Pull to refresh

Comments 7

И еще пункт - научиться работать с интонацией. Монотонность способна убить любой материал.

Живая речь способна вытянуть даже очень слабую базу.

Восходящие и нисходящие движения для фрагментации речи, чтобы слушатель интуитивно не впадал в "студенческий транс". Работа со скоростью - быстрее говорим менее важные вещи, медленнее более важные.

Если уже сказали все, что пришло в голову, а новой мысли еще нет - вырабатываем привычку молчать. Не мычать, не экать, а молчать. Лучше 2 секунды помолчать, собраться с мыслями и продолжить речь, попутно давая зрителю паузу, чтобы обдумать то, что только что было сказано, чем те же 2 секунды мычать в микрофон.

Иногда можно дать себе передышку, сказав, после какого-то тезиса "представьте это". Если, конечно, в тему. И людей вовлекаете в процесс, и себе даете отдых. Даже если мысли есть в голове - отдых нужен. Как минимум связкам.

Если хочется взять паузу, чтобы выпить воды - тоже не надо стесняться. Я прямо говорю "секунду", пью воду, и продолжаю. Все всё понимают, в этом нет ничего стыдного.

И еще важный пункт - жестикуляция блин. А то народ любит стоять по стойке смирно, как школьник у доски. Прям в прошивке заложено уже. Двигайте руками, делайте жесты, ведите себя как живой человек. Невербалка!

И последнее - разговариваете с залом, как будто это один человек, причём которого вы давно знаете. Каждый зритель это почувствует. Зритель испытывает от плохого выступления дискомфорт не меньше, чем выступающий. Если же он будет чувствовать себя уютно, чтоли, он будет внимательнее слушать.

Классные советы! Однозначно берём на вооружение, спасибо!

Интонация - вообще отдельное искусство. Можно себе пометки делать в докладе: где паузы, где акценты, где интонация вверх и тд. Всегда так работаю с любыми текстами, которые надо озвучить. Ещё и ударения проставляю от греха подальше)

Про контакт со зрителем: в университете преподаватели по ораторскому мастерству рекомендовали нам не бояться смотреть в глаза аудитории. Это располагает и помогает удерживать внимание.

А вот с жестикуляцией главное не переборщить. Как говорится, всё в балансе, всё в потоке, всё в ресурсе)

Насчет глаз, я предпочитаю смотреть сквозь людей. Контакт глазами не всем приятен, а так, ты, вроде смотришь и на всех и ни к кому в душу. Но все понимают, что ты говоришь с ними.

Жестикуляция - еств в тему должна быть.

Ну и самое главное тоже - заранее речь прогонять, заранее ее репитировать и учить. Не надеяться на импровизацию, особенно если это не выступление номер "тцать". А то у себя в фантазиях все - великие ораторы. А на деле - заикаторы, мычаторы и бормотаторы :) Репетиции и отработки - залог уверенности.

"Смотреть в душу" - это уже что-то на языке "Битвы экстрасенсов" :) Ну тут да, как кому комфортнее, так и надо поступать. Главное - времени на подготовку не жалеть и больше практиковаться)

И еще очень важно представить, что разговариваешь с другом/коллегой. Не думать, что твои слушатели умнее тебя. И стараться рассказывать простым языком, если и использовать термины, то пояснять что они означают. Даже очень опытные коллеги могут не знать/забыть значение терминов, что может вызвать их неловкость и они посчитают вас выскочкой, который сыплет терминами и умными выражениями. Будьте проще - и люди к вам потянутся!

Поддерживаю) Я всегда на встречах с клиентами, когда нужно долго выступать, придерживаюсь 3 принципов: разговаривать максимально простым языком, как с детьми, улыбаться (конечно когда это уместно) и добавлять в свою речь немного юмора (опять же где это уместно). А еще я заметила, что если аудитория в основном мужская, то нужно почаще улыбаться, мужчины так расслабляются и более благосклонно слушают (это я как девушка неоднократно замечала))). А если аудитория в основном женская, то лучше быть более серьезной, умные женщины это ценят. Но это из личных наблюдений. Может у кого-то по другому?

У В. Шахиджаняна есть отличная книга и курс «Учимся говорить публично». Рекомендую совершенно искренне.

Sign up to leave a comment.