Pull to refresh

Comments 90

Давно интересовала эта тема и всё ждал, что кто-то из крутых авторов напишет об этом :) А тут прям исчерпывающе и на все случаи жизни.

Спасибо!
Спасибо! Надеюсь, это только начало :-) К сожалению, более детальные описания требуют куда большей работы, чем «достал соньку, пофотал девайсики, и — вжух! — статья».
У меня у одного ощущение, что как только на ютубе на кого то подписываются он сразу начинает покупать себе всякие навороченные девайсы для «профессиональной работы», хотя, как мне кажется, в этом «жанре» для вменяемого качества вполне хватает потребительских железяк? Но щас в тренде все писать в 4к и другими хайповыми тегами.
Вы правильно говорите, что вменяемое качество и на потребительских можно выжать, но они не дают запаса на постобработке. 4К нужно сейчас не для того, чтобы в этом разрешении контент пилить, а чтобы рекадрировать картинку, избавиться от шумов при пережатии в 1080р, итд. Звук — то же самое, чем качественнее аппаратура — тем лучший звук можно выжать. Raw для камер вообще позволяет чудеса творить. Все это конечно в разумных пределах, если человек не опытный, то сильно запоротый кадр или пересвеченную картинку уже не спасешь, но в правильных руках — это мощные инструменты
Я вот в одиночку снимаю видео и хочу себе 4к камеру.
Не потому что буду выкладывать в 4к (это нужно полутора анонимусам), а потому что смогу приблизить кадр без потери качества (рендерить буду в FullHD) и, вуаля. У меня на халяву съемка с двух камер.
Важное про 4k камеры: многие камеры перегреваются, и больше 20 или 40 минут не наснимаешь из-за перегрева. Иногда нагрев можно снять внешним рекодером типа Atomos или Blackmagic — но они стоят дополнительных денег. Надо гуглить на эту тему перед покупкой. Второе, если снимаешь 4к контент в raw, то нужен быстрый PCI-E/m.2 SSD на терабайт чтобы писать часовое видео (обычным людям raw писать, конечно, не нужно — но надо на всякий случай напомнить).

Вместе эти два требования приводят к необходимости пересмотреть бюджеты. Например, на RX100 тоже можно писать 4к, но не нужно, потому что она греется так сильно, что может испортиться, и у нее к концу записи цвета на матрице блекнут. Формально как бы RX100 влезает в бюджет, но только если ее не жалко. А вот гашик — это уже рабочее решение, он умрёт нескоро.
Мне чуть проще, у меня не планируется часовых видео. Максимум который я могу себе представить — 15 минут. В связи с этим я смотрел на Sony FDR-X3000, так как еще надо будет выбираться за город для записи, а спина одна и там еще другой стаф.

Понятно, что GH5 будет мне и 4к, и крутая оптика, и черт в ступе. но необходимости нет. У меня на первом месте звук (ибо музыка/музыкальные инструменты основная тематика).
Моей Sony A7RII хватает на более часа записи 4k без внешнего записывающего устройства.
Да черт знает, такое ощущение, что пара диктофонов, фото+видеокамера и карта захвата — это не нечто такое, что можно назвать лухари и «навороченными девайсами». Минимально приемлемые девайсы под задачу. Кое-для чего их даже очевидно не хватает, например, моя звуковуха не в силах аппаратно усилить стереопушку Rhode (и еще кучу микрофонов) до приемлемой громкости и приходится продолжать писать прямо в камеру.

Приходите на какую-нибудь конференцию JUG.ru Group, вот там действительно дорогое профессиональное железо. Опять же, наверняка, «минимально приемлемое» для выбранной задачи, но задача сильно больше, и рядом с каким-нибудь проектором за несколько лямов начинаешь понимать, какие же твои домашние железки жалкие :)
очень хочется порекомендовать подкастерам придерживаться ТВ-стандартов перепадов громкости. Крайне бесит тихий голос, и тут же отбивка на 0 dbfs.
Могу заняться, если кому-то интересно.
Если напишете статью, было бы полезно. Я бы точно прочитал и плюсанул, по крайней мере.
нет смысла писать статью, просто этим нужно заниматься уже при монтаже (голос обрабатывать отдельно, остальное отдельно). Или после склейки (менее удобно, нужно резать). Но то, что нужно этим заниматься — это факт.
Logitech Nano…
Клавиатура — отличная (собственно сейчас на ней и нажимаю кнопки)
Но мышь… Извините за плохой французский — говно. Да и померла через 4 месяца. Достаточно было одного падения на пол. Вскрытие показало: сенсор (матрица) вообще не приклеен. Держался исключительно на тонюсинких проводочках. При падении порвал эти самые проводочки.
Теперь клавиатура на одном USB приёмнике, мышь — на другом.
На фотке Zoom H2n — один из последних диктофонов с механическим управлением. Наверное, поэтому цена на него в последнее время сильно упала — молодежь разучилась пользоваться не-тач интерфейсами :-)


Позволю себе сказать, что тут автор не прав. Механическое управление так же имеют как минимум Zoom H4n, Zoom h5 и Zoom H6. Это при сопоставимых с Zoom H2n размерах.
Я, наверное, очень много тут в чём неправ. Например, Андрей Мелихов наверняка может рассказать всё что думает о том, что «Blue Yeti — микрофон без недостатков» :-) Хорошо, если вы натыкаете меня носом

История с покупкой Zoom H2n была простая. Я приехал в Москву, и надо было быстро-быстро сделать интервью, а мне писать не на что. Бюджет был — строго меньше 10к (потому что столько было налички). В ближайшем магазине с музыкальной техникой, найденном по 2ГИСу, были либо сильно дорогие штуки (Roland R-26 и H6), либо в рамках бюджета, но редкостная китайская гадость с сенсорным экраном. Zoom H2n был просто единственным, кто укладывался, и то по какой-то акции. Так что да, надо было озвучить бюджет, как минимум.
Если писать голос, чем не устроил H1? Стоит-то еще меньше.
H2n обычно берут для записи инструментов (потому что как раз умеет писать «во все стороны», что полезно при записи акустики). H6 крут, да, но дорог, согласен. И БУ их не найти нигде.
Потому что надо брать на будущее, а не чтобы — поюзал один раз и выбросил. Опять же, если у тебя один диктофон для качественной записи, второй — для фигни, третий и четвертый еще для чего — нибудь, не окажется так, что чемодан уже как ручная кладь в самолет не пролезет? :) (Спойлер: так и будет! Даже без дополнительных диктофонов!). Поэтому взял максимально хороший на заявленный бюджет. Понадобится H6 (пока непонятно, зачем) — этот кому-нибудь отдам, и он продолжит работать верой и правдой, а не пылиться на полке.
Спасибо за ответ!
H6 если писать сразу с 4-6 микрофнов будет офигенен + аудиоинтернфейс прекрасный.
Покупка техники внутри России — некомильфо. Барыг подкармливаете!
Я придумал себе отдельный тип развлечений. Материнскую плату и видеокарту стационарного компьютера можно упаковать в коробку и положить в чемодан. Таким образом у тебя получается куда более мощная машинка для кодирования, хотя таскать её между городами неудобно, и в аэропорте досмотр осложняется.

Месье знает толк…
Помню я грешил подобным, но у меня micro-ATX был (тоже россыпью, но в рюкзаке), а позже mini-ITX коробок. А потом мне надоело и я купил ноут-конструктор Clevo под настольный процессор с набортным GTX1060, чтобы не заботиться поиском монитора и клавиатуры в полях. Хотя размер и вес всё равно не для ношения подмышкой, но в ручную кладь таки лезет.
Если же компактность более значима, то сейчас можно купить злой Intel NUC Hades Canyon.
P.S. Я не подкастер, просто была нужда ездить далеко со своим рабочим компьютером.
У меня это не про подкасты, а про игры. Например, если ты играешь в какой-нибудь Overwatch и стримишь одновременно на Фейсбук, Ютуб и Твич (да, я знаю, что это запрещено TOS :-) в 720-1080-720p соответственно, то GTX 1080 и i7 2600k еле справляются. Если же попробовать провернуть тот же фокус с Ведьмаком в 2к, то начнутся тормоза на GPU, а в 4к всё упрётся и станет колом на GPU намертво. Более того, сейчас есть игры, которые вообще ни на каком железе не работают на максималках, например Kingdom Come Deliverance (на 20xx картах не пробовал, но скорей всего тоже не потянет). Поэтому если хочется делать игровой контент в 2к, то надо таскать с собой 1080 и не выпендриваться :-)
Привет, классная статья, а как вы гасите эхо от стенок?
Обычно гашу тем, что не живу в мраморной усыпальнице :) Эха немного. Если есть, можно использовать поролоновые пирамидки в количестве сколько не жалко, это не так дорого, продаются площадями вроде метр на два метра
У меня странные ощущения от поста. Вроде и сфоткано всё неплохо, и описано, и людей много опрошено. Но пост — совершенно не инженерный. Такое ощущение, что его писал не инженер, а трэвел-блогер из жж. Вообще непонятна ни твоя мотивация при выборе решений, ни мотивация твоих опрошенных.

Во-первых, описан какой-то набор железок, кто и чем пользуется. Но совершенно непонятно, почему, как люди к этому пришли и что они говорят по поводу техники других людей. То ли никто толком не разбирался, то ли это всё банальная вкусовщина.

Во-вторых, не очень понятны нападки на USB-звуковые карты. Чем плох USB? Зачем тебе Thunderbolt? Я вот в упор не понимаю. По-моему, проблема не в USB, а в том, что ты какого-то хрена вместо звуковой карты используешь копролит.

В-третьих, материнка, упакованная в чемодан — прикольно, но зачем? Какую такую ты решаешь задачу, что с ней не справляется твой четырёхъядерный MacBook Pro?

В общем, сплошные вопросы.
Наверное, надо вынести это в отдельную статью. Например, почему почти у всех микрофоном Rode Procaster?

Ещё тут ниже по треду спрашивают, какое железо использовать на митапах — может, попросить тебя, Артема или Богдана рассказать?

Железо — это почти всегда вопрос бюджета и задачи. Нужна ли трансляция,, нужно ли видео и так далее. Без бюджета и задач обсуждать оборудование — довольно бессмысленно.

Было бы интересно послушать про то, как организовать качественную запись митапа.


Исходные данные:


Вариант 1: Есть общий пульт куда заведены микрофоны, и hdmi к проектору. Видел решения где первым звеном был MD-HX, потом неизвестно что и в итоге это как-то заводилось в Wirecast;
Вариант 2: Есть просто hdmi и дальше полная свобода.


Спасибо

Самый простой вариант — OBS, куда заводится звук и видеосигналы с экрана и камеры (самый дешевый вариант — Elgato GameCapture).

Кажется что это не лучший вариант с точки зрения удобства использования. Спикеру нужно будет ставить дополнительный софт и настраивать все у него.


Идеальный вариант — вставили HDMI в ноут, картинка пошла на проектор и операторский ноут. Оператору также приходит hdmi с камеры (есть Canon M50) и звук по aux.

Спикеру ничего ставить не надо. OBS с дровами Elgato на вашем ноуте, куда все (камера через Elgato и экран через другой Elgato) и заводится. Elgato пропускает hdmi с спикерского ноута насквозь в проектор. Ноут желательно с DX11 видеокартой, но можно и без попробовать на небольших разрешениях.


И еще более дешевый вариант — HDV камера, которой захват делается через Firewire, и ноут с ним.

А у вас норм с Elgato? Потому что у меня с ней был факап — во, первых, она грелась как чадные котлы в глубинах ада, а если подержать подольше под перегревом — зависала. Во-вторых, мылила картинку. Возможно, я делал что-то не так. Пришлось ее отдать и перейти на Blackmagic в два раза дороже.

C Elgato для захвата экрана основная проблема


  • поддерживает не все разрешения
  • родной софт может сдохнуть, зафейлив запись.
    Та же фигня с атомосами (там еще хуже).

Ну и плюс надо быть готовым к захвату VGA. Приходится на каждую точку захвата экрана тащить пару крамеров (минимум 426 + 424, с несколькими 437 и 728 в резерве). Вот эти мне как раз мыло и искажения дают.


В результате, для записи конференции (когда невозможно мониторить в одиночку несколько треков) обычно я стараюсь писать несколько источников — скринкаст на ноуте + атомос + захват епифаном и эльгатой. http://0x1.tv/Screenrecording
Что-нибудь да выживает.

А ваш «Blackmagic MiniRecorder» (привлекает его компактность), какие разрешения поддерживает? умеет всякую ересь типа 1024x768, 1368×768 или только 1080p50/1080p60? Что-то погуглил, непонятно. Я все еще в поиске священного грааля, единой компактной железки, которая ест HDMI и VGA во всех разрешениях, и втыкается в тракт). И чтобы подешевле конечно.

Черт знает, я только 1080p30 и 1080i60 пробовал. Выше нужна уже другая железка, а ниже было не нужно. По идее, 1280×720 (720p) оно должно уметь, а вот все остальное… Сейчас проверить не смогу, я в отпуске. Если проверю, могу написать в личку.

Да, если при случае будет эксперимент — напишите. Хотя наверно на всякий случай прикуплю такую модель (она хотя бы компактная). Там еще возможны проблемы с HDMI/HDCP — не сталкивались? Хотя бы с вашим маком — вроде часто из них выходит HDCP сигнал, с которым проблема подключить и капчить.

Я на нее пишу видеокамеру, а не мак :) Поэтому вот на это смогу ответить только в порядке эксперимента, что не даст понимания, «есть ли какие-то проблемы», проблемы вылезают в самое неподходящее время.

Мы используем захватки AJA или BlackMagic, рендерим и транслируем на OBS или vMix, считаем видео на ноутах аппаратно с помощью NVENC или Quick Sync.

А какие именно? Вот есть ли всеядная захватка, которая поддерживает VGA и HDMI, и все типы разрешений (пусть скейлит на худой конец, лишь бы ела), и еще работает «насквозь» (типа входы и выходы в ней есть, не нужно городить сплиттеров и скейлеров)?
Мой пул (Epiphan, Atomos, Elgato плюс мешок крамеров) — все неидеально, постоянно какие-то квесты. Так это задолбало.

Из интересненького можешь попробовать DAC-70. К нему понадобится захватка. Я рекомендую AJA U-TAP SDI.

Так же можно использовать скейлер типа Kramer VP-426. Он решает проблему HDCP и оцифровывает сигналы VGA. Тоже универсальная штука.

Что используем мы:
  • На сцене: Kramer VP-440 для подключения любых ноутов и скейлинга изображения в 1080p60
  • Выход HDMI отдаём на телевизор-суфлёр
  • Выход HDBaseT отдаём на пультовую зала (обычно стоит в конце зала) по витой паре 6ой категории. Метров до 70 работает без проблем
  • в пультовой сзади принимаем сигнал по HDBaseT на Kramer VP-796A. Хорошая штука с кучей функций. Но дорогая. Вместо него можно использовать любой HDBaseT приёмник, конвертирующий в HDMI
  • С пульта отдаём на HDMI-сплиттер и HDBaseT-сплиттер
  • Со сплиттеров раздаём везде: на проекторы, телевизоры, в ПТС-ку, в сеть по NDI, в мониторинг и т.п.


Вообще, давай просто встретимся в Москве при случае (давно не виделись) и я тебе спокойно за кофе всё расскажу. А будешь в Питере — заходи к нам в офис, мы тебе наш конференционный сетап покажем и расскажем, что и почему.

У меня полдесятка VP-426 (и один VP-461 — да, они компактны, да, хочу избавится от полноюнитных гробов VP728 вы их пользу, но →...). И они проблему решает не всегда. Почти всегда решается комбинацией « VGA|HDMI → VP-426 → VP-424 → » (который «канонизирует» HDMI). Но тоже не всегда.
Три часа трахался в одной из аудиторий DO, где только тремя или четыремя крамерами расплитил и получил сьедомный для Atomos и Elgato сигнал. Не говоря уже о том, что скейлеры иногда дают наводки и прочий снег.
И это так достало.


Твой конфсетап на фотках (стойки на колесах) я видел. Но вот те low-tech конференции, которые достаются мне, туда их никак. (LVEE — белорусский лес, без шансов, OSSDEVCONF — подвал с херпройдешь лестницей → без шансов, SECR — в аппаратные не пройдет, ISPRASOPEN → ну… технически наверно можно было, но с боями).


Не говоря уж о том, что я ищу сетап, который влезает на 4-5 треков в 120 литровый рюкзак и сумку на колесах (может две) → чтобы это можно утараканить по бездорожью и с одним билетом на поезд… должно быть решение, не может не быть, я не стремлюсь с 4K (даже 1080 не всегда надо, если нормально захватить экран). Когда-то, когда фреймграбберов не было, а просто таскал ноутбуки с скринкастерами, все было сильно проще и компактней. Но из-за пары докладчиков со своими ноутами, за которыми надо было бегать и организовывать скринкастинг, ввязался в эту муру с фреймграбберами, скейлерами, чтобы им пусто было. Был момент, когда вместо скейлеров я просто таскал свой ноут с фреймграбберами (внешние ноуты подключались к нему фреймграбберами с показом на экран самого ноута, у него были все типы выходов, запись была скринкастингом...) — но был одно-двух секундный лаг… Тупик, и гонка за идеалом пошла дальше.


Подход все гнать в SDI (DAC, AJA) — возможно верный, и для тебя наверное оптимальный. Но так хотелось обойтись без него (зачем мне SDI, если я не хочу трансляцию 30 метровыми проводами делать, а только лишь записать видеосигнал?).


В Питере буду наверно в начале марта, на ProfsoUX, но будет ли время пересечься — ох, не факт. Пока все под видом конференций занимаются туризмом, секс-туризмом, или заработкой денег, я получаю только гемор и таскание тяжестей. А если будешь в МСК в районе Белорусской — пингани, я сейчас там.

Ну, видеосигнал надо куда-то писать, наверное? Для этого хорошо подходит простой ноут на винде с OBS. А SDI решает проблему расстояний. Провод всё равно нужен, все нормальные камеры всё равно умеют SDI. Поэтому вариант с SDI — довольно хороший.

А что у тебя за проблемы с VP-426? Зачем тебе ещё VP-424 после него?

Ну у меня десяток простых ноутов для этого и есть (HP 2540P, компактней 12" ничего не встречал вменяемого). OBS как раз не лучший выбор — может упасть, надо следить, занимается рескейлингом (а надо просто класть в максимально родном для железке формате, потом разберемся, тут лучше ffmpeg с автоподнятием). И проблема расстояний как раз тогда не стоит (в отличие от десктопа или монструозных пультов, куда надо все заводить издалека) — ноут кладется максимально близко либо к источнику, либо к проектору… ну куда получится врезаться в тракт.


424 (HDMI→HDMI) решал кучу случаев (вот чаще чем 10%), когда Elgato/Atomos после 426 hdmi не видят, а после него — видят. При том, что вроде ни разрешение, ни частота, ни HDCP — ничего, блядь, не менялось. Мне его давно рекомендовали, в любой непонятной ситуации используй фильтр Кальмана^W^W VP-424). Вот я и использую. Хотя куча лишних проводов, лишняя розетка, лишний гемор при настройке… все это угнетает.

Надо тестером смотреть и в консоли по Kramer 3000, что отдаёт тебе VP-426 в случае, когда Elgato/Atomos чего-то не видят. Обычно это проблемы типа неправильного распознавания RGB/YCbCr или захвата EDID. Мне, например, не нравится, что VP-426 не умеет 1080p30. Часто это бывает полезно.

А ты в каком разрешении захватываешь и пишешь, что у тебя такой хиленький ноут справляется? 720p30? ffmpeg — понятно, но чем конкретно ты кодишь? Какой реализацией h264? x264 или встроенное видеоядро на проце умеет Quick Sync?

Ну я смотрел, с помощью тестирующего телевизора от DataVideo, или с помощью меню следующего крамера за vp426. И вот иногда — все кошерно вроде, но только VP424 исправляет. Kramer 3000 — эээ — а есть что-то компактнее? Пробовали к 426 как-то по rs232 подключаться или по USB, может там интернал управление есть?


Atomos у меня пишет 1080p60/1080p50 обычно (дебильными аппловыми кодеками, террабайтный винт выжирается чаще быстрее чем за два дня), а ноут — если Elgato, то 1080p50 / 720p30 — там технически с коробочки уже MPEG идет, если отключить preview, сильно нагрузка на проц снимается (я удивился, когда обнаружил, что там существенная часть нагрузка идет от превью, писали софт гении наверное).


Если с Epiphan — то обычным ffmpeg без NVENC, встроенное видеоядро там не помогает (Да, мне бы блин вот таких же ноутов, но с видеоядром на котором паковать!). Тут FPS от 8 до 25 обычно, в зависимости от того, чем там еще нагрузил, какое разрешение. Вот тут может не хватать FPS, если докладчик нарезки клипов показывает (за которых потом это видео на ютубе заблочат).


Насчет слабости ноутов — ну да, не очень сильные, и из-за старости любят греться (регулярная смена термопасты уже не очень помогает). Часто вот прям балансирую на грани 100°С, т.е. на грани отключения. Один раз когда еще внезапную трансляцию вел (ну на нее почти всем было пофиг, так что не жалко), я утрамбованный снег в чашках под такой ноут подкладывал… и регулярно менял. Но конечно, OBS на них пускать — издевательство, больше не буду (обычно трансляция все таки с HP 8760w, но тут внезапно вот решил).


Ну и у меня эти считаются еще за сильные ноуты. Ибо захват с камер я вообще делаю на десяток Thinkpad x61 (а в эпоху DV камер параллельно с захватом и трансляцию вел… — но вот 1080 на его процессоре уже не успевает перепаковываться).

На проце на ноуте на x264 — плохо и ненадёжно. Потому что проблемы с производительностью. Мы были очень удивлены, когда в феврале 2018 года обнаружили, что любой современный проц от Intel со встроенным Iris легко справляется с 1080p60, 1440p30 и почти справляется с 2160p30. То же самое верно и для NVENC на любой видеокарте выше GTX 1030. Потому что для всех интелов и нвидиа внутри одного поколения блоки аппаратного кодирования одинаковые. Просто они либо есть, либо их нет.

То, что на распаковку тратится дофига — да, для нас тоже было сюрпризом. Помню и elizarov очень ругался по этому поводу. Видимо, ffmpeg для декодинга почему-то использует проц (x264), а не декодит аппаратно (NVDEC-ом, например). Надо бы почитать на форумах по ffmpeg/OBS/vMix, почему так странно сделано.

Практика показывает, что любого современного ноута с четырёхядерным процом и видеокартой Intel Iris 620 и выше либо NVIDIA 1050 и выше — вполне достаточно. Есть некоторые проблемы с AMD AVC, поэтому на ноутах с Radeon могут быть проблемы.

Пример: MacBook Pro 13" со встроенным Iris Plus 640 легко справляется с 1440p30 на QuickSync. А вот c MacBook Pro 15" (у которого Radeon RX 550X) есть проблемы — vMix не умеет саппортить AMD AVC. То ли с поддержкой в ffmpeg какие-то проблемы, то ли просто руки не дошли. Надеюсь, в 2019 году наконец исправят.

Вывод примерно такой: можно брать почти любой недорогой четырёхъядерный 15-дюймовый ноут на винде и всё будет ок. Мы сейчас ждём выхода ноутов с NVIDIA RTX. Они обещают в нём удвоенную скорость блоков NVENC/NVDEC, что позволит нам перейти на видео и трансляцию в 2160p30.
«плохо и ненадёжно»

Ну для трансляций — да, не ОК. А если устраивает FPS при захвате или наоборот, перекодирование, но время неважно — почему нет…


Да, современные ноуты это интересно… но дорого. Менять целое поколение, менять тип зарядки бп. (десятки которых разбросаны по дому). Плюс что-то появляется, что-то пропадает. Я очень держусь за ноуты с Firewire, куда без всяких плат захвата заходит 1080 видео с HDV-камер.


А таких среди нового поколения нет… Так что наверное в этой жизни я буду держаться своего lowtech решения с Firewire и HDV (и считаю, что нафиг 4K не сдалось для информационного видео). Вот только с захватом экрана бы еще гарантированно оптимизировать процесс.

На круг всё получается не очень дорого. Комплект из ноута, двух захваток, процессоров Kramer и переходников можно уложить в 150-200 тыс. руб. Наверное, для энтузиаста это дороговато, но для профессионалов — нормально.

Я думаю, если бы ты начал брать хоть какие-то небольшие деньги с организаторов за свой труд, то это было бы правильно. И они бы серьёзнее к видео относились, и ты мог бы позволить себе нормальное оборудование.

Говоря проще, не думал ли ты перейти из бесплатного сегмента хотя бы просто в low cost? «Не корысти ради», а токмо ради поднятия качества.
Про Wirecast. Софтина требует, чтобы ты настроил комп под неё, а не её под комп. На hi dpi экране интерфейс разлезается. Глобальные шорткаты могут работать или не работать. Разные части интерфейса написаны с разной быдлокодностью — например, экран с настройкой трансляции может магически или работать нормально или тормозить так, что десять секунд перерисовывает формочку. Работа со сценами — кошмарный ужас, нужно делать это в неукоснительном соответствии с пониманием дизйанеров интерфейса. Есть и серьезные баги вроде того, что там иногда отваливается звук, или не подхватывается железо при восстановлении прошлой сессии, и нужно на всякий случай каждый раз проверять — а идет ли в трансляцию звук или нет. То есть, это всё ещё одна из крутейших прог для кастинга, но дизайн UI и юзабилити у неё для сильных духом.

Тот же OBS требует куда меньших духовных усилий, но у него есть свои проблемы, например, невозможность транслировать сразу на несколько направлений, что требует притаскивания зоопарков с nginx-rtmp или restream-io, а вот с этим Wirecast как раз справляется почти отлично. Почти — потому что нет возможности управлять каждым направлением трансляции отдельно.

Написано в духе «у нас было 10 zoom h1, 3 zoom h4, 2 zoom h2, 3 микрофона samson c01, 1 UFO, внешняя звуковая плата Tascam, пара бросательных микрофонов Catchbox, радиомикрофоны Seinheiser и Akg, накамерные Rode NT4, четыре фреймграббера Atomos Ninja 2, 8 камер 1080i, 10 фотоаппаратов Panasonic Lumix, 10 фреймграбберов Epifan и 8 фреймграбберов Elgato GameCapture, … … … Не то чтобы это был необходимый запас для подкастинга, но если начал собирать железо, становится трудно остановиться. Единственное, что вызывало у меня опасение — это десктоп в чемодане. Ничто в мире не бывает более беспомощным, безответственным и порочным, чем десктоп в чемодане. Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.»


Имхо, перебор, конечно. Хотя перечисление железа выше — мое...


Хромакей лучше раскладной-натяжной с внешним каркасом — на простыне, как на фото, всегда будут складки и с ней куча возни. Есть даже компактные раскладные хромакеи (метр на полтора), как раз для крепления к креслу, хватает на голову — можно их даже возить с собой.

Ну и стоит добавить что если вы только пробуете себя, достаточно записать на хорошую и недорогую гарнитуру + приличную вэбку. Для старта разница = нулю, и не будет впустую выброшенного бабла
Смешанные чувства от статьи.

Увидь я такой список до того, как попробовал делать видео, записывать звук — не начал бы даже, так как бюджет непомерным показался бы.

Статья на мой взгляд полезна посмотреть на что пишет автор, стремясь к лучшему качеству, нежели составить свой список.

Куча мануалов и лекций по IT записаны с отвратительным качеством без попыток что-то сделать, тут же наоборот описан ультимативный набор. Из крайности в крайность мне кажется.

Есть более простой подход:
Для голоса есть копеечная петличка boya by-m1 с великолепным звуком за свою цену, особенно, если учитывать, что бывает несколько человек нужно записывать — по цене диктофона из статьи можно купить штук 5-6. Останется решить вопрос с тем, куда писать с петлички. Можно просить записать на смартфон интервьюируемого, либо использовать свой или несколько своих или диктофоны, или что-угодно имеющее микрофонный вход — джек.

Большая часть людей вообще не будет думать о звуке в видео, подкасте, если это не профильная тема со звуком. Если звук удовлетворяет некоторым невысоким потребностям, то все, что выше этого качества уже мало на что влияет с точки зрения аудитории.

С записью видео все может быть не так просто, если статично, в помещениях соглашусь с logitech c920, минимум необходимый. Статично на улице — зеркалка любая с видео и штатив.

Если динамично, то уже стабилизатор нужен, зависит от целей, что больше подойдет — экшн камера + стабилизатор, экшн-камера с оптической стабилизацией, заркалка + стабилизатор.

Безусловно, лучше железо — лучше качество исходников и конечного продукта. Только вот рост качества от затрат там экспоненциальный. Легко получить достаточно хорошее качество при небольшом бюджете, а вот любое улучшение будет даваться все дороже и дороже в дальнейшем. А надо ли оно? :)
Мало кто пишет о том, с чего начинать, но если брать совсем минмум для записи видео + аудио, то:

— БУшный Canon 600D/650D и далее. примерно 15 тысяч рублей за Body + Китовый объектив. Можно наэкономить больше, если взять только Body (9-10 тысяч рублей) + Гелиос 44-2 (1500 рублей) + переходник (300 рублей).
Почему он? Потому что а) их ДОФИГА б) он умеет писать в FullHD. Состояние затвора нас ну вот вообще не волнует, мы на него видео писать будем.
— Любая петличка (1500р), вставляется прямо в Canon. Петличку ставим максимально близко к рту (источнику звука).

Итого: Около 16 тысяч рублей на старт. Можно вообще писать на телефон и купить только петличку. Тогда вообще копейки.

Дальше уже идут камеры с 4k (потому что приближение и картинка лучше), куча диктофонов, потому что если откажет звук его надо откуда-то брать и далее, далее.

Canon 600D/650D — а сколько влезает непрерывно часов на SDHC (32GB) и SDXC(64GB)? И вообще, он может писать непрерывно часов 10? (или там ограничители или матрица перегревается?).

Часы сильно сказано.
Для 600D в FullHD максимум можно записать ~11 минут в один файл (ограничение файловой системы) + ограничение самого фотоаппарата на пол часа.
У 650 вроде не сильно больше отличаются параметры.

А что такое можно писать 10 часов? о_О

Яснопонятно, расходимся.


Я пишу конференции (http://0x1.tv), мне нужна непрерывная запись часов 10 с каждой точки (у меня 2-3-4 точки на зал). Фишки камеры (смена зума, позиционирование) — нафиг не нужны. Все остальное фотоаппаратное — матрица там светочувствительная, оптика приятная с зумом — полезны. Особенно если это можно запитать от повербанки, которую хватает на день (чтобы можно было переносить, в любое место в зале).

Я расписал технику «для начала, бюджета нет». А у вас все же проффесиональные задачи, так что и бюджет надо брать соответствующий.
По идее, если поиграться с настройками (уменьшить количество кадров и etc), то в 32Gb может влезть 570 минут FullHD видео (9,5 часов). Это в теории. На практике я такого не видел, не было необходимости.

Павербанка — это сразу смотреть на экшен камеры. Тот же GoPro Session, со слов производителя, умеет писать на своей батарейке 2 часа непрерывного видео в 1080p 30fps, что уже хорошо и павербанку подрубить можно.

«Профессиональные задачи» — это когда профессия и деньги зарабатывают. У меня это хобби, но решать проблему надо, и дешево.


У меня есть десяток фотоаппаратов который почти это умеет, но 1280x720. Вот, смотрю, не появятся ли альтернативы (разумеется среди американских версий, где нет европейского ограничения на полчаса записи). Если кто из прохожих знает — напишите.


GoPro — нет, не подходит, нужен оптический зум (желательно без гемора с сьемной оптикой).

GH-5 запитывают через подставную батарейку, из которой тащится хвост в контроллер питания. Наверное, кто-то достаточно продвинутый в путях пайки электроники сможет напаять переходник, в который можно будет подпихивать новые павербанки и отключать старые, тем самым организовав непрерывную цепочку поставки павербанок вообще для любого фотоаппарата)

Ну вот да, почти во всех современных фотоаппаратах такой бред — DC-питание отменяет батарейку, и нечеловеческий коннектор под батарейку нужен, и нужно колхозить внешнюю схему для смены повербанок. Поэтому ценю свое старье, где стандартная батарейка работает всегда и страхует смену повербанок (или проблемы с ними, типа коннектор вытащили), которые идут через стандратный штекер типа 1.4mm вроде.

Надо посмотреть, как это сделано в решениях более высокого класса. Может быть, мы недостаточно профессиональны для почтенных производителей электроники, чтобы на наши нищебродские железяки еще и систему питания продумывать :-)

А что у вас за старье?

В профессиональных камерах там два вендорских аккумулятора подключаются, хотсвоп, внешние повербанки тоже никто не пустит. Ну и все здоровые они, и дорогие. Надо — компактно и дешево.


А что у вас за старье?

Panasonic Lumix FZ35, компактный ультразум. Именно американская версия, ибо только у американцев снято ограничение на 30 минут записи (у европейцев, чтобы обойти пошлины и не считать фотоаппарат более дорогой по пошлинам и каким-то там налогам, видеокамерой, вставляют это дурацкое ограничение на 30 минут непрерывной записи).


Он был бы почти идеален, если бы на на него можно было 10 часов непрерывно писать. Но хрен там. Поддерживает только 32GB карты, на них в его минимальных настройках идет только 8-8.5 часов. Этого обычно не хватает на день. Приходится менять карту — и тут гемор. Карта вставляется так, что надо отвинчивать площадку штатива (поубивал бы инженеров). Более того, из-за двух частей непрерывной записи возникает необходимость синхронизации. У меня есть система, выстраивающая на шкале истинного времени файлы, по времени их создания, но мудаки, писавшие прошивку в этому фотоаппарату, пишут в дату создания файлов… «время, блядь, включения фотоаппарата!!!!!» Ссуукоо… Я конечно насобачился уже сразу включать запись после включения, а 1-2 секундные расхождения фиксить… но какого хера.


Я даже нашел гениального русского хакера, специалиста по хакингу panasonic gh, и уговариваю его уже несколько лет ковырнуть прошивку к этому девайсу (ну хоть занизить чуть битрейт, чтобы на 10 часов хватало), но пока не получается (хакер уговаривает меня выкинуть старье и переходить на «Z CAM E1» — типо качество и ничего лишнего).
Лучи проклятия конечно закрытому софту от Panasonic, наверное надо было искать что-то такое в кенонах, там вроде хакинг официально поддерживается.


Но вот еще раз плюсы этого девайса — непрерывная запись 1280x720, нормальная оптика с 18 зумом, матрица побольше, чем у компактных камер, компактность, питается от повербанок на 9V с подстраховкой стандартным аккумумом) — т.е. штатив с этой хренью легко ставить туда, где нет электричества (вот там в лесу снимать), внезапно переставлять (вот солнце когда меняет положение, или если в зале — внезапно доклад превратился в круглый стол и т.п.).
Т.е. у меня обычно основная камера под оптимальный ракурс что-то типа Canon HV-20-30-40, которая льет на ноут, но все это требует электричества, а пара этих люмиксов страхуют, снимают зал, снимают альтернативные ракурсы.

Автофокус не нужен, всё вручную? Просто есть подозрение, что у Z CAM E1 — мировой рекорд по фиговости автофокуса. Ну и это вообще не «полноценная» фото-видео-камера. Прежде чем покупать, неплохо бы взять её на денек у кого-то и понять, стоит ли оно того.
Был не прав. В часть Canon (Те же 600/650) можно установить альтернативную прошику — magiclantern.fm
У них в FAQ есть вот такое:
RAW:
Can record continuously until the card gets full (no 30-minute limit).

То есть в теории можно записать хоть всю 64Gb карту. Правда это Raw, так что я думаю там не 10 часов и остается вопрос как питать от павер банки.
Спасибо, очень интересно было.
Правда, не совсем понятно, при чем тут видео, если речь о подкастах…
Ну если все тут свои сетапы расхваливают — то и я свои 3 цента вставлю как начинающий ютубер.

Как ютуберу, полу-проф набора на все случаии жизни ниже должно быть болле менее достаточно, для начала.

В наличии

Видео:
Екшн: Гопро какойто,
Зеркалка: (д3500)
Вебка: с922

Звук: (должен быть офигинен, важность звука 50% имхо)
а)Основной/Домашний и б)походный наборы.

а)Основной/Домашний:
таки
Интерфейс XLR/USB: Focusrite Scarlet2i2(2 шутки) v1 — на мой взгляд самый безгеморный девайс, 2 входа,, срук., драйвера пордолжают работать и на старый девайсах. Focusrite форева… Focusrite 18i20 в планах.
Микрофон XLR: SE X1 набор- за свои деньги офигительныей некитовый звук и вообще — дешево и супер звук за свои деньги. Shure SM27 в планах, в дополнение(там ваабще звук… конфетка).

Есть еще пара гробов XLR/USB на 8 входов, так, на фсякий пожарный:
— MAUDIO/AVID M-Audio Fast Track Ultra 8R — драйвера тока на win7 — срук, шуршит 1 канал уже, мусор, но ставится нормуль на win7.
— Presonus 1818VSL — срук, на этот девайс я конкретно зол — на win 10 тянет НО, заявленный при выпуске основной доп. функционал похерен производителем, без специальной програмуси неработает монитор на наушники, монитор на наушники, Карл!
Вывод: больше никогда в жизни никаких MAUDIO и никаких Presonus.

Имеет смысл слушать микрофоны на ютубе, отдельно рекомендую BoothJunkie с его каналом на ютубе.

б)походный наборы.
Интерфейс XLR/USB: Zoom H5, универсальнейший девайс, умеет писать с 4 каналов — 2xy и 2 XLR. Супер диктофонище.
Микрофон XLR: SE X1. В плана х обзавестись шотганом типа Rode NTG 1/NTG2.

Как то так.

Цена вопроса примерно 1 килоевро.
(при условии что половина вешей закупается срук)
> Zoom H5, универсальнейший девайс

а зачем гробы, если есть H5?

> никогда в жизни никаких MAUDIO

тот же вывод. И за одним, очень аккуратно смотреть на Avid, потому что они напокупали у M-Audio вот всех этих Fast Track и упаковали в свои фирменные красивые коробки, это инфа 100%. При этом, как глючили Fast Track с Pro Tools, так и продолжают, карточка всё так же не всегда определяется :)

есть подозрение, что можно забить на гробы и везде использовать тупо H6. За это топит 23derevo

мне всё же кажется, что может спасти Thunderbolt. Гамов тоже так думает. На PC уже есть тандерболтные карточки.

c дровами на тандерболт проблема. Есть рабочие дрова у Universal Audio, MOTU и RME. Из них Universal Audio — это чуваки с популистской стратегией запуска своих плагинов на медленных и недешевых своих же железяках при слабой аппаратной составляющей — имхо отстой, MOTU при прочих равных стоит в 2 раза больше конкурентов за счет не нужных для небольшой студии опций. RME получше первых двух — но в нижнем ценовом сегменте там только Babyface Pro, который всё ещё USB.

похоже, единственный по сочетанию цена/качество thunderbolt для windows сейчас — это Focusrite Clarett. Я не люблю Focusrite за их кривые дрова на USB, но может быть на тандерболт всё будет иначе. Последний раз когда я видел эти дрова на тандерболт они были в статусе беты и не для всех девайсов — надо разбираться.
>а зачем гробы, если есть H5?
Ну, H5 это только 2 XLR, и было желание иметь универсальные беспроблемные 8XLR/USB в одном флаконе.
Ни с MAUDIO Ultra 8R ни с Presonus 1818VSL любовь несложилась, поэтому ждем случая перехватить Focusrite 18i20 срук, благо что отзывы на него достойные, и с драйверами должно быть более менее.

p.s.
Для покупателей с рук, и вообще:
ДРАЙВЕРА, как много в этом слове, для сердца ютубера слилось, как много в нем отозвалось…
Все это железяки жестко зависят от драйверов, по этому при размышлении о покупки очередной железки, ПЕРЕД ПОКУПКОЙ, пишем в гугле:
«Device XYZ problems», «Device XYZ does not work», «Device XYZ drivers» — познаете всю глубину бытия о своем новом предпологаемом девайсе, не всеж рекламные проспекты читать…
Научено горьким опытом Maudio, Presonus.
p.p.s. Motu — да говорят вроде не плохо, но 2х дорого, по отношению к тому же Focusrite…
p.p.p.s. С проблемами USB я на Focusrite не сталкивался, но я навеное и не пишу так много.
Firewire/Thunderbolt- боюсь, что это всеже выстрел вногу себе будущему/ бубны с с будущими устаревшими драйверами, + неуниверсальность порта, всеже USB более распространен…
> неуниверсальность порта, всеже USB более распространен

ну так-то, thunderbolt абсолютно распространён на всех Mac. И так сложилось, что Mac — это одна из любимейших железок в серьезном аудиопродакшене. А еще, thunderbolt — дорогой в производстве и сертифицируется, то есть, девайсы с ним с меньшей вероятностью будут делать совсем уж криворукие китайцы за девять центов, как это похоже случилось с M-Audio. Так что за Mac я совершенно спокоен, а вот что будет с PC+Windows/Linux — похоже, придется проверять на своей шкуре…
О!
Насколько крут H5 в сравнении с H6? Я просто смотрю на последний (ибо чаще вижу его у интересных для меня ютуберов).
Для меня звук это 80, а то и 90 важности :)
H5, H6 — oба походные варианты, тоесть могут и дома, и на конференции/тусовке.

По большому счету H6 — 4 XLR + XY микрофон, H5 — 2 XLR + XY микрофон, а как известно чем больше XLR тем лучше.
Те если пишем больше чем 2 человек то брать H6,.

Если больше чем 4 человека — без гроба на 8 XLR необойтись.
(гробы эти тож не сильно большие — примерно 1U чаще всего (скажем 40х25х6см) — то есть при небоходимости вполне себе транспортабельны).

У тогоже Zoom, есть еще куча других интеренсых девайсов, если важна именно мобильность для записи звука у них есть еще всякие другое решения, типа Zoom F8N, Zoom F4, и Zoom FRC8, но это наверное чуть другие цены, из популярных все же — H5, H6.

H6 до 6-ти Xlr может, но xy тоже хорош. Спасибо!


F сесия мне вот вообще не по бюджету :)

И это причина, по которой этот пост попал в хабы JavaScript и Разработка мобильных приложений

но Подлодка же не мобильный подкаст ;)
Хочу сказать спасибо коллеге по опасному подкастному занятию, за удивительно адекватную статью!
В мире, где каждый второй эффективный блогер и считает, что подкасты должны быть в 320 стерео, иначе посоны засмеют, такие статьи как бальзам на душу.
Вместо того, чтобы уделять внимание качеству контента, у всех какая-то бессмысленная гонка за железом ради гонки за железом, хотя зачастую, его возможности не используютя даже на половину.

P.S. Сами пишем локальные дорожки на blue yeti (под наши задачи возможностей юсб звука хватает выше крыши), встречаемся в тимспике (так исторически сложилось), эффекты и причёсывание дорожек в audition (так удобней лично мне), склеивание и чистка в audacity (всё также, это удобней лично мне).
Взвшенное мнение, со всем согласен кроме УСБ, но у каждого свое мнение и право на него.

Я только что хочу сказать — думал примерно также пока не переслушал сколько-то микрофонов на BoothJunkie ютуб канале.
Здесь я бы сделал сравнение с наушниками:
Ктото вполне доволен недогими геймерскими наушниками на с все случаи жизни, а ктото ищет идеальные аудиофильские и не жалеет денег что бы найти те где звучание устраивает более всего.
Также примерно и с ЮСБ микрофонами против ХЛР.
Также УСБ микрофонов не так много, опять же ты привязан к своему usb микрофону, с его встроенным usb интерфейсом, который всегда звучит так же.
С интерфейсом USB-XLR -ты свободен в использовании любого XLR микрофона, многие из корторых звучат по разному (BoothJunkie). (Rode NT1А, Rode Podcaster, Shure S7B, Shure SM27, CAD E100 — у всех у них свое звучание И они поиндивидуальному подчеркивают твой конкретный голос. Может выглядеть как самолюбование, но с другой стороны — если с каким-то микрофоном твой голос звучит лучше — то где здесь проблема?).
Как начальный вариант — USB микрофон — нормально, но здесь есть куда расти :)
Про юсб/аналог: когда в подкасте удалённо пишутся пришлашённые гости на гарнитуры непредсказуемого качеств, особо огорчаться особенностям юсб звука смысла мы не нашли.
Если весь подкаст пишется локально, там да, xlr, микшер и вот это всё.
согласен, даже возразить нечего
Название статьи: «Как писать подкасты, что за железо нужно? Автор статей, текстов и постов сейчас вам всё расскажет»
Содержание статьи: какой у нас софт, микрофоны, аудиокарты, наушники, фотоаппараты (?), веб-камеры (??) платы видеозахвата (???), клавиатуры и мышки (????).
Железо — это чуть ли не самый главный вопрос. Про это спрашивают вообще все. Следующий пласт вопросов — а как его теперь настроить, закоммутировать, расставить (важно для микрофонов и всего, что связано с видео). Дальше — выбор софта, настройка софта, постобработка. В плане производства на подбор железа и его конфигураций на это уходит огромное количество времени. А какие у вас вопросы? Напишите, они могут появиться в следующих статьях.
Причем тут видео, если речь о подкастах?
В статье нет ни слова об обработке звука, ни в реальном времени, ни о пост-обработке (только говорится, в каких программах её проводить). Качественное железо — важно, но можно и на микрофон за $2 писать качественный звук, если грамотно его обрабатывать.
Потому что с точки зрения производства это совершенно одна фигня. Ты записываешь то, как перформят участники каста, а сколько способов выражения медии будет — зависит от бюджета (времени, денег, сил, итп.). Каст вполне можно сделать и чисто текстовым, если есть бюджет на текстовую расшифровку.
>можно и на микрофон за $2 писать качественный звук
неа не можно.
точно так же как на 5 долларовую хд камеру с али ты незапишешь видео качества гопро (вовсе не эталон, но качество банально выше)
вытянуть дерьмовый звук — примерно как вытянуть дерьмовое изначальное видео
Диджей на радио уже который год использует микрофон за $2, вместе с USB-картой за $0.5, с большим количеством софт-обработки, и звук у него лучше, чем у подавляющего большинства периодически заходящих гостей.
Звучит захватывающе.
мм детали в студию если возможно?
Спасибо, постобработка зело интересна, а то стандартные «Уменьшение Шума+Нормализация+Компрессор» в Аудасити неуверен что дают наилучший результат.
Олег накручивает себе статистику в хабах Java и JavaScript! Тут же ничего про джаву нет!
Из статьи:
Кроме того, я спросил, какое оборудование используют коллеги из подкастов «Разбор Полётов», «devSchacht», «Podlodka Podcast», «Витая пара», и поделился этой информацией между строк. И это причина, по которой этот пост попал в хабы JavaScript и Разработка мобильных приложений — вероятно, кому-то может быть интересно узнать, чем пользуются их любимые подкастеры.
Стоит только забыть твой новый микирофон, и сразу «накручиваю статистику» :)

Это попадёт в одно из продолжений.
Sign up to leave a comment.