Pull to refresh

Comments 56

Практически не был знаком с другими архитектурами, только с Spectrum и БК, но было интересно какие идеи были реализованы у других. Спасибо, очень интересно!

На Spectrum можно было заполнить знакогенератор своими значениями пикселей и в текстовом режиме отображать графику. Первую свою игру так и делал псевдографикой. Ностальджи!

БК у нас были редкостью, в отличии от спектрумов, которые были даже с 5` флоппи дисководом и 128K адресным пространством, с переключаемыми банками памяти 2x64K

А чтобы программировать свои программы с графикой была мотивация учить тригонометрию раньше чем ее преподавали в школе!

На «Спектрумах» и 3-D полноценное было. Чисто софтово, разумеется.

Carrier Command
Carrier Command

Все что помню в wireframe графике из игр тогда. В основном интересное было в демках на спектруме!

Да вообще, из тех у кого был свой спектрум и кто не делал свои шрифты, по пальцем можно посчитать. По-моему даже в Artstudio можно было нарисовать свой набор шрифтов/знакогенератор и сохранить. Я так конструктор к Laser Squad делал

Спасибо за большую проделанную работу! Узнал много нового, того что не знал раньше. Очень интересно читать спустя 20-25 лет то, что было новинкой в своё время.

Если это возможно, очень хотелось бы прочитать заявленное продолжение о пятом поколении игровых систем и более мощных персональных компьютерах!

особенно учитывая довольно своеобразную, очень яркую и ядовитую палитру цветов.

Там ничего своеобразного не было. Там просто три бита R,G,B и бит яркости. Все они (включено/выключено) и дают в своих комбинациях 15 цветов (на чёрный яркость не влияет, за исключением ряда моделей (Эльф, например), где эффект просветления чёрного цвета присутствует).


И, кстати, картинки там вполне себе приятные глазу можно нарисовать:






Для увеличения скорости работы с графикой экранная память была организована весьма нетривиальным образом.

У меня есть подозрение, что вся эта штука пошла от упрощения схемотехники и только потом придумали, почему это удобно.

Именно такого же RGBI с двумя чёрными на других платформах почти нигде нет. Или RGB без I, или какие-то вариации. Даже в CGA, где похожее решение, сделали ярко-чёрный (серый) и модифицированный тёмно-жёлтый (он сдвинут в коричневый). Поэтому всё-таки палитра ZX вполне себе уникальна.

Скорее всего организация памяти ZX преследовала много целей. Например, упрощение схемотехники для регенерации ОЗУ видеоконтроллером. С точки зрения скорости это, конечно, не самое оптимальное решение, в истории есть и более оптимальные, но в принципе получился не самый плохой бесплатный компромисс.

Поэтому всё-таки палитра ZX вполне себе уникальна.

Она может быть уникальной, но никак не своебразной. И очень простой схемотехнически, так как не требует никаких преобразований кода цвета в цвет. Именно поэтому
ink 7 — белый (1,1,1);
ink 6 — жёлтый (1,1,0);
ink 5 — голубой (1,0,1);
ink 4 — зелёный (1,0,0);
ink 3 — фиолетовый (0,1,1);
ink 2 — красный (0,1,0);
ink 1 — синий (0,0,1);
ink 0 — чёрный (0,0,0).

А вот как это реализовали схемотехнически в Ленинграде.



D11 формирует суммарный синхроимпульс из кадрового (KS) и строчного (SS) (кстати, синхроимпульсы у Ленинграда неправильные по формату, но для советских телевизоров это было не критично)
D36 делает развязку ink/paper. Его же дёргает сигнал flash (мигание). Прямо с выхода D36 через простейшие делители (при отключённой яркости) формируются R,G,B. Дальше все эти каналы отправляются на эмиттерные повторители и дальше через делители на телевизор.
Вот и всё. Очень простая схемотехника.

Вот только есть подозрение, что эти картинки - это уже современные сгенерированные вещи.
В те времена не было фотошопов, не было возможности отсканировать что-то на сканере, или сфотографировать и перенести на комп, а потом перерендерить "для спектрума".
Поэтому графика, созданная до 90х годов имеет дополнительную ценность из-за сложности самой работы

Не все. Тем не менее, все эти картинки возможны в рамках графики ZX.


не было возможности отсканировать что-то на сканере, или сфотографировать и перенести на комп, а потом перерендерить "для спектрума".

Это не так. ZX Forum показывал схему простого устройства видеозахвата (картинка получалась ч/б и не очень хорошего качества).

Ну мы ж обсуждаем вышеприведенные фотки отличного качества =)

То, что картинки "возможны" никто не спорит, если это уже факт. Вопрос в том, что создать такую картинку в конце 80х теоретически тоже было возможно, но очень очень маловероятно.

Вот что мы рисовали тогда в артстудио (картинка из моего редактора для лазерного отряда). Медленно, кропотливо, точка за точкой..

Ну мы ж обсуждаем вышеприведенные фотки отличного качества =)

Нет, мы обсуждаем возможности графической системы ZX-Spectrum. ;)


Вот что мы рисовали тогда в артстудио

А вы видели видео, где Мону Лизу рисуют в Paint? :)



Так что тут вопрос к квалификации художника.

В paint уже есть не только мышка, но еще и многоцветность и уже прошли годы, когда современная диодная/лазерная мышка стала нормальным домашним девайсом

Это я к тому, что вы видимо не застали момент, когда в DOOM2 клавишники наравне сражались с мышистами, и даже побеждали. Но было это потому что
1. мышки только появились и на них надо было еще наработать моторику
2. мышки были механические шариковые, их чувствительность еще была не на высоте.

1. мышки только появились и на них надо было еще наработать моторику
Мышки стали обыденным явлением на PC с появлением GUI, в частности с выходом Windows 3.1 и OS/2. А для выработки моторики работы с мышью в Windows включили две игры, минера и пасьянс косынку.
2. мышки были механические шариковые, их чувствительность еще была не на высоте.
Не только в механике дело, сколько в скорости обмена данными по COM порту с мышью, который составлял 1200 бит/с. Опрашивалась COM мышь с частотой 40Гц, что давало мышистам не такое уж большое преимущество по сравнению с трактористами. Но PS/2 мышь могла опрашиваться 80, 100 и даже 200Гц, что в сочетании с оптикой не оставляло никаких шансов для трактористов.
В paint уже есть не только мышка, но еще и многоцветность

И? Что вы можете нарисовать в Paint? Ничего особого? Ну так и в Art Studio аналогичный результат. В общем, кто может — рисует, кто не может, придумывает оправдания. :)


Это я к тому, что вы видимо не застали момент, когда в DOOM2 клавишники наравне сражались с мышистами, и даже побеждали.

Я в DooM-2 по сети не играл, а по модему сыграл ровно один раз. А управление от мышки там неудобное.

На Спектруме тоже можно было мышку подключить через кемпстон порт. У меня такая была.

Вы это Refridgerator напишите ниже. :) Он интересовался, у кого Kempston Mouse была.

И мышек тогда ещё (в СССР) не было, курсор кнопочками двигали.

Вообще-то, была Kempston Mouse.

Вы её сами лично видели, в наших краях? Даже у айбиэмов и оливетти в то время мыши не наблюдались.

Публикация 1996 года.
У Amiga мышь была.
А у буржуев была и оригинальная.


Те, кому мышь была нужна или он её хотел, мышкой обзаводился. Мне она была не нужна, так же, как и световое перо (а его дома сделать вообще раз плюнуть).

Рисуйте в Artist-2. ;)
С другой стороны, вот есть у вас сейчас мышь, 16 М цветов каждой точки, а как с шедеврами? :)

Это чего такое? :)
Я вот GAN хочу обучить спектрумовские картинки рисовать. :) Пока фигню рисует.

Меня на спектруме больше смущал однобитный звук, а не однобитная графика, картинка из хобби-проекта по модульному синтезу и обработке звука, и миллион цветов там тоже есть)

Попытка современного шедевра №2




Нелинейные фильтры специально для спектрумовской графики.

Не, Wonderful Dizzy красивее. :)

Меня на спектруме больше смущал однобитный звук

Tapestry of Time из Chronos меня до сих пор будоражит

В середине 1990-ых, на закате эры «Спектрумов», начали появляться. Самопальная схема, сделанная кем-то из «наших». Мыши брали, естественно, писюковые, и припаивали.

Дык это только для «Спектрумов», да и на них почти не было софта, который с такими мышами работает.

Мы про спектрум и говорим. Artist-2 с такой мышкой работал.

Помню, в главный спектрум-магазин нашего города в мае 1994 года завезли девайс для захвата картинки с телевизора. Картинка, конечно, была адская — из-за ограничений 256×192 и цветов, и ценник довольно конский, но оно работало. Так что в жизни можно было потратиться на девайс, купить видеомагнитофон (да, я помню, сколько он стоил), и брать картинки из фильмов, поставив их на паузу. Особо экстремальный случай — снять что-то на полноформатную VHS-камеру, потом через тот же девайс перенести в «Спектрум». Такая вот цифрофотография 30 – 40-летней давности.

Сэр Клайв Синклер вроде запатентовал свою организацию видеопамяти? Интересно, как при этом все эти денди обходили его патент %) и обидно, что он не поиграл в своё время на чужом поле, в результате чего мы довольствовались EGA :) С таким методом организации видеопамяти можно было просто сделать поле 128х128 знакомест, каждое — 4х3 пиксела (в угоду тогдашним мониторам), выделить каждому 32 бита и ровно получается один сегмент 86-го! При этом для минимальной работы достаточно добавить регистры «цвет фона по умолчанию», «цвет пиксела по умолчанию» и распаять хотя бы 12 бит (три чипа шириной по 4 или какой они тогда были ширины…), а под остальное сделать «кроватки», чтобы в дальнейшем можно было добавить каждому знакоместу персональные цветовые атрибуты, «перекрывающие» значения регистров. Причём при организации типа «3-4-3 RGB» (без палитры) их вообще можно добавлять по частям, скажем, купить микруху под старшие 1-2-1 бит цвета пиксела, потом микруху под 1-2-1 цвета фона, потом под 2-0-2, потом под последние 1-2-1… в общем, не знает история сослагательного наклонения, но патент его явно позволял, когда перестали сами «Спекки» продаваться, устроить IBM весёлую историю почище даже той, которую им устроила видеокарта «Геркулес» :)

Сэр Клайв Синклер вроде запатентовал свою организацию видеопамяти? Интересно, как при этом все эти денди обходили его патент %)

Патенты — это больше вопрос формулировки. Если очень надо — ищем специалистов и адвокатов, которые так меняют текст, что он легко проскочит все экспертизы.

У Денди со Спектрумом нет ничего общего ) Вы похоже невнимательно читали статью.

Ну не то что бы совсем ничего, но да, согласен, такие далёкие вещи патент покрывать уже не может. Иначе он бы обычный цветной текст тоже покрывал :) А это бы точно не зарегистрировали.

Очень жалко, что в обзоре вы не рассмотрели развитие TMS9918 видеочипы от Yamaha VDP V9938/V9958. Они имели не только более высокое разрешение (максимально до 512(256)х424(212) 16 цветов на пиксел из палитры 512) или 256 цветов direct RGB. Плюсом в новых графических режимах этих VDP существовало аппаратное ускорение рисования линий, копирования областей, заливка цветом области, как с учетом логических операций, так и без их учета. То есть, в какой-то степени, их можно рассматривать как предтечу современных GPU.

Я знаю про эти чипы, немного занимался ими и последующим V9990. Это целая большая тема, а статья и так вышла объёмная. Возможно через время наберу и такой материал, про MSX в принципе можно рассказать много чего интересного.

Компьютер ZX81 и лучшее, что он мог показать в годы своей популярности.

IMHO, этот скриншот (из все той же игры: "3D Monster Maze") таки круче:


image

Я выбирал между этим и тем, но нужно было наглядно показать, что у ZX81 текстовый режим. А тут картинка всё же выглядит графикой, и это требует пояснений.

На советских телевизорах спектрумовская палитра ядовитой не была, особенно если через антенный вход подключаться. Ну и за счёт аппаратного "сглаживания" на ЭЛТ-мониторах пикселизация тоже была намного менее заметна, чем на современных мониторах в эмуляторах.


А звуки загрузки игр я до сих пор иногда слушаю в приступах ностальгии. И иногда из глубин памяти выплывает паника "вот, вот сейчас будет Tape loading error!". Своя атмосфера, в общем.

Подключиться в цвете через антенный вход к советским телевизорам всё же могло значительно меньше людей, чем через RGB. SECAM-кодер был редкостной диковиной, о которой многие мечтали, но мало кто видел вживую.

Своя атмосфера

Когда просматривал скриншоты игр, из глубин памяти всплывали приятные обонятельные воспоминания, связанные с запахами наэлектризованной от монитора пыли :)

Сейчас таких мониторов нет.. И ощущения не те))

Никаких аппаратных сглаживателей еще не сделали?

Я не про это. То, что Вы предложили, это какой-то софтовый хак драйверов и данных, которые передаются в видеокарту (или хак процедуры обработки их в ядрах видеокарты).

Я же мечатал об аппаратном сглаживателе, который вставляется между реальным «Спектрумом» и монитором. Грубо говоря, у меня есть настоящий «Спектрум», который выдает картинку 256×192, и Full--HD-монитор, к которому он подключен. И железяка переделывает микроскопическую картинку в большую, но не тупо увеличивая пикселы, а делая из каждого некую эмуляцию трех полосочек люминофора на CRT-телевизоре.

Кому интересно (может кто не знает) в Яндекс музее можно даже в это поиграть, посмотреть на консоли тех лет, там много всего интересного.

Если говорить про интересные видеосистемы начала 1980-х, нельзя не упомянуть достаточно популярную в Японии, но практически неизвестную в остальном мире на фоне остальных компьютеров серию Fujitsu FM-7 (вышедшую в 1982 году как удешевленный вариант компьютера Fujitsu FM-8).

На фоне своих конкурентов (NEC PC-8801, Sharp X1) данная серия компьютеров отличалась интересной особенностью - в ней было 2 CPU модели Motorola 6809, второй при этом работал независимо от первого и отвечал за видеосистему и доступ к видеопамяти (ну и вдобавок отвечал за ввод с клавиатуры). Процессоры были связаны между собой небольшим окном в адресном пространстве, через которое они могли обмениваться данными. Графика выводилась путем отправки программы и данных из основной памяти в видеопамять, после чего второй CPU исполнял эту программу и рисовал на экране пиксели, линии и другие примитивы.

Да, это по сути первый персональный компьютер (именно персональный, профессиональные графические станции к тому времени уже существовали) с программируемым видеопроцессором (то есть GPU), а программы для него можно назвать самыми первыми шейдерами.

Подробнее про программирование под него можно почитать тут: https://www.chibiakumas.com/6809/fm7.php

Под него даже пару демок имеется (правда, далеко не выжимающие все возможности платформы):

Hidden text

Про японские компьютеры и компьютерную культуру надо даже не отдельную статью, а целую книгу писать. Очень много всего интересного там происходило, будучи почти полностью скрыто языковым барьером от западного мира.

У CGA был весьма приятный "композитный" режим, который давал шестнадцать цветов при полном пиксельном разрешении 320х200, однако, работал он только при подключении по композитному выходу. К сожалению, большинство игрописателей имели цифровые RGBI мониторы, и абсолютное большинство игр в то время такой режим не использовали.

Вроде как TI-99/4 1979-го года не полностью 16-битный, у него 8-битная шина. Первый бескомпромиссно 16-битный домашний компьютер – это БК 0010 1984-го года.

Удивительно. Ранее думал, что такая графика старых игр была обусловлена лишь нехваткой ОЗУ и низкой скоростью перемещения данных. Вернее, так оно и было, но я представлял себе это гораздо более упрощённо.

Кстати, можно добавить раздел о графических возможностях советски ПК. Там иногда встречались такие жемчужины схемотехники.

Sign up to leave a comment.