Pull to refresh

Comments 31

В начале 2000-х попался некий сайт, краеведческой направленности, возможно автор был гидом или имел отношение к этому бизнесу. Запомнилась страница с историями про космонавтику. Сейчас описанные события известны из официальных источников и и его записи выглядят как пересказ слухов, которые автор узнал от военных пенсионеров. Конкретно к теме статьи было написано, что некий космоплан должен был сесть в Черном море, но его сбило местное ПВО. Чтобы не полетели головы начальников была озвучена версия, что аппарат утонул в море.

Там были еще удивительные истории. Из запомнившегося - для экипажа лунохода зарыли в землю недостроенный линкор, поставили сверху антенны и оттуда они управляли Луноходом. РенТВ отдыхает.

для экипажа лунохода зарыли в землю недостроенный линкор

Причём вместе с экипажем. В 90-е охотники за металлом, когда срезали антенны, ещё слышали стук из-под земли.

С космопланом была еще интересная деталь в сказке рассказе - осколок попал в санаторий и люди выпрыгивали со второго этажа.

К слову действительно связь между зарытым линкором и экипажем лунохода существовала, но как мало в слухе осталось правды.

То есть зарыли только часть линкора? И людей из него выпускали на Октябрьские праздники?

Но паспорт не отдавали. )

А кормили через ствол главного калибра - диаметры советских кастрюль в точности соответствовали снарядным. Чтобы, значить, ими и стрелять в случае чего.

А если снарядить кастрюлю флотскими макаронами калибра 7,62 — получается кассетный припас. А компот? Начинка кастрюли брикетным киселём даёт заряды объёмного взрыва.
А если вспомнить Гришковца и одну утреннюю флотскую традицию — можно ещё противнику нанести моральный урон.

Там были еще удивительные истории. Из запомнившегося - для экипажа лунохода зарыли в землю недостроенный линкор, поставили сверху антенны и оттуда они управляли Луноходом. РенТВ отдыхает.

Очень похоже на фантазии по теме комплекса АДУ-1000

Абсолютно точно. До недавнего времени я думал, что приплели просто так. Но оказалось, что нет. В недавно рассекреченных документах прочитал, что АДУ-1000 и соседние КТНА-200 некоторое время подменяли модернизируемую ТНА-400.

Шутки шутками, но БОР-4 действительно пару раз садился в Чёрное море, в первой половине 80-х и один из них был потерян ПСС.
Тогда на нём уже отрабатывали теплозащиту Бурана и вероятный противник крайне интересовался " А что там такое русские вылавливают из Индийского океана", собственно подальше от любопытных глаз и поближе к своей территории посадку и переносили. Недовольны были в Европе, так как торможение в атмосфере начиналось где то над Великобританией.

Погуглил, в истории место действия совпало "Космолёты приземлялись западнее Севастополя". В памяти осталось, что в рассказе от действий бдительного ПВО пострадал санаторий в Саках. Удивительные метаморфозы слухов - взять несколько реальных фактов и превратить в удивительный блокбастер.

Пытался найти следы этого сайта, но нашлось только это:

Это космический центр, на котором в свое время из местного ракушечника был построен полигон, имитирующий лунные кратеры, а лучшие советские трактористы (непьющие!!!) учились управлять луноходом по видеосъемке с его камер. Сигналы для управления луноходом уже на Луне передавались отсюда с помощью локаторов.

Но в СССР собирались строить и многоразовые корабли. Один даже построили, и в 1988 году он слетал в космос единожды (иронично!) – сегодня мы знаем его как «Буран».

Был ещё один. https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортный_корабль_снабжения

два Возвращаемых Аппарата совершили по два полёта.

Судьба проекта ТКС, отсутствие пилотируемых запусков, хотя все необходимые разрешения на пилотируемые полёты были получены, связана не с самим кораблём, а с его ракетой-носителем семейства «Протон»

На базе ФГБ ТКС был сделан модуль для МКС «Заря», а также запущенный 21 июля 2021 года «МЛМ Наука».

На базе ФГБ ТКС был сделан модуль для МКС «Заря», а также запущенный 21 июля 2021 года «МЛМ Наука»

А ещё четыре из пяти (кроме "Кванта") модулей дооснащения "Мира", и буксир "Кванта".

Без этого фото статья не полная ))

Сам экспонат находится в музее авиации в Монино. Очень рекомендую его посетить любителям авиации.

Спасибо) я, пожалуй, размещу это фото на превью ко второй части - там как раз про ЭПОС

Он же анфас. Но это вроде бы макет (хотя могу ошибаться).

В видео https://www.youtube.com/watch?v=XR87_a1X_38 на 6:30 видно как специально обученный человек несет некий предмет, который извлекли из аппарата, не спеша доходит до борта судна и швыряет оный предмет за тот самый борт. Все облегченно выдыхают. Как думаете, что это было?

Детонатор или другая часть системы самоуничтожения?

Silbervogel - (серебряная птица). Пропустили букву.

потеря 1 км высоты на 600 МЕТРОВ полета? ошибки точно нет? А то больше похоже на аэродинамическое качество утюга или топора, например

АК 0.6 у него со сложеным крылом и на больших углах атаки, к тому же. Утюг и есть на таких режимах.

У Шаттла на гиперзвуке АК=1, но он и выглядит обтекаемее.

И по управляемости он тоже ласково сравнивался астронавтами с кирпичем. При существующих технологиях похоже невозможно сделать изящно летающий космолет.

Ну это вынужденный компромисс между скоростью спуска и скоростью нагрева многоразового корабля, обусловленный несовершенством материалов и отсутствием обозримых перспектив создания технологий рекуперации орбитального импульса.
Никому не захочется делать пару десятков витков для постепенного гашения скорости ради комфортности процесса.
ЕМНИП к работам по «Спирали» имел отношение космонавт номер два — Герман Титов.

Ну крылатый корабль самолетной схемы - это диплом и Гагарина тоже. В Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Собственно, они с Титовым в один день и защищались. А кроме них еще Николаев, Попович, Быковский, Терешкова, Леонов, Волынов, Хрунов, Шонин, Горбатко и так и не полетевший Заикин. Еще кто-то, кого не помню, кажется еще две не полетевших девушки из группы Терешковой, типа Кузнецовой и Соловьёвой.

Сама идея крылатого космического корабля не новая на момент его диплома - на хабре есть статья, касающаяся истории крылатых кораблей - X-20 Dyna-Soar. Невзошедшая звезда. Оказалось, что это слишком дорого для того уровня техники.

Даже больше - такие корабли считались более "правильными" - т.к. это многоразовые корабли (цитата Новокшонов Ю. И. Ракеты в космосе. М., Военное издательство, 1967.).

Пройдет еще немного времени, и по ту сторону атмосферы замерцает голубоватое пламя сварочных горелок в руках космических монтажников, возникнут причудливые контуры «эфирных поселений», в самых различных направлениях начнут летать легковые, грузовые, почтовые и продовольственные космические «автомобили». Орбитальные аппараты будут то и дело выскакивать из атмосферы, сближаться, причаливать друг к другу. Встреча в космосе станет обычным явлением.

***

Эти своеобразные космические самолеты будут нужны не только для обслуживания обитаемых станций, но и для освоения околоземного космического пространства.

В научно-популярном фильме "Дорога к звёздам" Павла Клушанцева первый пилотируемый полет в космос происходит на многоразовом крылатом космическом корабле.

Я ни полсловом не написал, что идея была новая, это вы что-то сами себе придумали и бросились что-то кому-то доказывать.

Был конкретный дипломный проект, тему порубили на части, космонавты первого набора разобрали эти части и каждый делал свой кусок. Титов - систему аварийного спасения, топливную систему - Быковский, силовую установку - Попович, весовые расчеты - Заикин, аэродинамику на гиперзвуке - Николаев и т.д.

Никто конкретного корабля строить не собирался, так же как и заменить полутора десятком космонавтов слушателей инженерной академии всю кооперацию по Бурану. Это просто диплом.

В статье История программы «Спираль» утверждается что
Космонавты «Спирали».
В 1966 году в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) была сформирована группа для подготовки к полету на «изделии-50» — так в ЦПК зашифровывался орбитальный самолет по программе «Спираль». В состав группы вошли пять космонавтов, имеющих хорошую летную подготовку, в том числе космонавт N2 Герман Степанович Титов (1966-70 гг), и еще не летавшие в космос Анатолий Петрович Куклин (1966-67 гг), Василий Григорьевич Лазарев (1966-67 гг) и Анатолий Васильевич Филипченко (1966-67 гг).
Кадровый состав 4 отдела со временем менялся — подготовку к полету на «Спирали» в разное время прошли Леонид Денисович Кизим (1969-73 гг), Анатолий Николаевич Березовой (1972-74 гг), Анатолий Иванович Дедков (1972-74 гг), Владимир Александрович Джанибеков (июль-декабрь 1972 г), Владимир Сергеевич Козельский (август 1969 — октябрь 1971 г), Владимир Афанасьевич Ляхов (1969-73 гг), Юрий Васильевич Малышев (1969-73 гг), Александр Яковлевич Петрушенко (1970-73 гг) и Юрий Викторович Романенко (1972 г).

Подобная история рассказывалась и в статье «Спираль» Германа Титова
Ну соответственно есть статья Космонавты «Спирали» на сайте buran.ru
Вот тут есть еще немного информации о участии Германа Титова в проекте «Спираль»
Из воспоминаний Г.С. Титова:
«Мы все учились в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. Кроме того, я, например, начиная с 1964 г., летал как летчик-испытатель, переучился в Липецке на сверхзвуковые. А в 1967 г. летал во Владимировке практически на всех тогдашних истребителях.
Потом была создана специальная группа, которая работала по проекту «Спираль». Туда входили еще Анатолий Филипченко, который участвовал потом в программе «Союз-Аполлон», и Анатолий Куклин. Сначала нас было трое, потом создали отдел и меня утвердили начальником отдела. И тогда я набрал группу молодых летчиков — Кизим, Ляхов, Малышев, Петрушенко, Романенко, Джанибеков…
Проект «Спираль» разрабатывался в КБ Артема Ивановича Микояна. Идея была проста: спускаемый аппарат при возвращении из космоса должен опускаться на Землю не на парашюте, а на крылышках, как самолет. С использованием аэродинамических качеств. Просто? На первый взгляд, да. Но было очень много совершенно неисследованных проблем. К примеру, на сверхзвуке к тому времени уже летали. А на гиперзвуке — еще нет. А тут от космических скоростей — к посадочным скоростям. И при этом наш самолет должен был быть устойчивым и управляемым на всем этом огромном диапазоне скоростей. Температурные нагревы и теплозащита, нагрузки, двигатели — все это предстояло изучать на новом спускаемом аппарате. Их называли по-разному: «ракетопланы», «орбитальные самолеты», потом «многоразовые корабли». А мы называли наш самолетик — «Лапоток».
Его небольшие крылышки могли поворачиваться в зависимости от скорости. Если нужно было маневрировать, то одно крыло поднималось, другое убиралось. Мне очень понравилась эта идея: чтобы космический корабль приземлялся не на парашюте, а по-нашему, по-самолетному…
Конечно, у «крылышек» были и противники: «Зачем крылья космическому аппарату? Ведь у десантников даже танки опускаются на землю на парашютах! Можно создать и для космонавтов спускаемую капсулу больших размеров и на парашютах ее спустить. Ведь и термодинамика, и аэродинамика для «шарика» испытаны». Сторонники «крылышек» говорили, что у спускаемого аппарата появляется возможность маневрировать -когда ты входишь в плотные слои атмосферы, начинают действовать законы аэродинамики, и крылья, корпус начинают нести твой аппарат. Ты можешь сделать поворот, достаточно большой боковой маневр, чтобы выйти на посадочную полосу. Можно «нырнуть» в атмосферу и второй раз пройти в поисках места посадки. Я не говорю уже о том, что была возможность и предотвращения аварийных ситуаций при посадке — ведь не всегда по трассе мог быть аэродром. К тому же не надо забывать, что над этим проектом мы работали в годы «холодной войны» и такой фактор, как доразведка цели с борта «Спирали», тоже имел немалое значение.
К середине 60-х годов в КБ Микояна уже сделали большое количество продувок, и завод в Дубне уже начал делать летные экспериментальные образцы, которые предстояло сбрасывать с самолета. «Лапоток» подвешивался под стратегический бомбардировщик Ту-95 и с определенной высоты сбрасывался — так шла проверка его посадочных дозвуковых характеристик. Потом на него должны были поставить ракетные движки, сбросить, разогнаться до сверхзвука и опять вернуться на посадочные скорости.
И в 1967 г. я, уже как летчик-испытатель этого орбитального самолета, приезжал на авиационный завод в Куйбышеве, где дорабатывали Ту-95 для бросковых испытаний «Лапотка». Когда самолет поднимался, пилот орбитального корабля сидел в кабине с летчиками для обеспечения мер безопасности. А потом он проползал по каналу и занимал место за штурвалом экспериментальной машины. Всего у нас было сделано шесть сбросов и шесть посадок с Ту-95 во Владимировке [г. Ахтубинск-7]. Для этих испытаний там сделали специальную грунтовую полосу 20 километров длиной. Тем более что у этой модели, у «Спирали», были не колеса, а «тарелки» — самолет садился на них и как бы скользил. А потом, в марте 1968 г. погиб Юрий Гагарин — и мне не то чтобы запретили работать испытателем, но как-то так. Никто не запрещал и никто не разрешал летать. Так я ушел из этого проекта.
Что касается дальнейшей судьбы «Спирали» — в конце шестидесятых годов было необходимо переходить уже от экспериментальных работ, которые были проделаны в КБ А.И. Микояна, к опытно-конструкторским. Заказчиком должно было стать Министерство обороны, ему предстояло платить деньги. И якобы тогдашний министр обороны написал резолюцию (я ее, правда, своими глазами не видел), что этот проект — фантастика. А Сергей Александрович Афанасьев [министр общего машиностроения СССР], когда документ визировал, собственноручно написал, что разработку «Спирали» предусмотреть как средство обеспечения работы орбитальных станций.
Конечно, Артем Иванович Микоян совсем не вовремя умер. Я уверен: если бы он был жив, то сумел бы приложить максимум усилий, чтобы эта тема нашла развитие именно тогда, в конце шестидесятых годов.
Об этой разработке вспомнили лет пятнадцать спустя, когда шли работы над «Бураном» и возникли вопросы натурной аэродинамики, тепловых нагрузок и т.д. Изготовили автоматические модели в треть величины «Спирали», так же сбрасывали ее — сначала с самолета, потом на высоте четырех километров открывался парашют, тогда еще не была отработана система автоматической посадки. Я руководил этими работами, запусками, возглавлял комиссию по результатам экспериментов. Потом был «гагаринский полет» — один виток. Модель запускали на ракете, она выходила на орбиту, делала один виток, потом входила «животом» с углом атаки 60° и постепенно переходила на планирующий полет, проходя при этом весь диапазон температурных, аэродинамических, прочих нагрузок. И на высоте в четыре километра летела на парашюте.
Между прочим, на втором полете американцы нас сфотографировали из космоса, когда наша модель села в Индийском океане и мы поднимали ее на борт нашего поискового корабля. На первом полете они промазали. А второй полет отследили. Они тогда уже в полную силу работали над шаттлом. И по фотографиям они сделали модель, продули ее в Ливерморской лаборатории и получили аэродинамические характеристики лучше, чем у шаттла, — у них шаттл другой конфигурации… А это наша разработка начала шестидесятых годов».

Источник: «Новости космонавтики» №11 2000

в угрожаемый период (а таких в Холодную войну хватало)

"Огласите весь список!.."

Sign up to leave a comment.