Pull to refresh

Comments 6

Не пойму, откуда берутся споры о том, должен ли лид (неважно какой) быть самым экспертным экспертом в команде. Вся история человечества демонстрирует ответ - нет, не должен. Потому что в предельной ситуации, ты будешь управлять кучкой дебилов - а это никак не помогает решать проблемы.

В идеале, твоя команда должна состоять из достаточно узких супер специалистов по разным нужным направлениям, а ты, как менеджер, должен эксплуатировать сильные стороны своих бойцов и ставить их на направления где они принесут наибольшую пользу. Помогать им развиваться в этих направлениях и обеспечивать их необходимым ресурсом. Разумеется, не забывая про бас фактор, ти шейп и т.д. - так как даже самому упоротому фронтендеру в какой-то момент захочется поделать что-нибудь другое.

Если к тебе в команду пришел чел и тянет одеяло лидерства на себя - надо ему пояснить (в доступной форме), кто здесь принимает решения. Если чел толковый - он это поймет и ты сможешь сделать его своим "замом" или делегировать какие-то функции управления, чтобы удовлетворить его амбиции. Но это проблема лидерства в целом, она есть и в айти и в агросекторе и в армии.

Если ты лидер по своей сути (неважно, родился таким или стал благодаря жизненному опыту) - очень мало людей будет оспаривать твое лидерство, потому что, на самом деле, людей способных взять на себя эту ответственность и роль не так уж и много. А если ты "лидер" потому что тебе так сказали - тогда и начинаются различные страдания и комплексы и борьба за власть

Не пойму, откуда берутся споры о том, должен ли лид (неважно какой) быть самым экспертным экспертом в команде.

Берутся они от эффективных менеджеров. Им кажется что план капкан выглядит так: нанимаем одного крутого тимлида и пяток ребят похуже. Свешиваем на него кучу обязанностей: менторинг, пипл менеджмент, техническую экспертизу , архитектуру, бюджет иногда. И в большинстве случаев это работает, правда насколько долго и насколько эффективно уже другой вопрос.

Компании тоже имеют свой жизненный цикл. Когда еще состояние стартапа, человек не так много, тимлид и техлид в одном флаконе отличный вариант, все плюшки перечислены в статье выше, в том числе и платить меньше.

Думал, будет совсем про других волков... Есть такое явление в IT, не очень хорошее. А на картинке-меме "шерстяной волчара" на самом деле самка.

Мне кажется, в описанном сценарии несколько упускается фактор роста и постепенного дрифта команды. Каждый новый член команды добавляет что-то свое и приносит уникальные знания. Если решение принимают 1-2 человека (притом, именно они, обычно, и принимают решение о найме новичка), они будут открыты к его мнению, и будет легко привнести новое. С другой стороны, переубедить пачку коллег новичку сложнее, и выше шанс, что его голос не услышат и он будет демотивирован, в результате команды с полностью коллегиальным принятием решений часто скатываются в ригидность, вытесняя "не таких, как мы" еще на старте.

Получается вопрос "как не демотивировать новичка и улучшать экспертизу с каждым наймом".

У Рэя Далио в "Принципах" есть хорошая концепция "idea meritocracy", которая в описанной ситуации находится между вариантами 2 и 3, упрощенно сводящаяся к тому, что голос тех, кто может привнести конкретные подтверждения аргументов, экспертизу плюс брать на себя ответственность за принятие решений - весит больше, и это правильно. Есть разные формальные и неформальные способы это измерять, главное, чтобы было прозрачным для команды (для команд человек по 10, по моему опыту, можно еще держать на ручном приводе, дальше надо немного формализовать, либо дробить команду, чтобы оставлять ручной вариант)

В результате, обычно получается примерно следующая стабильная схема:

  • Решение по каждому вопросу принимают 2-4 человека, не больше. Для разных тем - это разные люди. Поэтому скорость не сильно хуже единоличных решений. Т. е. "коллегий" - несколько, а не одна, и решает не "сеньорность", а знания по конкретной теме

  • Обычно один из них - тимлид или техлид, чей голос по умолчанию весит "как у всех", но который имеет право выбирать решение при прочих равных, чтобы избегать затягивания и споров. И здесь как раз помогает формальная иерархия, чтобы это не вызывало сопротивления

  • При найме новых членов команды сразу думаем, в каких зонах принятия решений они претендуют на участие в процессе (если "никаких", то зачем нанимать?), и представляем другим членам команды сразу в этом аспекте. Любой новый член команды по умолчанию включен в принятие каких-то решений, если это не стажер. Для джуна его наставник выявляет будущую роль в рамках плана развития

  • При росте и делении команд сразу используем эти знания, чтобы сохранить хороший баланс экспертизы и не замкнуть на тимлиде/техлиде все решения в новой команде

Не люблю все эти фени, ауе и прочую околоблатную "музыку". Но, от информационного мусора все-равно никуда не деться. Просто что-то более на слуху, что-то менее

В этом смысле словосочетание "шерстяной" тимлид играет совсем другими красками

Sign up to leave a comment.