Pull to refresh

Comments 46

Удачи Роскосмусу выбить сейчас нормальный бюджет на эти миссии. Это ираньше сложно было, особенно после аварии Фобос Грунт. Сейчас тем более будет не легко

Особенно когда нужно строить, чинить и обслуживать яхты.

UFO just landed and posted this here

А я теперь понял, спустя 6 лет после новости:


СОЧИ, 9 октября. /ТАСС/. Вице-премьер Дмитрий Рогозин потребовал ускорить работы по расчистке Балаклавской бухты в Крыму и превращению ее в современную марину. Об этом речь зашла в ходе совещания членов Морской коллегии при правительстве.
"Построить там марину, с тем, чтобы люди, которые, несмотря на режим санкций, хотят находиться в Крыму, имели уникальную жемчужину в Крыму в виде Балаклавской бухты, обеспеченную всем самым современным оборудованием, инфраструктурой, чтобы там стояли современные корабли, лодки"

Думаю, что форсирование миссий приведёт к точно таким же результатам, как у Луны-25.

Ну не совсем, вроде Луна-26 и не предусматривает посадку - это орбитальная станция, следовательно жестко сесть не сможет (не должна) по определению - у нее орбита 50*80км

Нуу, "Луна-25" тоже не хотела на этой стадии, но одна ошибка с коррекцией орбиты-и вы в кратере.

25 вышла из строя во время орбитального маневра, ещё до посадки.

Кто то расскажет какая там логика работы движков , если скорость не растет топить до победы или лимит работы по времени все же есть?

Лимит как раз был 127 и на нем автоматика и отключила движки. Только уже поздно было.

Да , а в телеге юрапрости расписали про старый и новый метод управления, доходчиво ....

Не-а. Вся сложность в том, что скорость в пути ты не знаешь. Вообще. Только ускорение. Поэтому там заранее заданная программа "на 387 минуте включить двигатель на 14 секунд". Только при посадке на последних стадиях появляется возможность измерять высоту и, соответственно, скорость. Но к этому моменту уже может быть поздно.

Мне всегда казалось, что скорость в момент включения двигателей должна быть заранее известна, без этого же не расчитать на сколько нужно замедлиться.

Не "заранее известна" а "теоретически просчитана"

а нельзя пользоваться сигналами GPS? Или сигнал от них до Луны уже не добивает? или угол между спутниками для наблюдателя с Луны уже слишком мал для точности рассчётов?

Не, не добивает. Спутники GPS летают на высоте 20 000 км и до поверхности Земли добивают не очень то. А до Луны 384 000 км.

Наверное можно соорудить раскладную антенну и поймать таки, но это отнимет место у полезной нагрузки, плюс это тонкая механика которая должна пережить взлёт и не сломаться.

А вот почему бы не запустить 6-12 легких лунных gps спутников, вывести их на орбиту Луны и работать с ними при посадках - кол-во аварий сократится. Не супермощных, рассчитанных именно на работу в окрестностях Луны, с учетом ее размеров и отсутствия атмосферы. Возможно, даже каких-то миниспутников типа кубсат, их можно было бы доставить и вывести на орбиты одним запуском.

насколько мне известно, сами спутники своё положение вычисляют довольно плохо по инерциальным системам наведения, и их нужно постоянно "подкручивать". Для подкручивания их датчиков используется связь с наземными станциями, положение которых на Земле довольно статично (движение земных плит сейчас не учитываем).

То есть чтобы развернуть лунный gps, нужно сначала 6-12 налунных станций построить.

Вот как регулярное двустороннее движение наладят, тогда, я думаю, сразу и сделают. Только 12 не обойдёшься, наверное. Масса Луны ниже, а значит и спутники должны летать сильно ниже, покрывая меньшую площадь. Хотя там и площадь меньше. Считать надо.

и горизонт ближе... нда, считать надо

Орбиты вокруг Луны очень неудобные для размещения там спутников. Влияние Земли велико и сама Луна крайне неоднородна, из-за чего орбиты искажаются очень сильно. Сохранение орбиты вокруг Луны требует в 4 раза больше топлива, чем удержание спутника в точке Лагранжа L2, и на порядок больше, чем поддержка геостационарной орбиты вокруг Земли. Обратите внимание, что у Луны нет ни одного естественного спутника, это обусловлено как раз низкой стабильностью окололунных орбит.

Учитывая, что даже довольно стабильные земные спутники GNSS периодически корректируются по данным с наземных реперов, лунный GPS сможет проработать хорошо если пару месяцев, а стоить будет как МКС. Гораздо практичнее по Луне раскидать радиомаяки с РИТЭГами.

Вряд ли антенны gps вообще смотрят в космос. Изначально они предназначались для землян.

Станция на лунной орбите же долго крутится. Почему бы не сфотографировать Луну? По этой фотографии можно и положение на орбите определить (по рисунку кратеров), и высоту (по угловому размеру кратеров), и ориентацию. А по двум фотографиям через заданный промежуток времени можно вычислить скорость и прочие параметры орбиты.
Даже если на самом аппарате недостаточно вычислительных ресурсов, то на Землю уж 2 фотографии можно отправить. На Земле можно уже вычислить импульс, который нужен для торможения и примерно вычислить импульсы, которые нужны будут для мягкой посадки. Эти вычисления можно делать не торопясь, т.к. станция спокойно крутится на орбите. Потом начинается этап посадки, который уже должен происходить без связи с Землёй, т.к. задержки. Предварительные вычисления позволят сбросить горизонтальную скорость и иметь небольшую вертикальную скорость при приближении к поверхности Луны. А уж для погашение остаточной вертикальной скорости можно сделать вычисления на бортовом компьютере. Входными параметрами для этих последних вычислений будут нужны данные с высотомера

А с земли эту скорость измерять и периодически отправлять для коррекции инерционных датчиков / обнаружения сильного расхождения с измеряемым на самом аппарате?

Вряд ли в отсутствие активного маневрирования скорость существенно меняется за несколько секунд, требующихся для передачи.

Вот с Земли и измеряют скорость и положение аппарата, и отправляют команду - запуск двигателя на N секунд в момент времени T. А вот почему аппарат эту команду выполняет некорректно - большой вопрос.

Интересно конечно, было бы узнать, команду вручную отправляют, или все же все максимально автоматизировано.

почему аппарат эту команду выполняет некорректно - большой вопрос

Да, здесь непонятки. Либо "механика", либо, например, "датчик (на базе акселерометра?) неверно определил скорость и по достижении требуемой не выключил двигатель".

Потому я интересуюсь, осуществляется ли проверка (и коррекция вплоть до отключения неисправных) того, что измерено "собственными датчиками" с реальными данными, поступающими с Земли.

из-за несработавшего датчика скоростей, которые определяют изменение скорости аппарата и дают команду выключить двигатели.

почему этот датчик там был один а не три?!

Потому что это было импортозамещение и вес отечественного датчика был в семь раз больше американского, который там должен был первоначально установлен в контуре управления.
Здесь подробно об долгострое и перестройках систем Луна-25 https://t.me/prostinas/2586

Угу, датчик у них виноват. Врут 100%.
Cамое главное - они рассказывают, что знали о накапливающейся ошибке инерциальной системы на момент выхода на окололунную орбиту и при этом даже не удосужилсь разобраться и внести корректировки?
- У нас брешет инерциальная система!
- Плевать! Продолжаем полёт как ни в чём ни бывало!
Конечно же буржуины виноваты, продали брак, а не косорукие макаки, которые аппарат проектировали и пускали. Какие сомнения?
А до запуска ИНС никто не тестировал? Или она на сразу вела себя странно (на что они сейчас активно намекают)? Тогда она неисправна, и возникает вопрос, каким образом прошли испытания и разрешили пуск? Они сейчас как уж на сковородке будут юлить и версии придумывать, где будут виноваты все кроме косоруких обезьяны - американцы, враги, вредители, инопланетяне. Это традиция российского космоса.

Так там как раз и речь о том, что датчик-то наш в итоге был

Вроде раньше в софте ракет использовали предварительно рассчитанные длительности работы двигателя. Зачем вообще было вводить такую дикую зависимость от датчика? Может забыли использовать ДРАКОН?

Датчик упомянут у некого эксперта, и я так и не смог понять - официальная ли это информация, или просто мнение.
До этого постоянно писали, что двигатель проработал больше расчетного времени.

Проблемы куда глубже, сложнее, фатальней, выходят далеко за рамки "Роскосмоса" и ведут куда-то в сторону станций "Театральная"/"Пл. Революции"/"Охотный Ряд".

может с лунной орбиты, коль скоро она уже была, вероятно надо было снижать
серией частых зашитых и очень коротких инициирующих импульсов, а не одним
дистанционным командным 'ударом кия об шар'

Ракетные двигатели не всегда это позволяют. Иногда бывает так что двигатель выключается только когда все топливо тупо выгорит. У разгонных блоков, кажется, именно так.

Может быть просто нужно нормально технику проектировать и испытывать, а не авось надеяться?

У ракетных двигателей ограниченный ресурс пусков. Его может быть чисто физически нельзя включить-выключить больше нескольких раз.

Маску пришлось решать эту проблему, например, потому что многие первые ступени вообще не способны второй раз включить двигатель. У посадочного модуля должно быть получше, но всё равно.

А ещё двигатель может быть невозможно включать-выключать быстро, потому что они может требовать время для выхода на номинальный режим работы. И будет слишком большая потеря эффективности, а каждый грамм топлива на счету.

Так что скорее всего нормальный датчик поставить дешевле, чем изобретать новый двигатель.

Как объяснил Андрей Емельянов, «Луна-25» разбилась из-за несработавшего датчика скоростей, которые определяют изменение скорости аппарата и дают команду выключить двигатели.

Датчика скоростей которые - Андрюшенька так волновался, так боялся быть непонятым, что забыл как на родном (?) языке управляться с числом.

Как объяснил - погано объяснил, датчика скорости там не могло быть в принципе. Мог быть датчик ускорения показатели которого пересчитывались в изменение скорости. Всё это в виде узла могло называться датчиком скорости в среде сборщиков, но объяснять людям надо на другом языке - общепринятом.

А теперь вопрос. Как часто в смартфоне отказывает акселерометр?

Почему же нет датчика скорости, он вполне нормально будет работать в павильоне парамаунта (где до этого высадку американцев снимали). Не думаю что наши свои павильоны строили. Все-таки в вопросах НЛО и округлости земли страны всегда сохраняли кооперацию, дело то благое.

Может быть напутали с переводом узлов в км/ч, как было у НАСА с «марсианским» зондом, который хотели снять у нас.

Отказ акселерометра тоже обнаруживается. Во-первых он там не один. А во-вторых, он проверяется калибровочными импульсами двигателей и/или анализом телеметрии.
Почему не обнаружили во время тестов на Земле? Почему не обнаружили во время тестов на орбите (а там отдельная проверка системы ориентации есть)? Или обнаружили, но решили лететь как есть?
Почему, когда прилетели и ошибка орбиты оказалась за расчётными пределами и было ясно, что на борту что-то не так - или ИНС, или двигатели, или циклограмма - не выяснили в чём проблема, понадеялись на авось и попытали продолжить миссию прямо с нерасчётной орбиты?
Скорее всего физически акселерометр был исправен. Чтобы акселерометр глючил, и чтобы это не заметно было - такое практически невозможно. Это прямо 100%. Или закрепили неправильно, или при выводе ориентация ИНС сбилась, или калибровка ноля была выполнена неверно.Если это ИНС, то ставлю на первое или последнее. Первое как раз поломает всю ИНС от создаваемого двигателем ускорения и вибрации. А второе это программная ошибка, которую можно суметь не обнаружить наземными тестами, и если потом забить на тесты после вывода, то получим, что имеем. Тем более, что уход ноля в случае программной ошибки может происходить даже в случае резервирования ИНС.

"Некогда думать, прыгать надо!". Индийцы на хвосте сидели, а Традиции в нашей системе - вещь незыблемая.

А куда делась статья с почти тысячей комментариев с новостью о потере Луны 25?

Sign up to leave a comment.

Other news