Pull to refresh

Comments 156

Що цікаво - на КДПУ совєтський плакат, але з України :) ВТК - відділ технічного контролю

Удивительный факт: Украина когда-то входила в состав Советского Союза в качестве союзной республики. Не благодарите, я рад, когда люди узнают и открывают для себя что-то новое :)

Но для этого надо быть:

1. Совсем зумерочком;

2. Не интересоваться ничем, ну кроме тиктока.

Он же написал "советский, но из Украины". Это же и подразумевает, что Украина была частью СССР. Единственная проблема этого коммента только в том, что автор его почему-то решил написать на украинском - возможно из-за этого его и не поняли (мне пришлось через переводчик прогнать, чтобы убедиться). Но в самом тексте коммента ничего криминального же, просто наблюдение.

Эммм... Ну да, ну да... Братские языки и всё такое. Я никогда не учил украинский, но прочёл без проблем. Впрочем, я учил беларуский.

Но так или иначе, я так и не понял, что хотел сказать товарищ этой фразой. Так как в целом, таких вещей найти можно легко и много.

А что собственно вас, как и минусующих, так стриггерило? Казалось бы, человек просто подметил интересную деталь, как по трем буквам определить локацию изображения.

Лично меня - ничего: сначала мне показалось, что автор комментария усомнился в уместности картинки, на которой, кстати, изображен Киевский экспериментально-механический завод им. М.Ф. Ватутина, цех по производству игрушек (1976 год). Но потом я воспользовался он-лайн переводчиком и пришел к выводу, что комментарий просто уточняет место, изображенное на иллюстрации. Наверное, если бы я сам писал здесь комментарии, скажем, на иврите, часть аудитории тоже их не понимала бы. Или понимала неправильно.

Удивительный факт, в 2023 году вспомнить о существовании переводчиков после того как ответить грубо и невпопад на комментарий.

Подобных досадных недоразумений избежать крайне просто: нужно всего лишь писать комментарии на языке, который понимает без переводчика бОльшая часть аудитории сайта.

бОльшая часть аудитории сайта прекрасно понимает что написано в комментарии. Как минимум недоумение вызывает то, что некоторые без переводчика уже ничего не разбирают

Нет, я не понимаю, например.

Ну так ленив же... ответ очевиден

Язык комментария вполне в тему, автор видимо посчитал, что он будет понятен без перевода. Я могу понять юнца, который кичится своей ограниченностью в знании других языков, но взрослые люди выглядят в таких ситуациях некрасиво.

Я могу понять юнца, который кичится знаниями других языков, но взрослые люди выглядят в таких ситуациях некрасиво.

Подобные недоразумения разрешить можно ещё гораздо проще - создать свою "междусеть", с нуля и не писать в преимущественно англоязычном интернете на языке, который не понимает без переводчика большая часть этого интернета.

И да, оригинальный комментарий прекрасно понятен без всяких онлайн-переводчиков.

А если Вы придете на англоязычный сайт и напишете там на русском, вас неправильно поймут и заминусуют. Так же будете относиться?

На мой взгляд, писать на том языке на котором принято на сайте, это просто уважение к окружающим. Вместо того что-бы тысячи читающих лезли в переводчик, это мог сделать один пишущий.

Ну, например в Twitter'е это сплошь и рядом, и если вы, допустим, Кену Шриффу на русском что-то интересное напишете про очередную исследуемую им советскую железяку, будьте уверены, никто вас за это критиковать не будет.

Я согласен, что если под англоязычным хабропостом без причины пойдет обсуждение допустим на русском (и наоборот), это будет выглядеть некрасиво, но здесь явно не тот случай.

Наверное, если бы я сам писал здесь комментарии, скажем, на иврите, часть аудитории тоже их не понимала бы. Или понимала неправильно.

А вы попробуйте. Кто поймет - те оценят. Кто не поймет или поймет неправильно - получат лингвистический урок и, получается, тоже оценят.

Нельзя все знать. Нельзя, в частности, знать все языки. Даже нельзя знать все наиболее употребительные языки, коих всего-то. Но бравировать незнанием - я не про вас сейчас, это как бы более чем надежный признак никчемного человека.

А если написать зашифрованное каким-нибудь шифром сообщение, то не понявшие получат урок криптографии.

А если принять лекарство не в той дозировке, то можно отравиться и даже слегка насовсем умереть.

Это как бы намек на то, что любое хорошее начинание можно довести до идиотизма и превратить если не в свою противоположность, то уж точно во что-то непотребное. Зашифрованный камент может быть более чем уместен в каких-то случаях - например в каментах к статье по криптографии.

Я не хочу, чтобы в хабре писали на иврите, что в этом ценного?

ну например это стимул узнать что-то новое, но мне в подобных случаях зачастую лень искать (увы), можно просто листать дальше

Я не хочу, чтобы в хабре писали на иврите, что в этом ценного?

ВА?

Хотите об этом поговогить?

П: Имя?
И: Иисус. А ваше?
П: Понтий Пилат.
И: Очень приятно.
П: Ты так считаешь?
И: А вы нет?
П: Ты еврей, Иисус?
И: А почему вы спрашиваете?
П: А почему ты отвечаешь вопросом на вопрос?
И: Вы антисемит?
П: А почему тебя это беспокоит?
И: Нет, почему ВАС это беспокоит?
П: А кто тебе сказал, что меня это беспокоит?
И: А зачем вы спрашиваете?
П: А я должен тебе давать объяснения что, почему и у кого я спрашиваю?
И: А я должен давать ответы на вопросы неясного содержания неизвестно кому?
П: То есть ты сомневаешься в моих полномочиях задавать тебе вопросы? Ты не веришь что я Понтий Пилат, прокуратор Иудеи?
И: А какие у вас доказательства?
П: А я должен тебе это доказывать?
И: А почему нет?
П: А почему да?
И: А почему нет?
П: Иуду знаешь?
И: А должен?
П: Ты можешь ответить на вопрос?
И: А вы?
П: Это ты вёл проповеди и предсказывал смену власти?
И: Это вам кто сказал?
П: А это относится к делу?
И: А у вас ко мне какое-то дело?
П: Тебе не кажется, что ты переходишь всякие границы?
И: Вы так думаете?
П: Это ты ходил по воде, аки по суху и исцелял тяжело больных?
И: А если головой подумать?
П: Это ты называл себя сыном Божьим?
И: Что вы хотите чтобы я ответил?
П: А правду сказать не судьба?
И: А я похож на сумашедшего?
П: А если я велю тебя казнить? На кресте распну?
И: А за что?
П: А разве недостаточно всего вышеперечисленного?
И: А может всё-таки потому, что я еврей?
П: А ты таки еврей?
И: А разве не сын Божий?
П: Это можно считать признанием?
И: А разве не вы cами это сказали 11-ю строчками выше?
П: А разве я не твои слова повторил?
И: А вы разве слышали?
П: А если ты это говорил не при мне?
И: А как бы вы тогда это слышали?
П: Ты думаешь у меня нет осведомителей?
И: А вы уверены в их осведомлённости?
П: А может всё-таки сразу на крест?
И: А может вы всё-таки антисемит?
П: А ты таки еврей?
И: Где я это сказал?
П: Ты мне надоел! Казнить его немедленно!
И: Вы таки антисемит.
П: Ты таки еврей.

В учебной в/ч в Азербайджанской ССР в столовой на стене нарисована коробка на которой написано ЦУКОР (сахар по украински).

Украинская ССР - не просто одна из промышленных республик. В советские годы там располагалось множество высокотехнологичных (на тот момент) предприятий машиностроения, авиастроения, электронной промышленности. В частности, киевское ПО "Кристалл", а также завод "Квазар", где в числе прочего выпускались микрокалькуляторы "Электроника", которые открыли многим людям путь в мир вычислительной техники.

Полностью согласен. Причем это одна из немногих бывших советских республик, не растерявших накопленный потенциал после распада СССР. Изделия "Квазара" так вообще были одни из лучших в Союзе. Еще был «Точэлектроприбор» в Киеве, «Электрон» во Львове, НПО «Импульс» из Северодонецка, «Электронмаш» из Киева, выпускавшие ЭВМ. Лично у меня был телевизор "Березка", если не путаю, Харьковского производства. А на продукции Запорожского автомобильного завода «Коммунар» я отъездил 5 лет, и об этой замечательной машине остались только самые тёплые воспоминания.

Когда незнающие язык пытаются "исправить" - это смешно.

Не было там никакой ошибки: "совєтський". Это просто другая традиция использования слова.
Диаспорная, которая хорошо понимала, что "Советы" в СССР никому ничего никогда не СОВЕТОВАЛИ.
"Советы" - это русский Оруэловский новояз, вроде "мир - это война", "дружба - это рабство", "любить - это ненавидеть", "советовать - это приказывать".

Когда незнающие язык пытаюся "исправить" - это смешно.

Мне это (тоже) непонятно. Вместо воспользоваться бесплатным уроком - в хорошем смысле слова, пытаться указать на найденную гуглтранслейтом ошибку? Без понимания контекста?

Советы не советовали.

Они совещались, потому и советы.

Музей «Радянська школа» - перший школа-музей на Закарпатті, який передає атмосферу навчання дітей у 60-70-х роках минулого століття.

http://kolochava.com/ua/selo-10-muzeiv/radianska-shkola.html

А так в 1918 году появились "Центральная рада" в Киеве, "Национальная рада" во Львове.

А потом возникли Советы:

Первый Всеукраинский съезд Советов. В противоположность стремлению контрреволюции сохранить на Украине буржуазный строй большевики выдвинули первоочередную задачу — созвать Первый Всеукраинский съезд Советов. Он должен был решить вопрос о государственной власти. Эту идею поддержала большая часть рабочих и крестьян, возмущенных антинародной политикой Центральной рады, и даже та часть крестьян и солдат, которую до этого националистам удавалось вести за собой.
Всеукраинский съезд Советов было решено провести в Киеве.
***

Первые шаги социалистического строительства. Борьба за мир. Как и в Советской России, после установления Советской власти на Украине были ликвидированы все старые органы управления и начато строительство нового государственного аппарата. Советы рабочих и солдатских депутатов объединились с Советами крестьянских депутатов. Вместо судов, защищавших интересы эксплуататоров, создавались народные суды, для подавления сопротивления врагов революции — революционные трибуналы. Правительство Советской Украины издало декрет об организации рабоче-крестьянской армии — Красного казачества. Его организатором был В. М. Примаков.
Происходила революционная перестройка экономики: национализировалась крупная промышленность, банки, транспорт, устанавливался рабочий контроль над производством и распределением продуктов. Руководство экономикой республики осуществлял Совет Народного Хозяйства (СНХ)

В.Г.Сарбей История Украинской ССР 9-10 классов (1987)

1) Центральная Рада - это гос.орган УНР, а не УССР. Никакого отношения к коммунистам не имеет.
2) Приведу цитату экс-минстра здравохранения Уляны Супрун:

Мене часто запитують, чому у своїх дописах чи промовах я використовую слово “совєцький”, а не “радянський”.

У моїй сім’ї Совєцький Союз завжди називали Совєцьким Союзом. Так само як більшість українців використовують “Райхскомісаріат Україна” (а не “цивільна адміністрація Україна”) щодо німецької окупаційної адміністрації під час Другої світової війни, так само бралась власна назва окупаційного режиму совєтів. Без українізованої версії. Без легітимізації режиму окупантів. Різниця полягає у тому, що совєцька окупація протривала на більшості українських земель значно довше ніж нацистська.
Обидва режими були злочинними і антилюдськими. Людей переконували, що можна нападати заради миру, вводити цензуру заради свободи слова, переслідувати людей через їхні погляди та цінності, походження чи майновий стан. Обидва режими замордували мільйони “зайвих” українців і будували свої економіки на праці в’язнів-рабів.

Коли ми українізуємо назви окупантів — вони стають частиною нашого національного “я”. І руйнують його зсередини.

Визволення з-під влади окупантів як і будь-які інші масштабні зміни завжди починаються з того, щоб називати речі своїми іменами. Особливо, коли йдеться про культурну війну, де міфи, фейки та стереотипи — це справжня зброя масового знищення. Тому совєцький.

ЧОМУ "СОВЄЦЬКИЙ", А НЕ "РАДЯНСЬКИЙ"

офф Супрун - дама невысокого IQ, культурно инородна.

Русский язык не знаешь? Зачем тогда на русскоязычном ресурсе сидишь?

Я смотрю тут не один обиженный уже нашелся :)

Вот по существу скажите, почему на хабре я должен читать комментарии на не понятном мне языке? Или давайте тут писать на Татарском например? или на Чувашском?

Зачем Вы на русскоязычном ресурсе пишете на своём языке?

Были еще самодельные радиоигрушки. "Кто быстрее", "Лабиринт".


Да, помнится, в "Юном технике" (вернее, в приложении "ЮТ для умелых рук") публиковалось много чертежей и принципиальных схем различных интересных игр из радиодеталей. Это был целый кладезь увлекательных идей.

в свободное от обучения время и преподаватели создавали аналогичные тестовые комплекты, чтобы не было возможности подглядеть. а так как использовали последовательные триггерные схемы, типа "электронный кодовый замок", то курсантам было весело, особенно если они не знали тему.

Оффтопик. Сколько лет живу, а вот только благодаря вашему комментарию узнал, что (1) кладезь - слово мужского рода и (2, погуглив) оно значит не "склад", как я всегда думал, а колодец.

не "склад", как я всегда думал, а колодец

Колодец - это устаревшее, буквальное значение. Современное использование сдвинуло смысл слова ближе к "источник" и даже "сокровищница", поэтому получается близко к "склад".

«Экзаменатор»

Эту штуку держал в руках. При каких обстоятельствах - не помню.

«Экон-01»

У меня был аналогичный конструктор под незамысловатым названием "Электронные кубики".

https://vk.com/wall-83552800_1598

Отличался более компактным корпусом и питанием от "Кроны". В комплект также входили наушники и "телеграфный ключ".

Помимо перечисленного в статье было полно различных наборов для пайки (готовая печатная плата и радиодетали под нее). Точно были электронные часы, различные радиоприемники и усилители. Были также наборы без готовой печатной платы (предлагалось изготовить самому из куска фольгированного гетинакса).

С наборами для пайки лично я не сталкивался. Платы пытался травить, после чего получал тумаков от родителей за испорченную посуду.

я с младшим братом собирали радиоприемники из наборов деталей конструкторов в присутствии КИПовца, тот помогал и консультировал.
помню, он курил, но так чтобы в помещении не было запаха, в форточку и говорил — в принципе и пар от канифоли с свинцом тоже яд, но этого яда в выхлопах гораздо больше и опаснее, помнится даже спустя 30 лет. это он про этилированный бензин.

хлорное железо оставляет свой след на любой посуде...

У меня был аналогичный конструктор под незамысловатым названием "Электронные кубики".

аналогично, коллега!©


Помимо перечисленного в статье было полно различных наборов для пайки… электронные часы, различные радиоприемники и усилители.

Радиоприемник Мальчиш, который, как оказалось, "заводился" не у всех, и более дорогой Юность. И даже был набор для сборки маленького телевизора.

Для тех, у кого "не заводился" Мальчиш или Юность, был Звездочка с уже собранной платой - надо было только припаять провода к динамику и колодке Кроны, да смонтировать все это в корпус.

"Звездочку" тоже не видел.

спасибо. Видимо, Звездочку я не видел "уже", а Мелодию — "еще"

Был приёмник мальчиш, там плата была навесного монтажа. Самому просунуть шпильки из проволоки в текстолит (картон). У кого не было шпилек - просто крепить детали с одной стороны, а спаивать с обратной стороны платы

Многое было известно. Но меня в свое время поразила детская логическая машина (внимание - ссылка на facebook) и видео (с 3:02 все интересное)

Она, видимо, не была очень популярна и даже на википедии про нее ничего не видно. Правда тогда непонятно откуда их столько б/у продается...

О, какая интересная штука! Никогда раньше не видел.

Ждал что упомянут ДЛМ - это же первый компьютер детства! если в гараже поискать, возможно и найдётся :)

Это точно. Единственное, чего к тому компьютеру категорически не хватало - так это руководства программиста. Ибо собрать штырьки по инструкции, покрутить свитчи и нажать на кнопку - это интересно, но очень быстро захотелось научиться самому писать подобные программы... А это только методом реверс-инженеринга...

реверс-инжиниринг проводился очень быстро, и очень успешно. но вот собрать пружинные контакты "как было" получилось не с первого раза

у меня была аналогичная, только в другом исполнении, называлась "Детская вычислительная машина ДВМ-1М". синий корпус… эх…
https://bolknote.ru/all/4430/

во, класс. тоже хотел сказать.

была, была такая!

О, у меня такая в детстве была. Глючная штуковина. Сперва полчаса правильно вставляешь проводки и штырьки, потом она не работает согласно схеме. Но принцип интересный.

странно. у меня всё работало, примерно за месяц наигрался, понял принцип двоичных чисел и логических И/ИЛИ, и потерял интерес

Ну как всегда с компьютерами: они делают не то, что вы хотели, а то, что вы реально запрограммировали :)

Тоже была в детстве такая вундервафля. Полез в коменты специально чтобы найти тут её упоминание. О, сколько ребёнко-часов на неё было убито — не счесть..

Ооо, мне удалось как-то пощупать такой конструктор.


image


Как по мне, очень забавное решение. Жаль, что попал ко мне, когда уже было не актуально. Чуть подробнее о нём писал тут.

Да, конструктор действительно неплохой в плане первоначального обучения детей основам электротехники. Как минимум, тех, кому еще страшно доверить паяльник, чтобы случайно не обожглись. Я пытался сейчас отыскать что-то подобное, но не нашел, похоже, единственная доступная альтернатива - макетные платы с Алишечки.

Паяльник - необходимый аттрибут электронщика, даже юнного. И доверить его рано или поздно все равно придется. И пару ожегов все равно будет - это неизбежно. Так что лучше раньше, еще до того, как будет собираться первая "схема" из пригоршни элементов. Естественно, первое знакомство с "инструментом повышенной опасности" должно проходить под контролем взрослых.

Паять вообще никому никогда нельзя потому что зимой в квартире нет индустриальной вытяжки, а летом иди в футбол играй.

я впервые взял паяльник в руки в 10 лет. нормально. Сын в 10 лет паял не только dip паяльником, но и smd феном.
имхо, если интерес уже есть — то лучше паяльником под присмотром взрослых. а "кубики" — они для первичного разжигания интереса. что-то иное, нежели мозаика из мануала, уже не соберешь.

Был у меня такой в третьем классе, залипал, собирал все схемы.

Если бы написать письмо себе тогдашнему, а заодно производителям - катастрофически не хватало в комплекте хорошей книжки-методички по всем этим схемам. В инструкции хотя и было краткое описание для каждой схемы, но все очень сухо, формально и детям совершенно непонятно. А нужно было добавить популярную теорию, таблицу напряжений в характерных точках, чтобы ребенок как собрал - тестером мог пощупать. И эпюры напряжений нарисовать - у кого есть осциллигораф, посмотрит, у кого нет - поверит.

И добавить для начала самых простейших схем, типа делителей напряжения в пару-троку резисторов: рассчитай по закону Ома, а затем проверь на практике. А затем транзистор просто помучить в разных схемках включения в статике постоянным током, с заданием - построить графики усиления. Можно было целый курс радиолюбителя этой игрой сопроводить.

тут всё-таки больше заинтересовать — чтоб собранное "шумело-пищало-говорило". я б больше голосовал за то, чтоб добавили что-то "мигающее", и фоторезистор.

Да, фоторезисторы - это дефицит был. Позже уже узнал, что можно спилить верх у обычного металлического транзистора МП-42, и получится неплохой светочувствительный элемент. Но это было потом...

А в таком наборе фоторезистором можно вообще горы свернуть. Поставить фоторезистор на вращающуюся основу, как радар. Пусть крутится не спеша и отдает сигнал.

Добавить релюшки, пару моторчиков, все это поставить на колеса, и научить ехать в сторону света (или, наоборот, прятаться от света). В принципе элементарная схема на нескольких транзисторах - выдавать на релюшки дельту направления в ответ на максимум от фоторезистора. Играться в темной комнате с фонариком - незабываемые впечатления гарантированы!

не, у нас почему-то дефицита не было.
"релюшки и пару моторчиков, и на колеса" — это уже совсем другая игрушка. Или типа лего-майншторма, или Inex'овских наборов (впрочем, сейчас подобные наборчики на любой вкус, и кошелек — от амперкавских, до безымянных)

Напоминает головоломки в ремейке System Shock. Как они выглядели в оригинале уже не помню.

Достать все это было тоже не так просто. У меня из "электронного" были "Ну погоди!", Машина на радиоуправлении (25 руб. стоила, целое состояние, на ДР подарили, но батарейки она жрала как не в себя, и было их очень много, пользовался из-за этого мало), и железная дорога из ГДР. И это я еще "буржуем" был, не у всех далеко столкьо всего было.

Тут ещё надо упомянуть про дефицит много чего в то время. Моё детство прошло в 80х годах в небольшом моногороде, и про такие вещи, как электронные викторины, я узнаю только сейчас. Ни у меня, ни у друзей таких штук не было.

Ну да, вот те-же батарейки. В машине было штук шесть круглых "бочонков", не помню как элемент называется, толстые такие, плюс пара "Крон". В принципе батарейки в продаже были, но не постоянно, их надо было искать, и стоили для простого школьника не то что-бе дешево, если весь комплект покупать. Поэтому машинку запускал по "большим праздникам".

В Москве или в союзных республиках было получше с этим. Мы жили рядом с Белоруссией и Украиной, буквально несколько сот км., и наполнение магазинов выгодно отличалось от наших, такая была дурацкая политика торговли..

О, интересный конструктор! Вот такой я и искал, спасибо!

Радиокубики выглядят обалденно, при первом мечтательном взгляде сразу рисуется инновация в виде магнитной сцепки...

Был вариант на основе мелких металлических пуговиц-защелок.

Была ещё залипательная игрушка "За рулём". Там был вращающийся от движка диск с дорожной разметкой и машинка на магнитике, управлявшаяся рулём.

Ну, я здесь про развивающие игры рассказывал. "За рулем" развивала разве что мозоли на попе и реакцию - если пытаться проехать мимо трассы между пластмассовым отбойником и "тоннелем" (так интереснее).

 развивала разве что мозоли на попе и реакцию

Не только, эта игра настолько быстро высаживала дефицитную и дорогую квадратную батарейку, что побуждала начинать изобретать к ней блок питания.

через который можно было подавать повышенное напряжение и получать новые уровни повышенной сложности )

А потом прицепить лампочек и тумблерочков ))

Кстати сказать, недавно я был немало удивлён тому, что эта игрушка не только "была", но "есть" и продолжает выпускаться Омским заводом электротоваров, причём в разных вариантах: https://omzet.ru/category/detskie-igry/seriya-igr-za-rulem/

UFO just landed and posted this here

"- ...И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет.
- Гм... Да ведь других нет!"
(Ц).
Других-то не было. Ну, у кого-то были, наверное: та же железная дорога от ГДРовской Piko. Но для массового потребителя советские игрушки были самыми доступными.

Их делали, конечно, не заключенные, но многие игрушки производили военные предприятия, или просто предприятия по выпуску чего-то сильно нужного стране (не бытовое). Потому что им давали к основному плану по продукции, еще и дополнительный, по выпуску "гражданки", считали что для подобной продукции открывать отдельный завод - жирно будет. Разумеется оборонному заводу этот дополнительный план нафиг не сдался, начиная от директора и заканчивая рабочими. Потому и отношение было такое - по остаточному принципу. Иногда получалась годнота, но зачастую нет.

не "гражданки", а "товаров широкого потребления". т.е. "ширпотреба".
все известные специализированные "заводы игрушек" производили страшенных кукол, дутые с разной толщиной стенок кубики и кегли, солдатиков с облоем.
особняком стоял завод, емнип, "звезда" — московский завод, на котором выпускались модельки для склейки, и некоторые виды конструкторов. Там работали московские школьники — УПК, произвоодственная практика.

Сейчас Звезда делает неплохие наборы для склейки. Но все зависит от пресс-форм, они чаще всего импортные (не знаю, то ли бу, то ли купленные по лицензии).

а я вот бегло глянул вчера — оказывается, три завода было — Звезда, Огонек и Чайка. Звезда и Огонек точно выпускали модельки, причем кто-то на матрицах, купленных у буржуев.

Еще была донецкая фабрика игрушек, лучшее из детства это ее изделия

Долго жить будешь! Там в 77 году появились Б3-21 - не для детей.
PS. У меня не было этих МК, цены были просто какими-то космическими, но разобрался как программировать Б3-34 по статье в ТМ. Когда увидел MK61 в 90 году в магазине, мог бы купить и на стипендию. Но уже было не актуально, имел доступ к двум настоящим IBM PC/XT.

Да, стоили они изначально... Как полноценная зарплата, и то не всякая. Поэтому первый калькулятор я мучил в гостях у друга. И да - со статьями в ТМ. :)

И это было значительно веселее, чем яйца ловить. Или копейки вкидывать в игровые автоматы, которые были тоже вполне себе электронными.

А между калькуляторами и персоналками в институте были еще попытки спаять свой комп. И написать игрушку для него.

Вывод - игрушки двигали прогресс.

Вы зря пишете в прошедшем времени. Если вы посмотрите на развитие компьютерной техники. Программирование и прочее, то наверняка заметите, что именно игры, задавали "потолок", который технике надо было преодолевать что бы была возможность играть нормально. И сейчас процесс продолжается. Игры становятся фотореалистичны, но требования к ним, скорее нереалистичными на данный момент. Но через лет пять, это станет вполне себе нормой.

Да и то сказать, все побочные вычисления, сейчас выгодно проводить на GPU (та же CUDA), но без развития видеопроцессоров, которые развиваются из за игр, такие вычисления пришлось бы производить на специализированных фреймах. Однако, благодаря играм, это не обязательно.

Ну и так далее, и тому подобное. То есть я согласен с вашим выводом, но уточняю, что вы зря используете прошедшее время.

Если посмотреть на последние видеокарты, то их прогресс в последнее время двигали не игрушки, а криптовалюты, теперь нейросетки. Игрокам доставалась лишь небольшая часть произведенных видеокарт.

МК-52

УхЪ!, году в 85-86(?) продал мопед и купил его, почти сразу заработал автомат по информатике в технаре и сидел на парах резался в игрушки всякие.

Мопед на калькулятор! Понимает толк в наслаждениях!!!

115 рублей, как-никак..

и блоки расширения памяти по 16 рублей каждый - с программами в ПЗУ.

БРП-3 с математическими и БРП-4 с игровыми (в нем была в том числе "Жизнь" Конвея (так написано в руководстве))

В те времена электроника дорогая была, тоже кругами ходил вокруг этой игрушки, но денег на нее взять было неоткуда, стоила как з/п какого-либо инженера начинающего, а я школотой был, такие деньги мне было собрать сложно.

а ЮТ-88, который надо было было смастерить самому

У меня в школьные годы был МК-85 с Бейсиком. :)

Кстати, выпускался по 2000 год.

Эх, когда-то была моя мечта, не реализовалась. В 1987-89 в ленинградском ВУЗе чтобы нормально на том же Бейсике что-то написать, надо было получить монопольный доступ к учебной ЭВМ (тогда там ещё не было ПК, стояли промышленные СМ-1800), записывались заранее за две недели и был лимит в часах. Ещё твои долго ожидаемые машинные часы могли просто отобрать.

Да да да, у меня знакомые тоже этим занимались в свое время.

в отсутствии компьютера подобные развивающие игры казались просто незаменимыми.

У меня была электровикторина, только совершенно не помню на какие темы были карточки, скорее всего был слишком мал, до 5 лет. Скорее всего, какие-то примитивные были — вроде названий птиц и зверей. Для таких базовых знаний и сейчас компьютер не нужен, достаточно книг с картинками или наборов красочных карточек.

"Электровикторины" до сих пор производят. У моих мелких такой вариант:

Совсем немного отличается от старых советских. Дорожки на тонкой плёнке, плёнка подкладывается под карточки в определённом положении. На карточках перфорация в разных позициях. Контакты замыкаются двумя проводами, которые включают примитивную пищалку (по типу музыкальной открытки), играющую мелодию.

Электровикторины родом из 60-х, максимум 70-х. Но допускаю что в СССР их могли исправно выпускать и в 80-е. В детском саду и в начальных классах все эти "математики" азбуки и другие вопросники валялись в шкафах. Ребенок пробует 1-2 раза но очень быстро теряет интерес.
О "электронных кубиках" можно было только мечтать. Потому что редко кто сейчас сопровождает подобные посты корректным описанием. Оно всё это было. Где-то там. В Москве, наверное Ленинграде и может быть Киеве или Минске. Но на периферии об этом можно было только мечтать. Плановые поставки по стране были очень, очень странные. Где пусто, где густо. Скорее всего заводы производили в очень ограниченных количествах и на всю страну попросту не хватало. Были города и районы где какой-то товар вообще никогда не завозился. И сколько угодно можно было курсировать в "Детский мир", какой-нибудь "Светлячок" и т.д. там этого просто не было никогда. А может появилось как-то один раз за все годы, вот и успели "отхватить" любимому чаду.
Припоминаю ситуацию с "модельками". Они производились и продавались. Как-то ведь коллекционеры собирали коллекции. Но единственный способ как "моделька" могла появиться у заурядного мальчишки где-нибудь в Новосибирске (3300 км от Москвы) это "Папа был в Москве, привез". И еще цены. Удивительно, но в стране развитого социализма цены даже на детские игрушки были совершенно конские.

"модельки" — какие? автомобильчики металлические? дефицит, раскупались быстро.
сборные пластмассовые? — тех было много, и достаточно доступные. И, кстати, заказывались через посылторг.
Челябинск, областной центр.

Модельки машинок и фигурки индейцев мы сами выплавляли из свинца добытого из разобранных аккумов, которые легко находились на любой свалке "за гаражами". Умение плавить свинец было обязательным навыком каждого советского школьника.

свинец еще добывался из обрезков магистральных телефонных кабелей, которые добывались на задворках городских АТС или задворках Базы ГТС (и оттуда же шли разноцветные проводки, из которых плелись ручки...)

И спицы колес велосипедов тоже этой проволокой оплетались. :)

А мы полноценные игрушки из проволоки делали, начиная от человечков заканчивая мотоциклами и машинками.

Лучший радиоконструктор - это беспаечная макетная плата с гнездами, какие делают сейчас: полная свобода творчества и актуальные в будущем радиодетали. Советские же радиоконструкторы напоминают продукцию Apple: хочешь большего - покупай другую модель! Я в свое время заменил 118-е усилители в радиолаборатории на панельки - за неимением нормальной макетной платы...

соглашусь. если еще путный мануал, где будет не только богомерзкий фрицинг, но и схема...

30 лет назад мобильников и интернета ещё не придумали

Строго говоря, и то и другое уже было «придумано».

Да даже реализовали, не то что придумали. Погуглил, аж в 1979 запустили первую сеть.
In 1979, Nippon Telegraph and Telephone (NTT) launched the world's first cellular network in Japan
Время летит быстро, 30 лет назад, это вообще 1993, а там
1993 — В России появился первый GSM-оператор

У меня в детстве была "железная дорога" про-ва ГДР со стальными рельсами и вагончиками со стальными колесными парами. В комплекте был локомотив на электроприводе и десяток вагончиков которые автоматически сцеплялись при легком столкновении. Ток подавался в рельсы через специальный БП (+9В если не ошибаюсь) с переключением направления.

Колесные пары у вагончиков были на столько круто отбалансированы (на иголчатых ступицах), что если вагончик катнуть по замкнутом контуру дороги, он легко сделает несколько кругов по ней. К сожалению, картинки хорошей в Сети найти не могу, но ниже на фото что-то очень похожее.

Hidden text

UPD: Вот нашел видео: https://www.youtube.com/watch?v=6A3kXaj9RQE

Да немецкие железные дороги - это отдельная тема!

Эта тема более чем жива, но перешла на цифровой уровень. До войны начал разработку своей станции управления, но :( обстоятельства, не до того.

Во как! Понятия не имел о существовании викторин промышленного изготовления, но одну такую сделал сам.

Дело было в УПК. Советские школьники частью после 8-го класса шли в ПТУ и техникумы, а те у кого оценки были получше, оставались в школе с прицелом на поступление в ВУЗ. Но кровавый режим и этих неженок не хотел оставлять без рабочей специальности и придумал для них УПК - учебно-производственные комбинаты. Предприятия, которые были в районе, скидывались и создавали базу для обучения школьников каким-то профессиям. Самым козырным было если поблизости оказывалась автобаза, тогда можно было обучиться на водителя или автомеханика! Но у нас такого не было и поэтому я слесарь механо-сборочных работ 2-го разряда (после ПТУ давали 4-й или 5-й). Практику я проходил в НИИ, который разрабатывал радиоаппаратуру для сельского хозяйства. Правда, платы, которые я видел, имели странную полукруглую форму, детальки на них напаивались на штырьки в несколько слоёв, а в конечной реализации (я не видел, но подозреваю) заливались компаундом.

Отвлёкся... Так вот, в УПК было что-то вроде свободного задания, типа у кого какая идея - сделайте (дома) и принесите. Мы с товарищем взялись делать викторину с конструкцией сверлильного станка. Чертёж станка (тут пригодилось школьное черчение из соседней темы), а снизу название частей. Касаемся щупами части станка и названия - загорается лампочка!

Щупы были изготовлены из старых фломастеров с вклеенными гвоздиками. А корпус - два листа оргалита размером с лист А4, а между ними боковина из ручки от хоккейной клюшки. Она была запилена под 45 градусов, что такое стусло я не знал, поэтому всё делалось на глазок по разметке. Резал ножовкой по металлу, рез получился чистый и аккуратный. Конструкция получилась весьма прочная и увесистая, в случае чего ей вполне можно было отмахаться от хулиганов :) Дополняли картину крайней суровости контакты. Они были сделаны из гильз то ли от строительных патронов, то ли от мелкашки. Где я их взял - понятия не имею, они просто были :) Они был, вроде, латунные, поэтому паялись нормально. У меня не было чит-кодов вроде паяльной кислоты, только обычная канифоль, но 60-ваттный паяльник с деревянной ручкой жарил так что у чего-либо не оставалось шансов остаться неприпаянным!

Интересно решение передней панели. Это лист ватмана, на котором был сделан чертёж и надписи, обычным карандашом. Конечно, его бы очень быстро замызгали. О существовании ламинаторов я не подозревал и не факт что они тогда были. В общем, мы на этот лист нанесли слой клея, не помню марку (вроде, чего-то-там-целюлозный), продавался в тюбиках. Он хорошо разгонялся по листу, после высыхания образовывал плёнку, был не липкий и не желтел со временем.

Изделие очень понравилось завучу УПК по фамилии Пикман :) Он с удовольствием поиграл в викторину, потом, вероятно, использовал в учебном процессе.

Любопытно, у нас в учебном классе УПК было установлено нечто подобное, но затрудняюсь сказать, промышленного изготовления или нет. Правда этими штуками для проверки знаний никогда не пользовались, преподаватель предпочитал личное общение. Учился на электрика, 85-87гг., практику проходили на местном ЦБК.

Дизайн таких "игрушек" намекал что эргономика была запрещённой наукой(как и логика). Отсутствие в продаже элементов питания(в военторге по блату и конской цене ради пары вечеров вот в это?). Инструкции к таким наборам писали те же люди что и учебники. Максимум воды и сломанный мозг в итоге. Бррр как вспомню... Кому-то и такое в диковинку и радость было.

Инструкции действительно были косноязычные, что методички в институте, что на военной кафедре что инструкция к детскому конструктору - прослеживался один стиль.

Зато сейчас инструкции отличные, 10 листов "не суйте руки не мочите не роняйте не облизывайте", затем нарисована кнопка включения и "если не работает, обратитесь в авторизованный сервис центр"

Помню, собирали с братом цветомузыку с питанием от сети. В комплекте была печатная плата, радиодетали, корпус, провода. Надо было спаять самому. Помню, долго паяли, сунули в розетку - не заработало, сунули в схему руку - долбануло током. Интерес потеряли:) Сейчас вспомнил и думаю: ну нифига себе, как можно серийно выпускать набор для детей "сделай сам" с питанием от сети? В СССР можно было.

Я такой конструктор "запускал" у одноклассника — монтаж проверил, вроде всё правильно. а электролит по питанию пропустил — а он как раз был переполюсован. Включение-пауза, хлопок, вонь и удар по морде. и на плате что-то большооооое… оказалось, крышку его сорвало, а на плате распушившееся бумажное содержимое этого конденсатора. Вообще, популярный конструктор был — я, наверное, больше десятка или помогал, или проверял, или паял кому-то...

Или книжка на сто страниц, в которой на твоем языке одна страница шрифтом в миллиметр высотой, с неразличимыми рисунками, которые даже если в лупу разглядывать, один черт понятнее ничего не делают, да еще и одна инструкция на десяток модификаций изделия..

У меня был световой пистолет (на кроне; плюс лампочка пониженного питания - на долю секунды давала довольно яркую вспышку, фокусируемую линзой в стволе пистолета) и мишень со сменными картинками (попал в акулу - рыбка в углу сказала тебе спасибо огоньком, например).

А еще - ракетовоз на управлении по проводу. Это была модель для сборки, отец довольно долго клеил. Но два мотора (для управления правыми и левыми колесами), две 4,5-вольтовые батарейки, ракета, выстреливавшаяся при поднятии направляющей, реверс... Ух!

А у меня был доставшийся в наследство "ЗиМ", голубого цвета. С пультом, но без всяких батареек — чтобы машинка (сантиметров 40 длиной, кстати) поехала — надо было крутить "штурвальчик" на "пульте", посредством гибкого тросика вращение передавалось на колеса. А вторым штурвальчиком сердцевина тросика двигалась вперед-назад, и, соответсвенно, попворачивались вправо-влево передние колеса. "Чудо мысли" 50-х годов...

А еще - ракетовоз на управлении по проводу. Это была модель для сборки, отец довольно долго клеил. Но два мотора (для управления правыми и левыми колесами), две 4,5-вольтовые батарейки, ракета, выстреливавшаяся при поднятии направляющей, реверс... Ух!

У нас чуть попроще было: подводную лодку клеили. Был набор деталей, по принципу, как модели самолетов. На проводах был блок управления. Правда рули глубины выставлялись вручную. Например, вперед лодка плыла и погружалась, при движении назад - всплывала ;)
Один раз успела она с нами на море съездить - вокруг нас полно было пацанов и девчонок, все просили "можно я тоже попробую"... Потом я ее еще дома в ванне гонял, пока не затекла где-то вода, окислились контакты, сломался руль ну и на этом все...

А мне вспомнилась игра "советский need for speed", где машинка "ездила" по крутящемуся диску и управлялась снизу магнитом. Наловчившись, можно было проезжать даже по непредусмотренным местам, по обочинам и между препятствиями. ps Да, схемотехники там нет, к теме статьи относится косвенно

Эх. А еще у меня был радиоконструктор УКВ радиоприемника. Осваивал азы, так сказать. Собрать, собрал, только настроить не удалось. Что-то отвлекло в то время, потом окончание школы - институт...
Фотку, такую что на 100% совпадала со скудными воспоминаниями не нашел, но вот, что-то достаточно близко:

хм. такой набор и не видел никогда. Это какие годы примерно? уже под конец?

Так-то не помню уже. Это я в классе 6-7 где-то на каникулах увлекался. Т.е. 1988-1989. Тут, правда, нужно отметить, что мы не столицах проживали. Юг Украины. Периферия, как ни посмотри. Поэтому, то что у нас казалось суперновейшими технологиями - в центре уже успевали забыть...

понятно, спасибо. и правда, под конец СССР. я тоже не из столиц, но собирал приемнички чутка пораньше, лет на 8-10. а в 88-89 уже в институте учился, поэтому такие конструкторы не интересовали — может, уже просто не обратил внимание.

О! Это вещь! Постоянно играли с друзьями, когда в гости приходили. Шикарная по качеству исполнения для того времени игрушка

Крутая игра! Долго игралась, пока схема не стала барахлить. Там уже электроника была посерьёзнее. И качество и дизайн - на порядок выше "Викторин"

UFO just landed and posted this here

Советские дети играли в игрушки для детей.. и дополнительно многие игрушки выполняли роль профобразования и патриотического воспитания.

Моя была ЮЭ-50, но вот трансформаторов там не помню, хоть убейте.

Sign up to leave a comment.