Pull to refresh

Comments 92

Абсолютный победитель —
«Прототип представляет собой картонную коробочку, внутри которой: плата STM32 Nucleo L152RE (это плата в Arduino-совместимом форм-факторе, но на базе микроконтроллера STM32 L1), модули акселерометра, GPS-трекера, датчика вибрации и GSM-связи.»
Все это можно заменить обычным телефоном, который и так есть у большитства, так что концепция специализированного устройства для контроля за безопасностью детей не очень понятна.
Моему племяннику 14 лет, и он отключает все, что можно отключить, для экономии батареи, потому, что постоянно высаживает ее игрушками. В частности, GPS и LTE у него включены чуть более, чем никогда. Можно попросить не выключать, но слова — это слова. Да и батарея сесть может. В скутере/мопеде есть практически (для данной цели) неиссякаемый источник энергии.

Наверное потому, что это конкурс программно- аппаратных готовых изделий, а не очередных "супер-приложений для Андроид скачать сейчас бесплатно".
Для решения конкретных задач узкоспециализированные устройства подходят гораздо лучше, чем одна из функций универсального карманного девайса. Ниже уже писали про питание, есть и другие аспекты — надежность, долговечность,

Только проект с насосами хоть как-то дотягивает до «конкурсного» представления. Остальное — без комментариев даже…
Ну не знаю. В промышленности обеспечение удалённого управления агрегатом — вполне тривиальная задача. Да и скада так себе нарисована, если честно
UFO just landed and posted this here
Весьма странно слышать, что графика, к примеру, в WinCC или WW InTouch/System Platform выглядит хуже чем то, что представили — уж там-то средств, чтобы что-то симпатичное и функциональное нарисовать, достаточно.
Ладно, черт с ней, с графикой, к базовому функционалу есть за что придраться: какие-то невнятные кнопочки «включить» «выключить» «оптимальный» «выключить» «максимальный» «выключить», отсутствие каких-либо обозначений на мнемосхеме.
Я так понимаю, времени было дано достаточно, чтобы хоть визуальную часть причесать; курсачи и то получше выглядят
Что-то не тянет на работу «талантливого дизайнера интерфейсов»
UFO just landed and posted this here
Здесь вполне себе интерфейс в привычной стилистике SCADA-систем. Да, выглядит олдскульно, но это ведь жанр такой.

А про талантливого дизайнера интерфейсов я, кстати, писала в предыдущей статье. Вот его дизайн с хакатона, где они делали систему жизнеобеспечения для космонавтов (такое было условие конкурса):

image

Как по мне, так очень круто, учитывая что это просто его хобби и учится человек вообще на промавтоматике. Я бы так не смогла при всем желании.
Это круто?!?!?!
Это очень сильная нагрузка на оператора.
В промышленность я бы такой дизайн не пропустил.
Есть же литература, как грамотно делать «это»:
The High Performance HMI Handbook
Ну или статьи можно посмотреть, опирающиеся на неё:
например 1
от rockwell
ITER стандарты вообще выпустила
Очень много семинаров проходит по промышленным интерфейсам от господ из Wonderware. Они за простоту и понятность.

И что же тут такого прям крутого? Что тут вообще происходит, можете сказать? То, что с одной стороны «типа» атомный реактор, а с другой — боевая рубка — ОК, допустим. Но температура, влажность, уровень газа и прочие технологические величины — что и к чему относится? В каких единицах измеряется, что за проценты? Извините, но пока я вижу лишь 4 картинки (может и анимации — по фото не определить) в Sci-Fi стилистике, занимающих бОльшую часть экрана, и лишь 4 (!) более-менее функциональных элемента. И то только лишь с выводом информации.

Я не за стилистику и олдскульность интерфейса ранее говорил, а про его функциональность. В АСУТП не особо-то и важно, насколько круто выглядит интерфейс оператора
И это так называемое наше инженерное будущее!
Люди разучились работать руками!

image

Техническое совершенство говорите? Ну да, ну да…


Вот это намного к нему ближе

Это ещё ближе

Это совсем близко.
Это то же самостоятельно изготовленные не проффесионалами устройства. Вот они — да, инженерное будущее, а не эти недоинженеры — программисты, которых на рынке труда девать некуда.
Да, разучились. В данном случае хоть попытка предпринята. Не забывайте, что это МФТИ, крайне далекий от ручного творчества ВУЗ. Не уверен, что кроме данного курса вообще где-то дают с железом поработать.
Так блин! МФизико-ТехническийИ же ж! И без рук то? Как так то?
Так не гуманитарный же =)
Специальности основные — прикладная математика и физика, прикладная математика и информатика. МФТИ готовит учёных. Дальше зависит от факультета и кафедры. Есть чуть более близкие к железу, но их очень мало.
В большинстве своём, те, кто больше любит руками что-то делать, выбирают другие ВУЗы.
На Физтехе потрясающая подготовка программистов. Наблюдала, как у них происходит процесс обучения: на первом курсе, когда во всех обычных универах программируют сортировку пузырьком и обход графа в глубину — они пишут свой компилятор для своего выдуманного языка программирования. И не забывайте, что студенты Физтеха перегружены учебной программой с крайне сложными дисциплинами, тут для факультатива по IoT выделить время — уже подвиг.
Это на каком факультете такое безобразие? Почему я пузырьком сортировал и машинам тьюринга единички и нолики подсовывал… Или вы имеете в виду пару человек, которые этим и так ради хобби занимаются?
И никто там не перегружен, погамать/побухать все время находят.
Нет, я про вполне конкретного преподавателя, Илья Рудольфович Дединский. Вот у него такой подход к преподаванию программирования. Выдающийся человек, легендарный.
потрясающая подготовка программистов

Великолепно!
В таком случае ребята могли бы на презентациях разрисовать архитектуру программы. Или описать разработанные ими алгоритмы, (к примеру для бани, как обеспечивается надёжность и защита от сбоев ПО. Кто-нибудь из них сторожевой таймер использовал для этих встроенных проектов?).
Хотелось бы в глубь проектов посмотреть.
Например, актуальный для промышленности:
Математическая модель предсказания отказа датчика вибрации на фрезерном станке

IoT в этом случае это когда датчик (любой), включенный в сеть, сам говорит о своём состоянии и сообщает о сбоях, я думаю. Или алгоритм заложенный в него прогнозирует отказы. Хотелось бы посмотреть, как.
Удаленное управление и мониторинг группы промышленных насосов

ЗдОрово, если ещё насос сам будет сообщать о своей наработке в часах, а интеллектуальный алгоритм предскажет время его последующего сервиса или замены. А алгоритм ПЛК интеллектуально распределит нагрузку между насосами (там о группе речь) так, чтобы их износ был равномерным. (Эти задачи АСУТПшники, кстати, решают.)
Построение карты водоема на основании данных с ультразвуковых сенсоров, размещенных на небольших подвижных суднах.

Вот! Малые суда объединены в сеть. Отправляют данные на сервер. А сервер строит карту. Так? Всегда актуальная карта водоёма.
Этот проект мы отклонили по причине того, что ребята сосредоточились на решении задачи в рамках компьютерной модели

Так и решение как раз по профилю для программистов, если уж говорите, что они только писать программы! Могли бы им и помочь.

В общем странный конкурс. Поднимайте планку.

А вот так. Как в анекдоте:


  • Студент Иванов, вы совершенно ничего не знаете и не умеете, как вы собираетесь быть инженером?
  • А я не буду инженером, я буду директором завода.

Не все так плохо, конечно, но тут больше зависит от личных увлечений, кто хочет руками работать — дома сам мастрячит.

На первой картинке что-то спаянное на скорую руку на макетке — очевидно, музыкальный плеер.
На второй картинке устройство, собранное из готовых «кубиков» — вижу стабилизатор с Алиэкспресса, и Arduino, опять же на макетке, но здесь, в отличие от прошлой картинки, компонентов больше. Что делает устройство, непонятно — похоже на роутер с каким-то дополнительным функционалом.
На третьей картинке уже никаких макеток, а разведенная плата, для управления, видимо, какой-то нагрузкой, с таймером.
Думаю, что три картинки автор комментария привел как некоторую последовательность разработки устройств: одна плата на макетке, дальше — несколько плат, объединенные в корпус, соединенные проводами, и наконец — печатная плата со всем необходимым.
Я с такой последовательностью согласна, а то, что студенты на конкурсе дошли только до шага 2 — так это исходит из их направления подготовки, они программисты. Если в вузе их не учили разводить платы, то мы и не вправе от них такого требовать. Хотя, конечно, в идеале хотелось бы и этого. Думаю, что в будущем году подтянутся более инженерные специальности и факультеты, и из этого возникнет наконец интересное межфакультетское сотрудничество.
Я сейчас у себя в компании веду курсы по электронике и IoT. И мы в качестве перво готового устройства собрали обычную WiFi-лампочку. Ничего сложного — МК, питание, 3 драйвера на сдвиговых регистрах, 16 RGB-светодиодов. И все это выглядит в итоге вот так:






И это как раз таки школьная поделка из радиокружка, и IoT во все поля. А тут… Я даже не знаю, я просто не захотел ничего писать — просто колхоз…
Это немного другая компетенция. Мы бы хотели, чтобы наши студенты видели задачу целиком и в комплексе. И решали ее хотя бы на уровне прототипа на макетке, при этом также делая серверную часть, графический интерфейс, мобильное приложение и т.д.

И, конечно, ключевой вопрос: вы пишете о том, что ведете в компании такие курсы. Сотрудники компании кто по образованию? Если инженеры, это один разговор, если программисты — совсем другой. Разводили ли они плату сами? Сколько времени у вас заняло обучение основам схемотехники, монтажа, ЛУТ?
Т.е. простое, но готовое конечное устройство с веб-сервером на борту, интерфейсом управления режимами и яркостью, в корпусе — это не «комплексная» задача?

Курс длится уже полгода. Учатся программисты. Платы разводили сами, на фото — пример одного из студентов. ЛУТ не использовали — сразу ставили все на фоторезисте (но дальше все-таки лучше заказывать). Обучение основам заняло пару месяцев. Ну и вообще на курс пришли ребята с знанием закона Ома — и только.
Судя по Вашим комментариям, понятно какого Вы видите идеального инженера.
Этакий 100 в одном, умеет всего понемногу, но законченного ничего сделать не может. Даёт общую идею, лепит макет на коленке Как говорится «Я придумал большую красную кнопку — а остальные мелочи потом технари закончат». Такой слегка технически продвинутый менеджер/экономист. А технарей молодых то где брать? Ведь сейчас к сожалению все вузы в этом направлении идут, работать руками и паяльником никто не хочет.
image
Это классический вопрос, как развиваться специалисту: «вглубь» или «вширь». Мы стараемся по мере сил обеспечивать компонент «вширь», никак не оспаривая важность при этом компонента «вглубь». Именно поэтому наш курс — всего лишь факультатив, то есть он является дополнительным в программе вуза относительно более фундаментальных дисциплин. Мы всегда подчеркиваем важность более базовых дисциплин и называем их в числе обязательных требований к студенту.
UFO just landed and posted this here
Интересно было бы узнать ваше мнение — полезно ли учить программистов основам IoT, и если да, то как? Что включить в учебную программу?
UFO just landed and posted this here
При всем уважении к вашим разработкам, вы ведь пишете только о конечном устройстве. Рассматривайте систему в комплексе. Сейф — лишь часть всей системы. Нужно еще поднять сервер, наладить клиент-серверное взаимодействие, нарисовать графический интерфейс, продумать UX хоть в каком-то виде. На мой взгляд, для студента-программиста, притом первокурсника — это огромная работа.

По поводу выражения «недоинженеры-программисты». Никто и не пытается переучивать программистов в инженеры. А вот для программиста иметь понимание этой области — очень ценно, чтобы он мог в дальнейшем с инженерами взаимодействовать и говорить на одном языке. Собственно, об этом я и пишу в статье: мне грустно, что есть серьезное разделение и непонимание между инженерами и программистами, оно заметно особенно здесь, на Хабре. Цель — подружить эти два мира.
Ну как и следовало ожидать, основное замечание:
Для представленных проектов была характерна недостаточная проработанность бизнес-аспектов. Например, некоторые авторы очень смутно представляли, кто мог бы быть продавцом подобного рода устройства, а кто покупателем, как устройство может быть интегрировано с существующими на рынке решениями. Многим недоставало умения презентовать проект.


То есть основное требование к современному специалисту — "Умение продать" — остальное не важно.

Сегодня самое главное — уметь всучить лоху свое г…
Продавать то как раз никто ничего не просит. Но оценить нужность предложенного решения на рынке дело полезное, если уж решение претендует на практическую применимость.

А для себя же делать никто не запрещает.

Вообще то в современном мире придумано разделение труда — один производит, другой продаёт. Основы маркетинга конечно знать надо, но основная задача технаря — все таки техника.
Если уж нужны презенташки — создавайте команды с участием студентов маркетологов, рекламщиков и прочих дизайнеров. Пусть тоже тренируются на конкретных товарах и продают конкретной ЦА — членам жюри.

задача технаря — все таки техника

Эээ нет! Не только техника.То же что и разница между программистом и кодером. Все же хотят быть программистами и решать инженерные задачи? Так вод технарь, из которых те люди хотят быть (ну или хотя бы стать) инженерами, это грамотное потребление ресурсов на создание полезных благ методом применения умственных и физических усилий. И умение оценить пользу и экономическую эффективность (и экологическую безопасность:)) своего поделия это важно. И это не касается продаж.

С назначением и целью как раз все в порядке, они же не абстрактного кибер-коня в вакуумной камере лепят.
"Я считаю, что девайс контроля обстановки в бане весьма актуален и востребован, даст положительный эффект для упоротых любителей обвариться до обморока, спасёт кого то от инфаркта".
Ну считает он так, исходя из своего, пусть небольшого, жизненного опыта. Предлагаете проводить полноценные маркетинговые исследования?

Кстати, как раз с баней ребята провели не то, чтобы маркетинговые исследования, но сводку новостей по смертельным случаям в бане изучили. Уже неплохо.
Тоже зацепился за банный контроллер. Проблема то актуальная. Вполне может иметь коммерческий успех. Только продавать нужно не мужикам (никто не признается, что опасается бани, это не по мужски), а их женам. Которые не хочется получить труп из парилки.
Ничего удивительного. Подавляющее большинство разработчиков не имеет собственных финансов/мощностей для реализации задуманного. Мало того, он — разработчик, еще и нехило так загружен по основному своему направлению добычи средств пропитания. Умение объяснить инвестору зачем ему сейчас нужно вложить деньги, чтоб возможно, в будущем получить их обратно — не менее важно, чем способность к разработке.
Продавать будут другие люди, но разработчик обязан четко понимать для кого создается его устройство и как оно им будет использоваться, с какими другими решениями может взаимодействовать.
Без четкого понимания этих вопросов невозможно глубокое понимание решаемой устройством проблемы, а значит и адекватное ее решение. Иначе получаются решения которые внешне вроде как шикарны, но в применении крайне неудобны, так как не учитывают особенности реального применения.

Разработчик должен в первую очередь уметь разрабатывать по предоставленному ТЗ. Если он дополнительно и ТЗ составляет, и в маркетинг должен уметь, может получиться вещь по своему прекрасная, но никому не нужная. Как соковыжималка из пакета, например.

В составлении ТЗ должен принимать участие разработчик/эксперт. Иначе в ТЗ будет написано «сделать переходник от пылесоса на морозилку». И как быть?

Дык я то и не возражаю. Но ведь есть разница, заказчик (наверное, он что-то понимает в предметной области) хочет такой переходник, или разработчик его сам себе придумал и сделал. Потому что может.

В том-то и закавыка, что заказчик слабо разбирается в предметной области, как правило. Как минимум, ему сложно оценить требуемую квалификацию исполнителей и трудозатраты на его хотелки. Иногда изменение одной хотелки изменяет трудозатраты в сотни раз. А потом возникают вопросы «че так дорого», «за углом дешевле делают».

Поэтому, заказчик часто выдает ТЗ очень низкого качества, которое разработчик на свой страх и риск вынужден домысливать, а потом идти через многократные итерации правок.

Картинка_с_качелями.jpg всегда актуальна ;)
Но тут другое.сами придумали, сами запили. Diy.

Именно так! Для грамотной инженерии требований необходимо уметь говорить с заказчиком на одном языке. И к сожалению, в вузе этому почти никогда и нигде не учат.
Номинация конкурса неслучайно называлась «Бизнес и общество». Речь не только о том, чтобы продать. Речь о том, чтобы понимать назначение, пользу устройства — не только для бизнеса, но и, возможно, общества, государства, науки.

К сожалению, часто разработчики даже не утруждают себя минимальным обзором аналогов, составлением портрета пользователя, изучения целевой аудитории. В итоге получаются проекты, реально нужные только 2-3 людям, и это грустно: столько сил потрачено, а конечная польза минимальна.

Поэтому в нашей программе был сделан акцент именно на этом: Какую задачу вы решаете? Чью проблему вы хотите решить?
Не совсем с Вами согласен.
Разработчик — это прежде всего технарь (в данном конечно случае, в эстраде — это например музыкант и т.д.), а вы пытаетесь из него сделать 3 в одном.
Вообще анализом рынка, востребованностью, поиском покупателей должны заниматься как говорится «специально обученные люди», бизнес аналитики. При этом он могут быть даже не технарями а именно экономистами. Один великий человек сказал — «Каждый должен нести свой чемодан», и я считаю он был абсолютно правю
В идеале, при грамотном разделении труда и в устоявшейся индустрии — конечно, да, всё так, как вы написали. На практике приходится совмещать. У нас в России рынок IoT только зарождается, и стартапы очень маленькие, у них нет средств нанять себе отдельного бизнес-аналитика. Поэтому, считаю, в сложившейся ситуации для разработчика хотя бы ознакомиться с этой тематикой и понимать, какие нужно задавать вопросы — уже очень полезно. Ведь в вузе таким вещам просто не учат, у меня даже не было такого предмета как «Экономика».
лично у меня ни единой положительной эмоции чтение статьи не вызвало. потому мне и не удивительна общая картина и характер комментариев и отзывов.
комментировать практически уже нечего, разве что «чудо-сейф» на ардуине попробую: в начале 80тых будучи школьником средних «классов» я ходил на станцию юнных техников, конструировал там радиоприемнички и прочую дребедень…
и был там подобный сейф, разве что на комплектующих того уровня — простых логических ИС, транзисторах, релюхах и т.п.
вот только он заслуживал, как по мне, гораздо больше номинации, нежели чудо из статьи — хотя бы потому, что его спроектировал и собрал карапуз мне по пояс из5го класса, развел и спаял сам на самодельной же плате (и выглядел он в разы лучше и аккуратней), а в те времена — и это самое главное — не было интернета в котором о построении подобного сейфа можно прочесть «на каждом углу по-русски», не то что с цветными TFT-дисплеями на тачскринах — на удаленном RFID-детектировании, с распознаванием по голосу и фото…
Вот это — техническое творчество и уровень. Или вот это.

Можно же на расслабоне разрисовать плату хоть в Eagle, хоть в другой EDA, отправить в соседний Зеленоград или китайцам и не показывать отладочный бредборд в составе конечного изделия.

А корпус, так и быть, изготовить на 3D принтере или многоосевом обрабатывающем центре. Но не в картонке от сапог!

Даже если сказать — он же программист, ему не надо руками работать, только головой — значит, на конкурсе должна быть представлена коллаборация из электронщика, программиста и технолога. Угу, еще можно менеджера притащить, чтобы хоть как-то понял, что стоит за фразой «через две недели сделаем обязательно». И, «тут только баг поправить». А, еще дизайнером разбавить, чтобы он понял, что то, что он нафантазировал нынешняя техника сможет осилить только в 3k18 году.

Я уверен, что код разработанных «продуктов» является аналогичной фигней, кое как стянутыми кусками костылей без архитектуры. А в тех местах, где костыли не заработали, написаны дикие велосипеды.


Знаете, что такое «испанский стыд»? Это когда херню творит кто-то, а стыдно почему-то лично тебе. Вот тут этого стыда — два железнодорожных состава.
Тем более плата 100х100 в два слоя на той же JLCPCB стоит 2$ + 7$ доставка. За 600 рублей мы получаем готовый прототип с аккуратной разводкой, а не гору проводов на макетке.

И это ребята еще не знают про программы бесплатных сэмплов, когда Murata, Maxim Integrated, Coilcraft, TI, Vishay и все остальные тебе, как студенту, с радостью насыпят ВСЕГО что у них есть, от резисторов д FPGA…

Чувствую, испанский стыд — заглавная часть этого топика.
Оу. Сэмплы! Спасибо))
А подробнее можно про семплы для студентов и как их получают? Просто не понятно в чем профит им так помогать студентам.
Сэмплы можно и не только для студентов.

Я сейчас, к примеру, очень проникся Maxim'овскими драйверами, буст-контроллерами и защитными цепями.

Дальше все просто — регистрируемся под «корпоративным» доменом (.edu, .com, все что угодно за пределами gmail / yandex etc.), идем в поиск запчастей для сэмплов, если нужные микросхемы есть — отлично, добавляем в отдельную корзину для сэмплов.

Одного наименования можно до 4 штук, всего в корзине — до 4 наименований.

Дальше — чекаут, краткое описание проекта / компании, и ждете несколько часов. Апрувят или деклайнят достаточно быстро, но у меня еще не было ни одного деклайна.

Vishay и TI работают точно так же. Другие ограничения, но в общем и целом все то же самое. Coilcraft'у нужно писать отдельно, но у них есть стартовые наборы индуктивностей и трансформаторов для ВУЗов, к примеру.

Ну и программы поддержки и сэмплов есть у каждого большого производителя. Даже у Intel и Samsung )
Вы пробовали уменьшать описание, что бы дойти до порога отказа? А то мне лень сочинять страницу текста, зачем мне пара каких-нибудь драйверов для «умной лампочки» для дома. Или не прокатит и обязательно писать дифирамбы про то, что проект взлетит, его захочет каждая домохозяйка и детали будете покупать вагонами у этой фирмы?
Не нужно было дифирамбов никогда, мне всегда хватает пары строк общего краткого описания.
Мне чот nxp ни разу не прислал, хотя просил с .edu почты…
Ваша таможня бережет ваши умы от всякой иностранщины…

image
И если мы говорим про профит…

Разработка конечного устройства, которое не выглядит как конченый шлак, работает, представлено как продукт и имеет «товарный» вид — это долгие месяцы упорного, кропотливого труда над каждой деталью и мелочью. Разработка печатной платы здесь — ключевой момент. И это не просто «накидать дорожек» — это сложный и долгий процесс. Вы, как разработчик, вряд ли после упарывания пары месяцев в расчеты импедансов будете «менять коней», т.е. резко переходить с компонентов Maxim на компоненты TI. По факту это просто выкинуть в мусорник месяц-два жизни. Поэтому с деталями вы определитесь в самом начале и уже в этом устройстве от них отступать не будете. Если детали для первого прототипа будут доступны — вуаля, вендор-лок в чистом виде.
Всё упирается в мелочи. Сделать плату на Резоните в несколько тысяч обойдется. Корпус сделать на принтере — тоже стоит денег. Вы забываете, что речь тут идет про студентов с их стипендией.

Про коллаборацию — это хорошо срабатывает на хакатонах, вот там мы видели действительно многопрофильные команды. Но там и побеждает команда, на хакатоне мы не оцениваем участника в отдельности. Если говорить об учебном курсе в вузе, то нам необходима аттестация каждого, и есть проблема: в случае с командой сложнее оценить вклад каждого конкретного участника. Со студентами всегда есть риск того, что один работает, а остальные тусуются. В этом году неслучайно победителями стали только индивидуальные проекты, все групповые остались без призов. Может быть, потому, что в команде сразу размывается ответственность. Я думаю, проблема в том, что студентам сложновато делегировать обязанности, их опять же этому никто не учит, и менеджмент уже даже самой маленькой команды из двух человек становится проблематичен. В нашей системе образования оценки, экзамены — всё нацелено на индивидуальные достижения, а работать коллективом редко где приходится, вот и нет такого опыта просто. Мы стараемся это изменить в нашем курсе по мере сил, к примеру — в программе курса есть большой кейс на групповое выполнение.
Подождите, а где вы в сейфе увидели ардуину? Её там нет.
Это к вопросу об оценке экономической целесообразности. Как раз ардуинки там за глаза бы хватило., даже с учётом сервера и управления, ну или ещё лучше — ESP. Но STM -это из пушки по воробьям, да и стоимость получится раза в два больше. Вот уметь подбирать соответствующее задачам оборудование, и не допускать его избыточность — вот это инженер разработчик точно должен уметь.
Сейчас придет сюда в комментарии Олег Артамонов olartamonov и скажет, что:
— Совсем и не дешевле Arduino, это популярный миф, на самом деле современная отладочная плата STM32Nucleo стоит ровно столько же.
— Использовать STM32 правильнее как современное и более технически продвинутое решение, в отличие от морально устаревших контроллеров фирмы Atmel
— Чисто методически программирование под STM32 учит правильному стилю, например, если использовать операционную систему реального времени — можно грамотно организовать многопоточность, а не делать её «на коленке»

… ну и так далее. Я его аргументы уже знаю наизусть. Я тоже не сразу их приняла, но со временем Олег убедил меня.
У STM32 Errata больше:)
В некоторых случаях ОС — это панацея. Чем хороший конечный автомат хуже?
Будьте проще.
Не касаясь вопросов внедрения и коммерческой применимости:
1) В рамках курса используется железо с stm32 на борту (на каждого студента комплект из демонстрационных плат, датчиков, исполнительных механизмов и прочего), изучать всё и сразу в рамках одного семестра — нет смысла, есть более интересные области.
2) Atmega это всё же вымирающий вид — не вижу смысла их изучать. Изучать Arduino — тоже сомнительно в методическом смысле. Можно изучать 8 битные avr (Attiny), но у них другая задача и в рамках курса не влезает.
Atmega это всё же вымирающий вид — не вижу смысла их изучать. Изучать Arduino — тоже сомнительно в методическом смысле. Можно изучать 8 битные avr (Attiny)

Так атмега это тоже 8-битные авр.

Да, перепутал с ATxMega. Возможно потому, что ATMega не пользовался. Или не меш хватало или xmega уже.

С одной стороны неплохо, что ребята что-то делают своими руками, пускай не так круто как хотелось бы, но это лучше, чем пить пиво в подворотнях или быть по жизни безрукими «гуманитариями».

С другой стороны, при таком уровне программы и результатов странно слышать пренебрежение к Ардуино — достаточно пару раз кликнуть мышкой и в поиске вывалятся тысячи реализованных проектов многие из которые на пару порядков превосходят представленные проекты.

У меня вопрос к организаторам программы: когда и как предполагается преодолеть разрыв между этим «убожеством» и профессиональным уровнем будущих инженеров IoT?

Так никто (в том числе и жюри, и будущие инженеры) не знает, что такое iot и зачем оно нужно. Вот и получаются поделки уровня школьного радиокружка.

Если вы знаете, что такое IoT — поделитесь мнением, будет интересно услышать что-то принципиально новое
Это когда в электрический чайник добавляют датчик температуры (с точностью до 0.1С), bluetooth (чтобы можно было управлять приложением из смартфона), WiFi (чтобы можно обновлять прошивку), социальные сети (чтобы все были в курсе, чай из какого пакетика вы предпочитаете в это время суток)…
UFO just landed and posted this here
Остальное бесполезные для большинства мусор
ИМХО, это не только Российская проблема, а в целом шумиха вокруг IoT намного больше чем его реальная востребованность. Как и с блокчейном — идеи сами по себе интересные, но вот реальная востребованность чаще сильно притягивается за уши…
UFO just landed and posted this here

Ну там не только мелкий мониторинг. В отдельных сферах применяется весьма массово. Например охранная сигнализация "пультовая" — в каждом магазине, офисе, банкомате и квартире стоит lot- девайс (правда нигде прямо это обозначение не указано), отечественного производства, связь через 3g с пультом охраны. Так что для конкретных задач, востребованных рынком, и разработки ведутся бодро, и производство местное и сбыт.
А пилить очередной кофейник — да, удел стартаперов.

Как раз мы в нашей учебной программе больше хотим, чтобы студенты делали проекты наподобие сигнализации. Про «умные кофейники» мы рассказываем, но в качестве примера — как делать не нужно.
Вот честно, мы в период обучения разрабатывали некоторые концепты, новое. Некоторые продолжали темы предложенные от руководителей. А тут какое-то ощущение вторичности, из «говна и палок» собрали уже существующие системы. Ничего нового.
Одно из требований к конкурсантам было провести обзор аналогов и доказать, что проект не является уже существующей системой. К примеру: проект MotoGuard — да, в продаже есть много китайских трекеров, но нет именно такого, который бы отправлял данные об ударе, вибрации, экстренном торможении и пр. Или проект с умной лампочкой: да, есть много умных лампочек на рынке, но здесь девушка задумалась о том, чтобы сделать полноценную «комнату рекреации» на предприятии. Можно спорить о разумности идеи, но вторичной я бы ее не назвала. Те проекты, которые слишком явно дублировали имеющиеся на рынке решения, мы до конкурса просто не допустили.
Картонная коробка вместо корпуса устройства на презентации «IoT Академия Samsung», вы серьёзно?
Это как же нужно не уважать участников конференции и вообще слушателей, чтобы опуститься до такого?
(И как нужно не уважать себя устроителям, чтобы за подобное дать «Абсолютный победитель»…)
Очередное дно было пробито, имхо.
По сумме всех остальных достоинств проект был крепкий и проработанный. Вы учтите, что делал его студент-программист. Он сделал прошивку микроконтроллера на RIOT OS, продумал архитектуру приложения в облаке, разработал мобильное приложение. Рассматривайте не только конечное устройство, но всю систему в целом. Думаю, что потенциального инвестора, увидевшего такой работающий прототип, не смутила бы картонная коробка.
Пластмассовая коробка из магазина электронных компонентов стоит максимум 10$ с доставкой до квартиры.
Тем печальнее, что человек проработавший архитектуру просто поленился придать ей некий приличный вид.
(Кстати говоря, фанерный плохо покрашенный «сейф» тоже доставляет ;-) )
Неплохо! Было бы неплохо на основе этих разработок собрать систему для удаленного мониторинга и управления питанием 12в для СКУД и систем видеонаблюдения. Дешевой и доступной
Вполне звучит как задача для студенческого проекта! Если не возражаете, пришлите описание задачи в личку, а мы ее предложим на будущий учебный год как один из вариантов.
Если вам интересны «учебные» задачи…
Когда-то собрал небольшую IR-приставку к домашнему кондиционеру.

Задача — «сделать дома прохладно» перед приездом домой с работы. Датчик с термометром, подключенный к вайфаю, опрашивал телефон на предмет геопозиции, и если я выезжал из офисной зоны — кондиционер включался на полчаса на оптимальной для меня температуре (если температура уже не была такой, как нужно). Если я не появлялся дома — кондей выключался.

Думаю, для обучения — самое то.
Макетирование это конечно хорошо. Но почему все на макетках, что студентов совершенно не учат разрабатывать платы? Хороший внешний вид снаружи-это конечно хорошо. Но и внутри конструкция должна иметь законченный вид. Сплошные поделки.

Ваши требования логичны и справедливы для студентов более радиоинженерных ВУЗов. В МФТИ паять точно не учат. И платы разводить не учат. И даже схемотехнике базовой, тоже не учат. Учить и их в рамках данного курса (3 месяца на обучение на примерах + еще 4 на свой проект) цели не стоит. Зато есть уровни выше. В итоге общая структура: макет, прошивка mcu, связь с облаком/базой, обработка, ui на конечном устройстве. Бизнес аспекты в виде удовлетворяемой потребности, себестоимости, потенциальных покупателях.
И кроме умения программирования на C, C++, Python большинство студентов ничего на входе не знает. В таком ракурсе совсем по-другому смотрится.

Смотря какой факультет…
Ну, курс то общеинститутский. Так что для подавляющего большинства это так. Возможно на ФРТК и учат.
Мне кажется мы с ФАКИшниками были на курсах кройки и шитья пайки.
Так или иначе, на сях прогать учат тоже не на всех, а наверное на ФУПМе углубленно, у нас вообще был паскаль на РТ, а курсовая так совсем, вертись как хочешь, должен был сам что-нибудь знать…
Так что считаю, если уж взялись участвовать в конкурсе, то можно в программировании, конструировании и изготовлении разобраться на должном уровне, чтобы не стыдно было показать, иначе это конкурс ради конкурса.
Sign up to leave a comment.