Pull to refresh

Comments 28

Картинки по предсказанию будущего конечно полная жесть - особенно убила картинка "EN L'AN 2000"- где книжки отправляли в своеобразный "шредер знаний" и крутили вручную ручку - чтобы "измельчённые" знания сразу отправлялись в уши или даже напрямую в мозг обучающимся! И это во времена повеления радио и паровых двигателей! Пардон - радио то позже появилось - тут всё на проводах - телефон уже был - но суть это не меняет.

А вот следующая картинка про электронный магазин понравилась больше всего - крайне редко на картинах старых прогнозов так удачно удавалось угадать общий стиль интерьера и в частности стиль одежды и внешнего вида людей.

Предполагалось, что основными ценностями такого образования будет индивидуальный подход, позволяющий настраивать скорость обучения для каждого студента, и контроль успеваемости в виде тестов, для ответа на которые нужно было нажимать кнопки.

Вот этот прогноз пока не особо сбылся - до индивидуального подхода пока, увы, не добрались - просто сил учителей на это не хватит - нужны ИИ технологии и виртуальные учителя - но, думаю, до конца века доберёмся и до этого - и всё образование станет индивидуальным в виртуальной реальности, скорее всего из дома.

Но тесты для оценки знаний да - уже пришли в реальность - хорошо это или плохо - тут мнения расходятся - лично я за тесты, но не считаю их 100% единым инструментом проверки знаний - нужны и другие способы.

А вообще-то смотреть старые прогнозы очень даже занятно. Технологии лет 100 назад предсказывались достаточно точно. А вот их визуализация - не очень. Ну и очень сильно хромала стилистик интерьеров, одежды, аксессуаров и прочего быта - прям зачастую в 100-летних и тем более 200-летних картинках прям очень сильно чувствовалась зажатость мысли на тогдашней классики - прямой топорный консерватизм всё испортил. Но - тут понять их в то время можно - пусти художники свою фантазию в полёт - и такую срамоту тогда бы никто не напечатал бы! Ну или революция в дизайне и моде совершилась бы уже тогда!

особенно убила картинка "EN L'AN 2000"- где книжки отправляли в своеобразный "шредер знаний" и крутили вручную ручку - чтобы "измельчённые" знания сразу отправлялись в уши или даже напрямую в мозг обучающимся! И это во времена повеления радио и паровых двигателей!

Присмотритесь, там тег "сарказм" нарисован

Насчёт тестов вы правы - я заучивал и писал в тетрадях 100% материала курсов китайского языка и сдавал экзамены (с возможностью использовать эти тетради) на 98%, а в итоге через полгода я помнил лишь пару фраз. Знания надо использовать и использовать активно, тогда они откладываются, например писать сочинения, или другого рода проекты с компоновкой усвоенного материала.

Сбывшиеся мечты: о чём писали фантасты и что воплотилось в рельность

Еще до фантастов мечтали... (к стати там буква пропущена)

— Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту и небес красоту! (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева)

Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту и небес красоту! (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева)

Неужели отсюда надо делать вывод что в народных русских сказка уже была продукция Apple в виде круглых планшетов со спутниковой связью и спутниковым же наблюдением.

Хотя там как-то ещё в помещениях к камерам подключались? Что уж больно фантастично даже по временам современной фантастики с абсолютно безудержным полётом мысли ;-)

Хотя там как-то ещё в помещениях к камерам подключались?


«Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее» (с) наше все в 1833 году.

Тут описана работа голосового помощника, в чистом виде :)

Кстати, кстати пишется без пробела, если уж учите других ;))

Это ловушка... (сработала :))

Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку


Лет 50 назад, еще в первом классе, наша учительница приводила этот пример как случай практической реализации сказочных идей в эпоху НТР, в формате ТВ.

Однако, как выяснилось сейчас, предсказание было намного глубже и точнее :)

(примерно так будет происходить и дальше :)

При просмотре таких картинок невредно помнить, что художник вовсе необязательно честно пытался себе сконструировать будущее. Рисунок для обложки / рекламы / комикса является именно элементом перечисленного, и его задачей может быть привлечь читателя, вызвать какое-то впечатление, эмоцию, спровоцировать мысль, покритиковать общество и т.п. Иными словами, нам не всегда ясна художественная задача.

Скажем, действительно бросается в глаза консерватизм в одежде персонажей. Но при этом в эпоху Барокко художники совершенно нормально рисовали библейские сюжеты с персонажами в современных им одеждах. Даже если предположить, что они мало разбирались в античном гардеробе, средневековая живопись на те же сюжеты была у них перед глазами. Вероятно, им хотелось, чтобы зритель мог легче соотнести себя с героями картины, и не исключено, что здесь мы имеем тот же случай.

А где среди авторов и предсказаний про Альбера Робиду, написавшего "Электрическая жизнь" ещё в 1890 году?

Предсказал танки, линкоры, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата под другим названием), химическое оружие, бактериологическое оружие, противогаз, техногенные катастрофы, небоскрёбы, гипсокартон и пробные браки (совместное проживание перед заключением брака).

про Альбера Робиду


Много их. Всех не перечислишь.
(а вот за упоминание телеэлектроскопа Марка Твена — большой плюс автору)

Много, да. Но, похоже Робида был самым первым и писал ещё в XIX веке. И очень вероятно, что те кого упоминают в этой статье просто читали Робиду в детстве.

Но, похоже Робида был самым первым и писал ещё в XIX веке


Ну вот Пушкин с его прототипом Сири в статье не был вообще упомянут :)
Не говоря уже об Верне, Уэллсе и даже Конан-Дойле.

Да и А. Толстой, классик обычной художественной литературы — своим гиперболоидом прорезал окно в будущее («лазеры» — это уже после него было :)

А Робида… достаточно посмотреть на его рисунки, они достаточно примитивны, там инженерная мысль и не ночевала.

image

Да и слава у него больше посмертная — о нем вспомнили только где-то в конце 60-х, до этого времени мне никогда не попадались упоминания его имени в книгах.

Пушкин с его прототипом Сири в статье не был вообще упомянут :)

У Пушкина не техническое устройство из будущего, а волшебная вещь.

Не говоря уже об Верне, Уэллсе и даже Конан-Дойле.

У них разве видеосвязь была? Не припомню.

Робида… достаточно посмотреть на его рисунки, они достаточно примитивны, там инженерная мысль и не ночевала

У наших современных художников их рисунки тоже часто далеки от инженерной мысли.

У наших современных художников их рисунки тоже часто далеки от инженерной мысли

Вот тут согласен - современных фантастов обычно несёт куда-то совсем не туда. Если сто лет назад палку не догибали, до теперь перегибают - мама не горюй. Предсказания фантастов очень далеки от будущей реальности (ну мне так кажется, может всё как раз будет так) и очень часто лишены инженерного смысла. Особненно всё усугубилось с развитием фантастических кинофильмов с компьютерной графикой - тут фантастам, в погоне за красивой анимацией, просто на чисто сносит крышу хотя какого-то будущего реализма. Но бывает и редкое исключение - когда фантасты стараются видеть берега здравого смысла и технических возможностей материалов.

Так же современные фантасты (ка впрочем и фантасты прошлого) очень сильно занижают сроки достижения того или иного технологического прорыва, даже если эти технологии и выглядеть вполне достижимыми - но явно как минимум на порядок в более отдалённом будущем. Чего уже говорить о настоящем и недалёком будущем - где сейчас очень часто представляют технологии, которые в приближенном то виде могут быть освоены не ране чем лет через 1000, а то и 100 тыс.

Несмотря на то, что некоторые ученные и футурологи предрекают к концу века достижения технологической сингулярности и очень стремительный тем роста технологий. На мой взгляд - это вообще туфта.

Особенно в представлении небылиц преуспели комиксы и фильмы по ним - например от Marvel (и от Диснея вообще) - там такая жёсткая технологическая клюква - что вызывает (у просвещённого человека) просто рвотные чувства! Хотя сюжеты там порой очень не плохие - но вот технологии всё портят на корню!

Так же современные фантасты (ка впрочем и фантасты прошлого) очень сильно занижают сроки достижения того или иного технологического прорыва


И не мудрено.
Мой дед начал свою жизнь в мире, где пахали сохой (это банально, но верно).
В старости он смотрел по телевизору репортажи про полеты космонавтов на Луну.

В моем детстве мои родители относились к компьютерам как к забавной игрушке узкоспециального назначения (и без каких-либо значительных перспектив). К моменту моего окончания школы (к тому времени уже вовсю клепали и внедряли ЕС ЭВМ) их точка зрения не изменилась, и они были категорически против моего поступления на «компьютерную» специальность.

Продолжение следует :)
У Пушкина не техническое устройство из будущего, а волшебная вещь.


«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии» (с) Артур Кларк

У них разве видеосвязь была? Не припомню.


Сабж: «Сбывшиеся мечты: о чём писали фантасты и что воплотилось в реальность»

У упомянутых авторов этого с головой. Даже у Конан-Дойла :)

У наших современных художников их рисунки тоже часто далеки от инженерной мысли.


Понятие «современный художник» очень расплывчато.
Могли ли бы вы привести конкретные примеры?

рисунки, они достаточно примитивны, там инженерная мысль и не ночевала

А может быть, она и не нужна футуристам

Потому что это разные, хотя и связанные, вопросы, "что мы хотим?" и "что (и как) мы можем?"

То самое "имею возможность купить козу, но не имею желания".

Робиду и остальные писали про "что мы можем захотеть" - поэтому и летают все в небе. У него - на рыбах-велосипедах-дирижаблях (не было ещё при нём самобеглых колясок с ДВС), а у футуристов 1930-х годов - летающие автомобили.

"Детали реализации" они угадать не могли - понимали это, и не сильно пытались.

И, кстати, если фокусироваться на ошибках или несостоятельности предсказателей, то все эти летающие машины - гораздо больший "залёт". Потому что "дорожная пробка" в воздухе, где нельзя "выключить мотор и поспать пару часов", приведёт к том, что весь "рой" упадёт на землю. Как только у кого-то "кончится бензин" он сам свалится, и всех кто ниже как лавина обрушит. Но это неприятная мысль, и футуристы её "выключали" и рисовали такие красивые и воодушевляющие массовые полёты. Т.е. любая "картинка будущего" с массовым персональным летающим транспортом - это скорее всего готовый инженерный трэш.

Кстати, «теледактиль» стал прообразом не только графического планшета, но и роботизированной системы для телемедицины. Изображение опубликовано в том же 1925 году:


Роман «Аэлита» был опубликован в 1923.

"… Он ввел Лося в узкую полутемную комнату; в дальней стене было вделано большое квадратное матовое зеркало, перед ним стояло несколько табуретов и кресел.
— Видите, шарик висит на шнурке; думаю, — золотой, дай сорву, — глядите, что получилось.
Гусев дернул за шарик. Зеркало озарилось, появились уступчатые очертания огромных домов, окна, сверкающие закатным солнцем, развевающиеся полотнища. Глухой гул толпы наполнил темную комнату. По зеркалу, сверху вниз, закрывая очертания города, скользнула крылатая тень" (с) Аэлита А. Толстой

"Электрическая жизнь" Робиды на тридцать лет раньше в 1890 году.

«Электрическая жизнь» Робиды на тридцать лет раньше в 1890 году.


У Робиды обычное овальное зеркало (см. «гадания с использованием зеркала» :)

У Толстого же четко описано: большое квадратное матовое зеркало.
Т.е. дано максимально понятное для людей начала ХХ века описание монитора с соотношением сторон 4:3 (кино-то уже давно было) с матовым покрытием экрана (а не глянцевым, как у зеркала (и как тут не вспомнить «Конец Вечности», а? :)

Причем это именно монитор, а не телевизор:

"-- Что хотел бы видеть Сын Неба? — Покажи мне город.
— Сейчас ночь, работа повсюду окончена, фабрики и магазины закрыты, площади пустые. Быть может — зрелища?
— Показывай зрелища.
Иха воткнула включатели в цифровую доску и, держа конец длинного шнура, отошла к креслу, где Сын Неба сидел, вытянув ноги.
— Народное гулянье, — сказала Иха и дернула за шнур.
Раздался сильный шум — угрюмый тысячеголосый говор толпы. Зеркало озарилось. Раскрылась непомерная перспектива сводчатых стеклянных крыш"

Т.е. описана работа системы веб-камер на улицах.

"- Глядите, вот еще интересное, — проговорила она совсем слабо и дернула за шнур.
Половину озарившегося зеркала заслоняла чья-то спина. Был слышен ледяной голос, медленно произносивший слова. Спина качнулась, отодвинулась с поля зеркала. Внизу, вокруг стола, сидели, опустив головы, те самые марсиане, которые на лестнице мрачного здания встречали корабль с людьми.
Перед столом, покрытым парчой, стоял отец Аэлиты, Тускуб"
Ихошка вздрогнула… вскрикнула жалобно и дернула за шнур.
Зеркало погасло.
— Я ошиблась… Я нечаянно соединила… Ни один шохо не смеет слушать тайны Высшего совета. — У Ихошки стучали зубы. Она запустила пальцы в рыжие волосы и шептала в отчаянии: — Я ошиблась. Я не виновата. Меня сошлют в пещеры, в вечные снега."

Тут на лицо явное описание видеоконференции, транслируемой по закрытому каналу связи по местному марсианскому интернету.
Причем Ихошка явно в курсе, что логи будут записаны и проверены :)

(что есть сравнимое по точности предсказания у Альбера Робида? :)

У Робиды не телевизор, а двухсторонняя видеосвязь и все возможные способы использования видеосвязи. Например, онлайн-магазин:

У Робиды не телевизор, а двухсторонняя видеосвязь и все возможные способы использования видеосвязи. Например, онлайн-магазин:


У Робиды (1890) существующий в его время телефон (с 1876 г.), с функцией хронофотографической камеры (патент Луи Эме Огюстена Лепренса, 1889 г.) объединен с функцией торговли по каталогам (с 1872 г.) при помощи «волшебного» зеркала.

Т.е. человек внимательно читал всю текущую научно-популярную литературу, и творчески ее пересказывал :)
(как, впрочем и подавляющее большинство фантастов-«предсказателей»)

У Толстого же описана совершенно иная, новая для его времени сфера применения, причем с точным попаданием в деталях.

Тут вы уже натягиваете. Оба с переменным успехом комбинировали известные им идеи. И не всегда это делали последовательно.

В "списке Робиды" у вас, кстати, "теледактиль" отсутствует. Удалённое управление манипуляторами робота, если говорить сегодняшним жаргоном.

Толстовская "проверка логов" - удачная находка для журналиста: напугать и словить хайп. А для инженера - это провал. Какая вероятность у вас случайно набирая телефонные номера дозвониться до Байдена или Путина? Тем более - попасть на номер закрытой видеоконференции?

Но допустим, повезло. Почему её туда вообще впустили? Толстой не знал про существование дверных замков?

А кто будет "логи проверять", у них там половина общества занята постоянной проверкой частной жизни другой половины? Или логи будут проверять роботы? В обоих случаях - почему задним числом, почему не проверили ДО подключения и не запретили?

В общем, с точки зрения триллера и саспенса - Толстой отлично написал. Если он себе задачу ставил - показать ужасы разлагающегося общества - то успех. Но если это рассматривать как "инженерное" предсказание - то полный провал и оторванность от жизни. Самому надо дверь квартиры отпирать-запирать, а не слугам приказывать.

Кстати, недавно в США пытались судить "программиста", который просто просмотрев кеб-страничку увидел в её коде приватные данные. Не гос-органы, которые эти приватные данные всем по факту рассылали, а того, кто на эту проблему указал. Тут ведь похоже, да? Сажать-то нужно не девушку, которая к видеоконференции подключилась, а тех - кто в зал закрытых заседаний воткнули шпионскую камеру (судя по великолепному ракурсу "чья-то спина" - это именно шпионская) с онлайн-трансляцией. Но они - "свои", и вместо них посадят "козу отпущения" - это рисовал Толстой?

Поэтому, что вы называете "точным попаданием в детали" - не ясно. Если в детали социологии, деградации общества - то да, Толстой отлично попал. Если же про детали технической реализации новинок - то сильно промахнулся.

Ещё вы отмечаете у Толстого "работа системы веб-камер на улицах" - ну так это и есть то самое "существующий в его время телефон (с 1876 г.), с функцией хронофотографической камеры (патент Луи Эме Огюстена Лепренса, 1889 г.) объединен", плюс автоответчик - "вебкамера" сама "поднимает трубку" без человека-оператора. Сама идея видеть происходящее издалека - не нова, от "яблочка по тарелочке" до оптического телеграфа Гука (17-й век).

Далее 1774, Лессаж, электрический телеграф методом отклонения подвешенных шариков. Вот вам уже почти электрическое реле. Осталось лишь сделать "поднятие трубки" таким отклонением - но это уже чисто механическая проблема.

То есть Толстой сделал ровно то же самое, что и Робида - взял известные передовые технические решения и стал их комбинировать, чтобы получить новые "услуги/сервисы". Толстой вам симпатичнее, созвучнее. Он "наш" и "более поздний", а Робида - чуждая ретроэкзотика. Но это вкусовщина, чьи идеи кажутся умнее и удачнее. По сути же они одно и то же делали.

Ну а самое точное «предсказание» сделал французский режиссёр Раймонд Милле, снявший в 1947 году короткометражку «La Télévision, oeil de demain» («Телевидение, взгляд в будущее»). В ней все ходили с портативными телевизорами, уткнувшись в них и не замечая происходящего вокруг. Фильму уже 75 лет, а актуален он как никогда!


В фильме «Приморский бульвар» (1987) персонаж Ильи Олейникова все экранное время втыкает в некий мобильный девайс, который держит в руках перед собой.

При этом создается полное впечатление, что гражданин использует современную смартфон-лопату.
Однако в руках у него советский калькулятор «Электроника МК-18М» :)

с 12:23

В 1657 году (17 век, это не опечатка) была опубликована книга Сирано де Биржерака "Иной мир или Государства и империи Солнца". В ней описывается путешествие рассказчика на Луну посредством использования петард. Луна оказывается заселена жителями, которые в числе всех прочих полезных в хозяйстве штук используют некие "говорящие серьги, которые вставляют в уши своим детям что бы те слушали школьные уроки на ходу". Кроме того в романе утверждается, что всё вокруг состоит из маленьких частиц звёздной пыли или что-то типа того, а также делается прогноз, что Солнце рано или поздно перестанет светиться, все планеты упадут на него и в результате произойдёт гигантский взрыв после которого всё начнётся сначала.

Кроме того в романе утверждается, что всё вокруг состоит из маленьких частиц звёздной пыли или что-то типа того, а также делается прогноз, что Солнце рано или поздно перестанет светиться, все планеты упадут на него и в результате произойдёт гигантский взрыв после которого всё начнётся сначала.


«Апокалипсис» был написан намного раньше :)
Sign up to leave a comment.