Pull to refresh

Comments 66

а в чём проблема мобильным приложением с QR кода оплатить?  полагаю, что у людей имеющих автомобиль и парующихся в центре города смартфон то должен быть . У 99% населения по крайней мере которому нужна такая оплата. К оператору конечно большие вопросы. Нет своего оборудования- ок. Но после начала СВО и санкций вводить систему которая зависит от инфраструктуры зарубежной и не может работать автономно- минимум авантюризм и безответственность, максимум-коррупция. Для банкоматов российские разработчики ПО пишут, тут думаю задача даже проще- справились бы. Время было. А ситуация предсказуема. В общем то анализ рисков одна из базовых вещей при принятии управленческих решений- я даже это знаю, хотя управленческие должности никогда не занимал. А эти ребятки что?

У банкоматов есть отдельные устройства типа клавиатуры или банкнотоприемника. У них есть прошивки. Прошивки пишут разработчики оборудования, банк в них залезть не может, и разработчики оборудования делают все, чтобы банки туда не лазали — начиная от цифровых подписей и заканчивая заливкой эпоксидкой всего, что можно.

даже на терминалах банковских прошивки ПО вполне разрабатываться в т ч в рф. И даже знаком с компаниями которые такие прошивки разрабатывают. Да -есть ЭЦП и прочее. Но можно купить и чистые устройства, куда заливаете свою прошивку (на современных это или под порезанную линукс или даже андоид приложение+ есть sdk работы со считывателями майфер, бакноквский карт и принтером). Своя специфика, но не боги горшки обжигают. На терминалах же часто десктоп ОС стоит (возможно в емберед варианте) - в т ч windows.

Ничего удивительного, что разрабатываются. Сам по себе терминал ничего не умеет (с завода они все "чистые"), на него ставят софт, который пишут (или настраивают уже готовый) под требования процессинга определённого банка. Для этого любой производитель предоставляет средства разработки (SDK, компилятор, утилиту подписи и загрузчик), сами они никакого банковского ПО не пишут.
Так что практически в любой стране этот софт пишется на местах, а никак не производителем терминалов.


Кстати, а что это за терминалы под управлением винды? Среди банковских никогда не видел, интересно глянуть. Или вы про QIWI?

Полно таких терминалов:


Заголовок спойлера

image

А, вы про банкоматы…
Я просто изначально думал про POS-terminal'ы (потому что упоминали линукс и ведроид). Из последних на винде я знаю только Ingenico iPA280 (хотя и не совсем на винде он).

Кстати, а что это за терминалы под управлением винды?

а есть ли другие ? Видел как при мне стандартно перезагрузился с Win7(даже удивился что не ХР) и параллельно сожрал карту

ПО для работы с базой данных банка и ПО клиентского интерфейса пишут сами банки, есть такое. И работает это на (почти) обычной «Винде» или чем-то другом, но широко распространенном. Но если надо залезть внутрь какого-то компонента — фиг. API есть, вот его и дергай. Проблема последних дней — хотят выпустить новые банкноты, а никак. Потому что надо просить разработчиков банкоматов переписать прошивки под распознавание новых банкнот, а они не могут — санкции. Либо надо массово их выкидывать и ставить самопальные устройства, которые неизвестно как работать будут.

Банкам обычно и не нужно туда лезть. Им предоставляется SDK и документация, при помощи которых и пишется нужный софт. Заливка эпоксидкой, датчики вскрытия и подобные меры защиты — они в первую очередь от утечки чувствительных данных типа ПИНа и номера карты, а уже потом — от реверса.

Они от подделки и взлома вообще, а не только от утечки персональных данных. А получается, что пока все рамках API/SDK — работает. Как только нужно что-то сделать больше — все, иди к производителю. Например, надо изменить алгоритм шифрации PIN с клавиатуры на какой-нибудь патриотический — иди к производителю. Надо научить распознавать новые банкноты — иди к производителю. Или ставь свое, но без гарантии работы. Помнится, давно еще в каких-то терминалах для оплаты сотовых телефонов стоял самопальный банкнотоприемник, и он прекрасно брал ксерокопии банкнот.

Есть сертификации (PCI PED, PCI DSS), под которые и разрабатывается всё это железо. Потому и нельзя, например, заменить православный 3DES на какой-то еретический другой. Потому что тогда не исключено было бы, что кто-то зальёт какой-то совсем хилый алгоритм.


Я давным-давно разбирался с пин-падом VeriFone PP1000SE и его программированием. Там были команды типа запроса строки, скан-кода клавиши или ввода нешифрованного ПИНа. Но в более новых прошивках всё это выкинули — иначе бы эта железка просто бы не прошла сертификацию платёжных систем.

Ну например последний раз когда парковался в центре питера, так и не смог оплатить поделкой под гордым названием мибильное приложение парковки питера.

С приложениями и сайтами с коммунальными платежами годы их существования косяки каждый раз. Каждый. Не каждый раз разные (количество вариантов невелико - не работать совсем, работать медленно, отвалиться частью, не отдать конкретные данные, не принять присланные данные, принять присланные данные, но потерять их в процессе, выдать одну сумму, помножив число на тариф, по итогу месяца выдать другую сумму, помножив то же число на тот же тариф). У разных служб. Не думаю что приложение парковки прямо вот сильно лучше. А ещё можно приехать из другого места в командировку, например, увидеть неработающий паркомат (все неработающие) и решить что их отключили вместе со вхиманием платы, а они просто "теперь это ваши проблемы, а деньги нам всё равно нужны".

Приложение для оплаты парковки во Владивостоке сделано очень хорошо. Пользовался несколько раз, никаких проблем.

Это из серии, опрос в интернете показал, что у 100% пользователей есть интренет. Смартфоны до сих пор есть не у всех, а даже у тек у кого они не все умеют ими пользоваться за перделом переслать фотку по вацапу, чему они долго и мучительно учились.

Хорошо. Для дедушки который на москвича тоже можно придумать схему. оплата через СМС или счет на который внук может через сбербанк он лайн положить денежку

Предлагаю ещё более простую схему.

У каждого автомобиля есть госномер. То есть можно вычислить владельца. Вешаем камеры над парковочными местами. Если в течение, допустим, трёх дней парковка на оплачена - выставляем владельцу машины счет. Если есть Госуслуги - туда, если нет - бумажным письмом на почту.

UFO just landed and posted this here

Расскажу историю из жизни.

Сижу я как-то вечером дома, и тут звонок: машина госномер такой-то ваша? Моя, говорю. Просят выйти и переставить. Выхожу - там дорожники собираются снимать асфальт. Спрашиваю, почему нельзя было немного заранее поставить временный знак. Отвечают - ставим знак, через пару часов приезжают эвакуаторы, и водители попадают на штраф и оплату эвакуатора со штрафстоянкой. Поэтому, говорят, обзваниваем всех.

Так вот. Если у вас стоянка для того, чтобы очистить улицы от машин - то перед установкой знаков следует заранее, за несколько дней или даже недель, повесить табличку: с такого-то числа стоянка на этой улице становится платной, имейте в виду при парковке. И дополнительно в такое-то число обзвонить владельцев машин и предупредить их ещё раз. Это разовое действие для каждой улицы, много ресурсов не отнимет.

Вот так должна работать смена бесплатной парковки на платную здорового человека. А если мы считаем нормальным увезти машину из-под знака, которого не было в момент начала парковки - у нас система курильщика.

Только-только центы крупных городов начали очищаться от машин

Осталось очистить от граждан, чтобы уважаемые граждане вздохнули свободно? Мне кажется, что ненормально, когда города разрастаются как раковые опухоли при наличии такого пространства. Вам не кажется, что проблема в том, что люди скучились до такой критической массы потому что в других местах нормально не выжить? Поэтому борьба с автолюбителями - это борьба с симптомом, а не с болезнью.

Вы описали Москву какое-то количество лет назад рядом с крупной федеральной службой. Машинки там были не старые дедушкины Москвичи и Волги, а вполне современные, но тоже на М и B (латинские). И у заметного процента номера с листочками (осень же) или какими-то странными металлическими кружочками. У нас тогда о платных парковках даже не задумывались.

Постоянно работающая камера решит эту проблему.

Либо водитель повесил на номер бумажку после того, как припарковался. Тогда номер мы успели зафиксировать, и бумажка не поможет.

Либо водитель приехал с бумажкой на номере. Тогда мы вызываем патруль, который отрывает бумажку с номера и выписывает водителю штраф за управление машиной с нечитаемым номером.

Современный софт при желании позволит всё это автоматизировать - справляется же он с контролем нарушений целого ряда пунктов ПДД и фиксацией тех же самых номеров.

Так уже и работает, только тариф не радует

В евпропейской системе EasyPark можно согласиться на заезд по камере, в основном на подземные парковки, где достаточно одну поставить - работает отлично. На улице такое уже вряд-ли легко сделать.

Сдается, что и хозяин старого ржавого копеечного ведра тоже может иметь необходимость и желание парковаться в центре. И, раз уж городу надогов не хватает, то почему человек на ведре с кнопочным телефоном выглядит в этом случае как бы не человеком? Плохой аргумент, и плохой вариант.

А вот что власти не осилили - так их надо за это штрафовать, персонально, именно боссов.

Нет законной обязанности гражданину иметь номер телефона, а уж тем более смартфон. И никто не в праве с него это требовать. Но про это все дружно забывают когда пишут очередные сервисы-поделки. Любой поставщик услуг работающий с физиками обязан по закону иметь оффлайн кассу для приема оплаты наличными, в данном случае работающий паркомат с купюроприемником.

в чем сложность разработать было паркомат самим?.. полгода разработки/отладки, ну и производство полгода... коллектив разработчиков 5-7 человек, поддержка 2-3 человека... На современной элементной базе - вообще конструктор. Софт да... но тоже конструктор для программиста.

А точно есть спрос на такое количество паркоматов, чтобы покрыть хотя бы зарплату всех этих людей? Flowbird может продавать продукцию по всему миру, а российские нужны только в России. Ну может ещё в Иране, и то не факт.

на всю страну нужно даже не одна, а несколько групп/организаций производителей паркоматов. И да, даже одни работы по установке паркоматов и их последующего обслуживания кратно перекрывают зп разработчиков. Просто в современном мире шаблонное мышление у эффективных менеджеров срабатывает: купить-продать, а на перспективу никто задумываться не хочет.

Да не факт. Вот в Москве объявили, что будут снимать - за ненадобностью, много других способов, более удобных и не дорогих.

тем более, зачем ставить было, если уже есть опыт того, что монстроидальные паркоматы уже устарели как концепт оплаты парковки...

Я когда ездил по Европе на авто, очень был рад, что есть паркоматы, которые банковские карты принимают. Я бы просто одурел искать для каждого города приложение и разбираться с ним.

Нужно единое приложение "Госпарковка")

Не нужно так огульно говорить о том, что все просто и нужно несколько человек. Ведь это вполне себе сложное устройство. Кстати, про элементную базу. Вы точно представляете сколько там импортозамещенных элементов внутри должно стоять. И, да, всякие там клавиатуры к оплате картами. Помнится активируются при вставке кнопкой. Потом прошивку чтобы поменять, например для перехода на другой банк в былые времена отправляли эти устройства прямо в страну производитель. То есть это такая не простая история. Не стартап на коленке. Ну и про обслуживание не нужно забывать. Тоже кто-то должен на постоянной основе делать. Или речь о распиле? Помню во время начала ковида кто-то продвигать пытался кубик с датчиками температуры и еще чего-то там. На коленке деланное бесполезное устройство. Паркомат с оплатой картами несколько более сложное устройство, к которому предъявляется много требований. Тем более в условиях уличной эксплуатации. Иногда в таких стойках стоят нагревательные элементы. Боюсь и их не у нас в стране выпускают. Не так то все просто как пишут некоторые ура-патриоты. И пока что не видно реальных качественных замен. Пока что больше похоже что мы скорее отрекаемся добровольно или принудительно от реальных продвинутых технологий.

никто не ограничивает только отечественной элементной базой, проблема то паркомата в том, что он удаленно отключается производителем (как и ЧПУ станки и много другого "современного" оборудования), по этому собрать из китайских комплектующих, корпус собрать здесь, а поверх накатить свой софт,поставить сервер. Собственно софт - самый ответственный момент, который потребует больше всего времени отладки и поддержки.

Так основные требования предъяаляются к устройству оплаты. А антивандальные пин-пады вполне себе существуют у нас и производителем удалённо не отключаются. В остальном это такой же компьютер как в терминале оплаты QIWI. Всё платёжные операции выполняет терминал, компьютер лишь предоставляет канал связи ему и получает от него данные.

Обычная инженерная задача.

Всё просто и нужно несколько человек.
Мы существенно превосходящее по сложности устройство (информационно-платёжный киоск с навигацией) лет 10 назад сделали в пять рыл за 8 месяцев. Включая софт устройства и серверный софт.

Киоск, стоящий в помещении и занимающий заметную площадь (не везде воткнуть удастся). Первое - это нужно финансирование, чтобы прокормить этих нескольких человек и уверенность в том, что к концу разработки их и произвести можно будет и кому продать останется. На платёжных киосках в своё время достаточно экономили (CyrixGX с сомнительной платой) от чего потребность в обслуживающем персонале была выше запланированной.

Проекта нашего Вы не видели, но уже нашли недостатки :)) (CyrixGX с сомнительной платой).

Люблю такое.

в там точно нужно отдельное устройство? Подозреваю, что можно и киоском вроде тех что киви использует ограничиться. Или форматом банкомата. Без приёмки налички не сильно сложное оборудование. Внутри- по сути ПК. Поиск несколько производителей выдаёт https://yandex.ru/search/?text=электронные+киоски+с+приёмом+платежей&lr=2

Тут другое дело что надо немножко поработать- тз написать, с разработчиком подрядчиком поработать, согласовывать усилия производителя оборудования и разработчиков. А не получить готовую систему под ключ. Но учитывая размер системы эта задача не только решаемая, но и на мой вкус довольно простая, и подвластная инженеру по автоматизации средней руки.

Сам прорабатывал продажу билетов через такие киоски.

Вы пишете какие-то благоглупости, не удосужившись не то что бы ознакомиться с вопросом, но просто сделать элементарный подсчёт на пальцах.

https://r-p-s.ru/ru/

https://parkonika.com/proizvodstvo/

https://3390017.ru/o-nas/proizvodstvo-parkovok-ap-pro/

это просто навскидку российские производители.
Себестоимость разработки такого устройства, на самом деле, копеечная, если им расширять номенклатуру уже действующей компании, а не городить стартап в коворкинге со смузи.
Рынок в России, судя по наличию производства - достаточен.

Нарисуем - будем жить. Они должны быть разработаны, надёжны, просты и дёшевы в производстве, установке и обслуживании. А ещё стоять на улице. Как делавший некие подобные железяки (не паркоматы и далеко не все имели отношение к деньгам, общего, пожалуй, разве что оптимизм менеджеров что это просто и доходно) когда-то, не скажу что будет прямо вот просто и радужно. И это железяки, там патчи дороги, а до момента производства по муниципальным заказам (кои надо ещё выиграть) вот это вот всё - чистые расходы. Вместе с тестовыми партиями и работой с ними. Поддержка 2-3 человека разве что посочувствовать сможет, там одних техников на первых этапах понадобится порядком, иначе разработчикам инструмент в руки - и вперёд, тыжинженер. И надо чтобы в это кто-то вложился и при этом сделал, а не распилил и свалил (как раз это - основная проблема).

Если разрабатывать в расчёте на конкретный муниципальный заказ - то все так. А если делать в рамках уже сложившегося производства близких по функциям устройств, то нет большой проблемы. Выше в комментах я привёл пример трёх российских производителей, которые нагуглились менее чем за минуту.

Видел такое, оно в будке таких размеров, что на краю проезжей части (как стоят настоящие паркоматы) не поставить, а улицу оно не любит.

Я выше привел ссылки, там железо нормальных габаритов.

В том, что ни одна страна не может делать всё.

Можно разработать хоть паркомат, хоть авиадвигатель, если напрячься. Но весь спектр бытового и промышленного оборудования вы силами 140-миллионной страны не закроете без отката примерно на вторую половину прошлого века.

Наконец-то хоть кто-то это понял и озвучил. И то с этих 140млн сколько реальной рабочей силы? Половина? А производить надо от скрепки до космического корабля.

Интернеты пишут, что 71 миллион работающих, из низ 17.5 миллионов бюджетники. Сколько из оставшихся 53.5 миллионов охранники, не пишут. Но, получается, что у нас, в лучшем случае 30% населения занимается зарабатыванием денег в глобальном смысле.

Это много кто озвучивал и я в том числе. Как в плане производства, так и в плане рынка (некоторые до сих пор считают что производители приползут на коленях, ради такого лакомого куска, плевав на все риски, к тем самым 140 миллионам с учётом младенцев и прочих неплатёжеспособных). С производством ещё хуже - нужен не только тот, кто сделает, нужна вся цепочка от разработки до доставки потребителю. Та же скрепка не так проста - металлургия (вроде, есть), а вот рейлинги для кухни уже импортные (были итальянские, теперь, наверное, Китай), сделать трубку, покрыть напыление или гальваникой не выходит, надо и оборудование (как и для скрепки) и логистика и много чего ещё.

В стране свыше 1.5 млн. сотрудников ЧОПов, 90% которых сидят безоружными вахтёрами для имитации борьбы с терроризмом. А могли бы паркоматы собирать.

Уверен, у этих полутора миллионов сотрудников ЧОПов есть аналогичные идеи относительно комментаторов с хабра)

Да, может, они тут и комментируют со смартфона.

Они предпочитают в чат-рулетку /s

Почему не заказали самим написать?

Потому что в самописной программе хотя бы один косяк в процессе эксплуатации, да вылез бы. И хоть одно заинтересованное лицо нашлось бы сообщить куда надо, и хоть бы один кто надо заинтересовался бы срубить палку. И тогда могло бы окончиться всем чем угодно, от несоответствия, до срока за расхищение. Не сейчас, так через 15 лет. А кто мог бы вступиться, не вступился бы, ибо кто же за сам себе идиота вписывается.

А если ты покупаешь готовое решение - они все с оговоркой - пока работает, а есть ли баги - сиё никому неведомо. Выбирать не приходится, а на нет и суда нет.

Первопричина в законах, которые декларируют одно, а фактически закапывают за любую минимальную... даже не за инициативу, за самостоятельность.

А то у западных производителей железа программы не "самописные" :)

Вы все беты ставите? Они во-первых лучше обкатаны за счёт объёмов и разнообразия кейсов, а во-вторых местным проще уйти от ответственности при баге и от того меньше риски. Готовое решение в любом случае несёт меньше рисков - можно решить задачу здесь и сейчас (а не оказаться с изделием, но уже без заказчика), не надо тратиться на разработку с этими "завтра точно будет работать" и можно начать получать прибыль, пока это ещё возможно.

Вы преувеличиваете значение фактора масштаба. Никакой принципиальной разницы в софте такого рода для западного и российского железа нет.

Ничто не мешает, они есть.
Просто тут очевидно, представителям "Цифрового Приморья" пришлось решать сложные вопросы правильной логистики денежных потоков в направлении карманов частных лиц.

В результате поиска из импортных устройств остались доступными для заказа только шведские паркоматы, а их элементы и запчасти поставлялись во Владивосток «параллельным импортом» через Казахстан.

Ну т.е. они неофициально всё это приобретали и надеялись что их не отключат?

Фантастическое управление рисками проекта. Судя по всему этого самого управления не было. Иначе кто в 22 году, когда все санкции уже случились, принимал бы такое решение?

Вполне возможно, что тот, кто принимал решение, руководствовался отличным от вашего целеполаганием и учитывал другие риски.

Настоящие Партиоты, верящие новостям, где рассказывают что все "западные партнёры" вот-вот приползут на коленях и будут умолять взять их продукцию. Но что-то пошло не так.

Вау, редкий случай, когда санкции подействовали не на простой народ.

Sign up to leave a comment.

Other news