Pull to refresh

Comments 30

Проблемы понятны, но где же решения? Прочитал весь текст, но путей выхода из сложившейся ситуации не нашел.
на мой взгляд, необходимо усилить обратную связь студентов с преподавателями, чтобы дать возможность студентам влиять на учебный процесс (в меру, конечно)
приглашать специалистов-практиков (хотя бы для ведения лабораторных и практических занятий, а сами лабораторные максимально приблизить к тому, с чем придется столкнуться в работе)
делать упор не на рассказ теоретического материала, а лишь на объяснение основ + ответы на возникшие вопросы при самостоятельном изучении.
Другими словами, относиться к студентам по-взрослому, и, в связи с этим, спрашивать также
Во-первых, есть государственные стандарты. И раз там говорят, что программист должен знать историю — значит ВУЗу никуда не деться, придётся давать 102 аудиторных часа истории. И т.п.

Во-вторых, знаете сколько надо платить хорошему специалисту-практику? Вы готовы столько платить?

Ну а что касается теории и ответов — то редкий студент может успешно мотивировать себя сам к изучению всей (по большей части неинтересной) теории. Так что если оставлять «на самостоятельную работу», то никто ничего не сделает. А на экзамене / зачёте будет стараться списать.

Пока студенты не ценят образование (ни как материальный вклад, ни получаемые в результате знания), хорошей самомотивации не добиться!
Никто не говорит, что общие предметы не нужны. Огорчает преподавание именно предметов по специальности.

О том, что хорошему специалисту надо платить в разы больше я не подумала. Но все равно их нужно приглашать хотя бы для рассказа «а как это на практике».

Спасибо за мысль: «Пока студенты не ценят образование (ни как материальный вклад, ни получаемые в результате знания), хорошей самомотивации не добиться!»
Согласна, что во многом виноваты неактивные студенты, тогда появляется другой (наверно вечный) вопрос: «Как развить в них активность и желание учиться?» (хотя бы в рамках одной кафедры)
В данный момент на 3 курсе. Подписываюсь под каждым словом. Специальность «Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии» с уклоном в энергетическую отрасль. Одесский национальный политехнический университет.

Образованием в большей степени не доволен. Были дисциплины, которые преподавали замечательные преподаватели. Очень хорошо преподавали. Но таких можно пересчитать на пальцах одной руки у черепашки-ниндзя. Есть преподаватели, которые прямо так и говорят: «Чувствую, большинство из вас сдаст предмет только через „помощь кафедре“, ребята». Есть которые в начале лекции спрашивают «Что непонятно из того раздела моей книги, который вы прочитали дома?». А анализ и синтез сложных систем управления — это не С++ и непонятно там практически всё.

Изучать всё это самостоятельно нет ни малейшего желания. А еще грустно от того, что при поступлении наобещали золотые горы, много программирования «еще даже лучше чем на ИКСе (на который поступить не получилось из-за высокого конкурса) ». А в результате без слез невозможно сидеть на лекции по компьютерной графике, когда преподаватель заявляет что «Пэнт — это векторный редактор».

Думаю после третьего курса перевестись на заочное отделение. А в появившееся свободное время программировать, программировать и еще раз программировать. Но родственники меня отговаривают от заочного отделения, говорят, что диплом, полученный на заочном гораздо меньше ценится и меня никогда и никем не возьмут работать. Тот факт, что у меня ни в автоматизации, ни в программировании не будет хороших знаний, если останусь на дневном, их почему-то не интересует. «Главное — это получить нормальное высшее образование, а заочное получают всякие приезжие из сел и деревень», говорят они.

Вопрос к хабрасообществу: действительно ли диплом о высшем образовании при дневной форме обучения ценится больше чем «заочный» + знания в той области, в которой собираешься работать?
О чем я и говорил: «Изучать всё это самостоятельно нет ни малейшего желания.»
Понимаю, перебороть себя, заставть себя очень сложно, на это нужна нечеловеческая сила воли, которая есть у единиц. Но всегад есть способы немного схитрить. Не хочешь изучать анализ и синтез сложных СУ самостоятельно, попробуй устроиться на работу по этой специальнсоти, в местное КБ, за ничтожные копейки (сам я пока учился очень полюбил флеш и устроился на работу за 1700 в месяц за 40 часовой рабочий день, но флешу я научился), появиться мотивация и сам во всем разберешься и уже решишь, надо тебе это или нет.
Насчет диплома твои родсвенники не правы вот в чем: дипломом вообще ничего не значит, никаму он не нужен и смотреть его никто не будет, поэтому не парься. На настоящей работе тебя будут по знаниям оценивать, а не по бумажке. Я после того как устроился на первую «большую» работу спросил у боса, спохватившись, а диплом то надо нести? Он удивленно спросил: Зачем?
Но переходить на заочку не советую, пока есть возможность учиться в коллективе друзей сверсников, иметь общие проблемы, общие приколы и мемы, общие пьянки и гулянки — будет преступлением непростительным от этого октазаться:) После универа в доволь напрограммируешься, а пока наслождайся студенческой жизнью по-полной;)
Я учусь в группе в одиночку. Переводчик.
Вот думаю, куда по специальности.
Во фриланс как минимум, переводить тексты, пока рейтинга и опыта нет — придеться жутко демпинговать и переводить за отзывы.
Было бы желание, когда я слышу такие жалобы на «систему современного образования» я вижу что человек на самом деле жалуется на то, что его видите ли никто силком за руку не тащит чтото изучать, на стоит с кнутом над головой и не вбивает в него знания.
Во первых: Понятия о специальнсоти у вас нет? Елки палки, какие претензии к образованию? Есть куча курсов по профориентированию, если и не в самом универе то поищите где-то на стороне. Регулярно проводят подобные тестирования чтобы помочь студентам определиться со специальностью, но делать ЗА ВАС это никто не будет.
Во вторых: Ваши слова про уровень образования — голословны, с чего вы это взяли? Уверен просто из головы. Хочу обратить ваше внимание habrahabr.ru/blogs/sport_programming/58492/ «Три из четырех золотых медалей завоевали российские команды.» Урочень образования мал? Или уровень студентов, которые вместо того чтобы учиться программировать и побеждать на олимпиадах, жалуются на систему образования?:)
В третьих: Как вы себе это представляете? Снова должны силком заставлять знания применять? Снова все зависит от студента, помню я пришел к своему декану в начале третьего или второго курса и спросил его о работе, он без разговоров напроавил меня к нужному человеку. А спустя пару лет декан предложил работать над разработкой ОСРВ, из сорока человек которые находились в тот момент в аудитории желающих набралось только трое…
В общем кто ищит, тот всегда найдет. Умные и талантливые преподаватели и профессора есть в каждом университете, каждый универ ведет научную деятельность и появись у студента желание ему дадут проявить их в полной мере. Разговаривай узнавай учавствуй в конкурсах, начиная от верстки, дизайна, художесвенной фотографии и кончая системным программированием. Никто не мешает, и время есть пока студент, возможность выбирать и пробовать. Грех этим не воспользоваться, и систему образования не причем, повторю в который раз — главное сила воли стремление и настойчивость студента.
Единственная претензия к системе образования это устаревшая мат часть. В 2007 году я программировал колькулятор МК-64… думаю это время можно было бы потратить с большей пользой:)
>Хочу обратить ваше внимание habrahabr.ru/blogs/sport_programming/58492/ «Три из четырех золотых >медалей завоевали российские команды.» Урочень образования мал?
это единственная в университете кафедра, на остальных факультетах/кафедрах ситуация намного хуже, и говорят об этом практически все

>Снова все зависит от студента, помню я пришел к своему декану в начале третьего или второго курса >и спросил его о работе, он без разговоров напроавил меня к нужному человеку
Значит вам очень повезло с деканом и университетом. Я подходила ко многим преподавателям и ответ на все был: «Вы еще пока мало знаете» или «Сейчас в стране кризис»
Попробуй так, подойди к преподам по второстепенным предметам (культурология, политология, ОБЖ и тд) и попроси дополнительную работу или индивидуальный план вместо зачета\экзамена, скажи мол хочу совершенствоваться в сайтостроении, поэтому давайте я сделаю вам из методички мега сайт, или систему тестирования на флеш переведу, или к неделе научной (забыл название:) там еще конференции проходят доклады читают студенческая наука вобщем) подготовлю какой-то экспонат по вашему предмету. Я так последние 2,5 курса сдавал более 50% предметов. Заодно верстать подучился, флешом пользоваться, и немного 3d. В общем продолжай подходить и спрашивать. Когда нибудь у них появиться работу\задание и о тебе они вспомнят в первую очередь.
По поводу наших чемпионов — они молодцы, безусловно, но не стоит судить по ним об уровне образования. Поясню: не скажу за другие ВУЗы, но у нас в ИТМО с этим просто: желающие студенты из двух групп (38/39, «Парфёновские», бывшие ученики физ-мат школ там в основном) собираются пару раз в неделю и к этой олимпиаде готовятся под руководством, например, Станкевича. Курсе на 3-4 они уже могут собираться в команду и ехать на олимпиаду.
Ясно что дело не в уровне образования, есть просто люди которые двигают, какойто руководитель у этих ребят, который жизнь положил чтобы воспитать чемпионов, уйдет он… боюсь перестанем первые места брать, но придут другие. Я просто хочу сказать что нельзя хаять систему образования и ждать что тебе чтото принесут на блюдичке, пример того что уровень образования достаточно высок есть, остальное зависит от студента.
на блюдечке никто ничего не ждет. вопрос в другом: получить какую-то базовую информацию о направлениях, в которых можно развиваться. В идеальном случае преподаватели должны не учить студентов, а направлять их (конечно, при заинтересованности с их стороны). При этом сейчас часть преподавателей открыто говорит о том, что система образования устарела и нуждается в изменении.

этот пример является исключением из правил и не отражает положение дел в остальной части университета.

может есть какие-нибудь мысли по поводу того, как можно изменить в лучшую сторону процесс обучения хотя бы силами студентов?
Именно из-за похожих ответов студенты перестают что-либо понимать, кроме Windows и правил поцелуев.
Бхаха, первокурсник мне будет ща втирать про высшее образование рашки.
Я второкурсник. =) Спасибо, не буду.
Просто по собственному опыту знаю, что когда в ответ на более-менее разумный вопрос ты получаешь «мыло» (непонятную фразу, которую трудно «поймать») или резкий блок (в стиле вашего комментария), понемногу перестаёшь верить людям, с которыми ассоциируется выбранное направление.
Проще говоря, один пошёлнафиг уменьшает респект к профе, если ты хочешь узнать именно профу, а не способ защиты от таких нападок.
1) Смысл в том, что таких топиков тут скоро будет больше чем жалоб, отправляемых лично Фурсенко и его министерству.
2) В таких топиках появляются перваши, которые начинают возмущаться, почему им дают паскаль, а не цэ-два-плюса, ведь они же будущие крутые прогеры, им обязательно нужно це-два-плюса с первого семестра. При этом большинство из них даже книжки Таненбаума по архитектуре компьютера в глаза не видели.
3) Появляются второкурсники, которые пережили паскаль и уже кодят на це-два-плюса, но возмущаются, что им до сих пор не начали давать линукс. Они ж ведь все еще думают, что без этого они ну никак не станут крутыми прогерами.

Ну и еще много кого появляется, в том числе такие как я, которые говорят, что ТС заебал, все равно ничего не изменит.
Я тоже на первом семестре возмущался, почему мне дают простые предметы.
Довозмущался до слабых оценок по предметам, которые ну вроде бы должен был знать и так. Ага. Ну вроде бы.
Если вы знаете английский язык, не думайте, что латынь (из которой многое перешло в современные языки) пройдёт без проблем. То же самое про всё остальное.
Цель высшего образования — не узнать все, а понять основы и научиться пользоваться литературой, чтобы учить самостоятельно. После любой специальности можно пойти работать куда угодно, но вы же не скажете работодателю: «Я это не учил в универе».
Еще непонятно про 10-15 минут. Если препод будет тратить столько на каждого, а их, допустим, минимально 300 человек в небольшом вузе, то посчитайте, сколько это времени займет.
Хотите учиться — учитесь, а не жалуйтесь на вуз.
не узнать все, а понять основы и научиться пользоваться литературой, чтобы учить самостоятельно.
Это вообще-то в школе принято проходить.
В школе проходят общие знания, а в вузе основы своей специальности, я это имел в виду.
А если не на каждого, а на группу, в которой 25 человек? Один раз в семестр оторвать от лекции 10 минут и рассказать про те же дипломы, например (у нас у университете появляется такая практика, к сожалению, пока только насчет дипломов)

>Хотите учиться — учитесь, а не жалуйтесь на вуз.
я очень хочу учиться и учусь довольно неплохо. Просто сейчас мучает вопрос о том, куда дальше идти с теоретическими знаниями (все вокруг говорят, что из университетских знаний ничего(!) в работе не нужно, и, по-моему, это неправильно).

Но хотелось бы, чтобы образование было более эффективным, пары более приближены к реальности, а одногруппники более заинтересованы.
>А если не на каждого, а на группу, в которой 25 человек? Один раз в семестр оторвать от лекции 10 минут и рассказать про те же дипломы, например (у нас у университете появляется такая практика, к сожалению, пока только насчет дипломов)

Так для этого есть семинары и всякие консультации. Хотя, университеты, конечно, все разные, так что спорить не буду.

А если вы наверняка не знаете, где вы будете после универа работать, то как можно дать вам все знания? Препод сам может не знать нюансов вашей будущей профессии. Я тоже большую часть узнал на практике, но универские знания очень пригодились.
100-согласен. Но спор про высшее образование в нашей стране уже становится классическим.
В посте все верно описано. Меня посещали такие же мысли на 3 курсе, когда у меня, студента специальности «Информационные Системы» начался предмет «строительные материалы» зачет по которому мы с половиной группы сдавали в течении месяца (мне удалось сдать с 4-го раза, кому то повезло меньше). Правда нужно оговориться что ВУЗ был «Архитектурно-Строительный Университет». Но на мой взгляд сути дела это не меняет.

Но несмотря на все ветиеватости высшего образования в России в данный момент я имею счастливую возможность сделать вклад в средне-специальное образование в отдельно взятом колледже по специальностям «вычислительные машины комплексы и сети» и «автоматизированные системы».

blog.nntc.nnov.ru/?m=201001

На данный момент в Нижегородском РадиоТехническом Колледже студенты технических специальностей:
* Изучают «интернет технологии» работая с движком Drupal, который сами разворачивают на персональном виртуальном сервере и далее занимаются созданием тем (AJAX, Javascript, PHP) и наполнением контентом
* Изучают «Операционные системы» занимаясь установкой и настройкой программного обеспечения опять же на персональном виртуальном сервере, разворачивая за время практики полноценный web-сервер с Apache, MySQL, PHP на борту. Плюс к этому занимаются настройкой Squid опять же в боевых условиях!
* Очень плотно знакомятся с Unix системами

Много еще чего по мелочи.

Я думаю тут все дело в желании что то изменить.
Вы всегда можете придти в ВУЗ либо Техникум и взять курс по Операционным Системам или Сетевым Технологиям и сделать стоющий вклад в улучшение образования в конкретно взятом учебном заведении. И 30 или 60 человек будут благодарны именно вам за полученные знания!
UFO just landed and posted this here
«Подписываться» под текстом не буду, просто более четко поставлю проблему, т.к. занимаюсь этими вопросами давно (сам преподаватель и стартап на тему «нового образования»):

25% молодых специалистов недовольны своим высшим образованием
50% компаний недовольны образованием молодых специалистов, которых они берут на работу

Вот и все. Налицо ясная проблема. Не просто с учебным процессом, с моделью образования в целом. Эту модель надо менять. Как? Очень просто. Не надо ждать Фурсенко или любого другого министра, не надо «ломать» существующую систему, надо в нее встраивать новые инструменты, которые будут решать конкретные проблемы. Это возможно. Все, что для этого нужно, тоже уже есть.
Sign up to leave a comment.

Articles