в новой сфере заслуживает уважения и восхищения, нежели критики :)

Инновация не эквивалентна улучшению. А вообще, у вас универсальный стиль ответа. Случится завтра мода биться лбом о стену или мазать ботинки клеем и ходить по потолку - переквалифицируется условная Дарья в эту модную тему, а вам в тексте почти ничего не придется менять... Вы эффективный менеджер или сотрудник условной Дарьи ?

Спасибо за ответ, надеялась его получить. Да, мой ответ обтекаем, действительно, вы верно подметили. Как и ваша критика статьи, основанная на субъективном мнении и вашей вере автору.

Контраргументы про ботинки и стену настолько утрированы, что не могу принять их всерьёз, ну вот честно :)

Мы с Дарьей коллеги лишь по сфере деятельности, если вы переживаете, что я «вступаюсь за руководителя».

Сложно представить что именно вас настолько задело в сфере DevRel, что вы решились на такой большой пассивно-агрессивный комментарий к посту. Думаю, вам действительно непросто было читать этот пост, он вызвал у вас яркие эмоции. Посылаю вам лучи добра :3

Да мне в общем, не слишком важно - есть у нас DevRel, или нет его. "Как известно, существует только два настоящих извращения: это танцы на льду - и хоккей на траве" (C) Анекдот

Пожелание моего ответа на статью заключался именно в том, чтобы у автора ушло из головы расхождение между желаемой и наблюдаемой действительностью. Платят собственники деньги за DevRel сегодня - отлично, вам уже повезло. Можете за эти деньги сделать что-то полезное для себя или для окружающих - супер! А если вы при этом еще и не доставляете больших неудобств тем кто реально работает - то и вообще молодцы. А вот изображать бурную деятельность до той степени когда уже сил нет и плакать хочется - не стоит.

Психологические экзерцисы в виде "пассивно-агрессивно" и вымученной эмпатии не комментирую. С этим к молодежи идите, они с вами в эти игры с удовольствем поиграют...

Я думаю, что мы с вами не сойдёмся во мнениях о пользе DevRel даже спустя сотню комментариев, поэтому тему предлагаю оставить.

Поддержу вас в стремлении помочь Даше и заметить, что её история тяжелая и в моментах сильно ей навредила. Я уверена, что Даша сама это прекрасно знает и напоминания ни к чему. Эта статья и есть рефлексия и вынесенные уроки, я её вижу так.

Так а где тут критика? Мы скорее высказались в том духе, что полезность этой деятельности - она плохо измеряется. И для меня лично, если нету циферок - то нет и пользы. Вы говорите что это полезно? Ну так я верю - но сам пока так делать не буду. Это просто такой практический подход. Возможно основанный на том, что я никогда не набираю людей на уровне компании, а только в проект, причем мои проекты - они довольно маленькие. Как вы догадываетесь, создать имидж мелкому проекту, где набирают в лучшем случае трех разработчиков в год - ну это такое, не стоит выделки такая овчинка.

Хмммм. Не заметила где я агитирую за деврел.

Про информацию и исследования

Сама я померить не могу (как минимум я такое не умею, у меня к этому нет доступа, это не моя задача), но уверена, что это возможно. Вот надеялась как раз, что у первого комментатора что-то есть, раз такое утверждение появилось.

Компании точно умеют считать затраты на одного нанятого сотрудника. Сколько стоит нанять человека, когда он 1) ничего не знает о вашей компании и 2) когда весь рынок в курсе кто вы, чем занимаетесь и какие проекты для разработчиков у вас есть.

И да, вы правы, что факторов очень много. Но я на 100% уверена, что если на старте проработать модель подсчёта, а потом на протяжении определенного времени фиксировать все необходимые показатели, то можно получить очень достоверный результат.

Результат работы деврел-отдела на самом деле измерим. Да сложно, но его можно оцифровать и оценить его влияние на улучшение техбренда компании и повышение её узнаваемости. В этом уже помогает такая роль как it hr брендер. Проводятся различные исследования узнаваемости бренда, по которым можно понять заметна ли компания для кандидатов или нет.

«Потому что по тому, что я вижу -- всё совсем наоборот» -- я вижу рост сферы, в которой работаю. Вижу увеличение количества вакансий и спрос на профессионалов в этой сфере. Кроме этого есть исследование от Жени Голевой, которое это подтверждает https://tproger.ru/articles/devrel-komandy-sokrashhayutsya-raswiryayutsya-ili-kachestvenno-evolyucioniruyut

Про апеллирование к компании Эппл.

Не вижу чем это ослабляет мою позицию. Упоминание Эппл было для того, чтобы показать, что devrel это не новое веяние в моде. Это полноценный процесс, который существует уже довольно давно. Да, в России эта роль нова в том плане, что раньше отдельного человека или отдела под эти задачи не выделяли. Но деврельские задачи всё равно делались -- люди писали статьи, выступали с докладами, проводились встречи, конференции. Эппл -- действительно незаурядная компании. В том числе потому, что именно они создали понятие евангелизма в разработке и первыми зафиксировали это как процесс: построение комьюнити вокруг технологий, вокруг продукта. (они даже выпускали книгу https://textbookequity.org/Textbooks/Kawasaki_TheMacintoshWay.pdf)

Тут, конечно, еще важно отметить, что компании в принципе разные. Кто-то b2b, кто-то b2c а кто-то b2d. Все они работают по разному. У всех у них разная стартовая позиция при входе в айти-сообщество (b2b, например, может быть сложнее, чем b2c просто потому что первыми пользуются компании, а не рядовые ребята, которые по совместительству могут оказаться разработчиками и потенциальными кандидатами).

Еще важно отметить, что не всем компаниям нужна выделенная роль или отдел. Не всем компаниям нужен полный ассортимент деврельских задач. Если ты маленькая компания, которая без труда закрывает ставки и текучка, в которой минимальна, то выход наружу это скорее возможность для сотрудника транслировать свою экспертизу, если хочется. Но если ты крупная компания, которая быстро растёт и которой нужно обеспечить себе непрерывный поток квалифицированных специалистов, тебе нужно создать и регулярно подтверждать в сообществе образ желанной компании, которая первая приходит на ум при смене работы.

Если тема DevRel интересна вам чуть глубже, то я порекомендую книги:

  • Developer Relations. How To Build And Grow A Successful Developer Program

  • The Business Value of Developer Relations

Хмммм. Не заметила где я агитирую за деврел.

Ну может вы явно и не агитируете, но представить по тексту статьи что вы против - ну очень сложно :)

Компании точно умеют считать затраты на одного нанятого сотрудника. Сколько стоит нанять человека, когда он 1) ничего не знает о вашей компании и 2) когда весь рынок в курсе кто вы, чем занимаетесь и какие проекты для разработчиков у вас есть.

Ну вот если про первое (знают затраты на найм) я скажу, что скорее да, то про второе (знают, от чего они зависят) - практически уверен, что нет. Потому что каждая конкретная компания - она в одной позиции, либо про нее никто не знает, либо у нее есть статус на рынке. А у конкретного проекта, где могут работать скажем человек десять, и именно от этих десяти человек и будет зависеть, хорошо ли вам будет работаться - у проекта на рынке вообще нет никакого статуса. И нанимая людей вот в такой маленький проект, я никогда не слышал, чтобы они сказали: "О, это тот самый знаменитый проект ..., как-же как-же, я столько о вас наслышан". Ну выж понимаете, что такого не бывает. Даже если мы берем человека по знакомству - он наслышан не о нашем проекте, а о ком-то, кто его лично рекомендует.

И даже большой проект, у которого точно есть узнаваемость на рынке труда, совсем не факт что эта узнаваемость будет играть в плюс при попытке нанять кого-то.

Впрочем, не собираюсь никого переубеждать. Пусть это будет мое мнение, с точки зрения разработчика с опытом. Не исключаю, что это именно мое частное такое мнение и есть.

Это очень смелый и честный пост!
Быть движущей силой бренда, сталкиваться со всеми трудностями во вне, проводить работу со спикерами на уровне менторства, организовывать, писать, делать то, сам не знаю что))

Это всё здорово, когда ты работаешь в крепкой, уверенной команде. Но я даже не представляю, какого это собирать такую команду практически с "0".

Круто, что вы говорите о том, что происходит внутри DevRel роли и внутри вас. Я думаю вы на правильном пути)

Sign up to leave a comment.

Articles