Pull to refresh
1
0
Send message

Про импортозамещение

Reading time15 min
Views250K

Давно хотел написать статью на такую интересную и больную тему как импортозамещение. А именно, как это все выглядит и чем пахнет в той сфере, где я работаю – разработка и производство электронной техники, а конкретно – аппаратуры связи. У меня накопилось множество мыслей, занимательных историй, ознакомиться с которыми будет наверняка небезынтересно даже тем людям, кто далек от этой сферы.

Читать далее
Total votes 473: ↑455 and ↓18+559
Comments1189

Краш-курс: Как менеджерская революция Boeing породила катастрофу 737 MAX

Reading time34 min
Views112K
На Хабре уже есть материалы, углубляющиеся в некоторые технические стороны крушений последнего самолета Boeing. Эта драматическая статья рассказывает, что к этим крушениям привело.


Фото: Getty

Почти за два десятка лет до того, как система MCAS компании Boeing погубила два новых самолета 737 MAX, Стэн Соршер знал, что все более токсичная обстановка в его компании приведет к какой-то катастрофе. «Культура безопасности», которая долго была предметом гордости, стремительно вытеснялась, по его словам, «культурой финансовой херни, культурой группового мышления».

Соршер, физик, проработавший в компании Boeing более двух десятилетий и возглавлявший там переговоры о создании профсоюза инженеров, стал одержим культурой управления. Он сказал, что ранее не представлял, что смелая новая управленческая каста Boeing создаст такую глупую и вопиюще очевидную проблему, как MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System; система улучшения характеристик маневрирования, как ее окрестила горстка разработчиков ПО). В основном его беспокоило, что сокращение доли рынка будет уменьшать продажи и численность сотрудников, то есть то, что не дает спать по ночам постиндустриальным американским профсоюзным лидерам. В какой-то степени, однако, он все это предвидел; он даже показал, как убытки от запрета полетов самолета перекроют краткосрочные экономии от аутсорсинга в одном из своих докладов, который никто не читал, еще в 2002 году.
Читать дальше →
Total votes 95: ↑83 and ↓12+92
Comments443

Как начинался Буран. Луна и Шаттл

Reading time17 min
Views17K
«Буран» стал, пожалуй, последним масштабным техническим достижением советской космонавтики. Огромный космический корабль, запущенный сверхтяжёлой ракетой и совершивший полностью автоматический полёт, он стал настоящим глотком свежего воздуха для народа задыхающейся страны. Его разработчики прошли длинный путь, начало которого мы рассмотрим в этой статье.

Предпосылки


Для того, чтобы понять, почему «Буран» стал именно таким, нам следует вернуться в конец шестидесятых годов и переместиться в США. Там завершалась подготовка к лунным миссиям, однако чиновники NASA уже думали над тем, что делать дальше. К началу 1969 года стало ясно, что программа «Аполлон» не будет продолжена после выполнения первичных задач, а значит космическому агентству придётся что-то изобретать, чтобы сохранить пилотируемую программу. Рабочая группа по космосу под руководством вице-президента страны Спиро Агню обратилась к четырём компаниям для того, чтобы собрать их предложения по многоразовой космической системе. По планам рабочей группы такая система позволила бы организовать в будущем экспедицию на Марс, а также снабжать масштабную космическую станцию и даже космический завод.


Старт Аполлона-11 к Луне
Читать дальше →
Total votes 44: ↑43 and ↓1+55
Comments3

Кровавый клад универмага Fenwick

Reading time12 min
Views35K

Автор: Лысый Камрад (@LKamrad)

Бывают клады, впечатляющие нас вовсе не блеском и изобилием золота. Скромные украшения и небольшая сумма денег — все что есть за душой у человека, который прячет их перед надвигающейся неумолимой катастрофой, в тщетной надежде вернуться за ними. И то, что клад дожил до наших дней, означает лишь одно — его хозяева погибли. Если мы знаем, когда и почему это произошло, такие клады становятся для нас возможностью заглянуть в далекое прошлое. История словно оживает, становится осязаемой, такой близкой и понятной. Ведь и тогда жили люди, такие же как и мы c вами, они любили, страдали и умирали, но все-таки надеялись на лучшее, даже когда шансов выжить у них практически не оставалось...

Читать далее
Total votes 157: ↑146 and ↓11+166
Comments59

Гений XIX века и его невероятное творение

Reading time12 min
Views110K

Автор: Лысый Камрад (@LKamrad)

Посмотрите внимательно на это судно. Построенное в 1858 году, оно могло доставить 4000 пассажиров в любую точку планеты, не требуя дозаправки. Даже сегодня на это способны только суда с ядерной установкой, но этот гигант был построен за 100 лет до первого из них.

"Левиафан", пожалуй, величайший корабль в истории человечества. Железный монстр в гигантском облаке вздымающихся белых парусов или вырисовывающийся сквозь клубы адского черного дыма, валящего из его труб, этот роскошный лайнер, чудо викторианской эпохи был ласково назван "великим малышом" своим создателем.

Викторианская эпоха - эра пылающей меди, грохочущего чугуна, сверкающей стали, угольных клубов дыма и свиста пара. Тогда казалось, что инженерная наука способна решить любую задачу, достаточно правильно выбрать и приспособить для этого паровой двигатель. И самым замечательным из инженеров того времени стал человек маленького роста, но с невероятно смелыми и великими мечтами.

Читать далее
Total votes 245: ↑244 and ↓1+286
Comments121

Как мы узнали, что одна из бригад оцинковщиков работала быстрее других и что было дальше

Reading time7 min
Views24K
Практически всё, что вы видите на фото ниже — агрегат, где происходит горячее цинкование металлопроката. Полоса металла шириной от 0,9 до 1,8 м и длиной до 6,5 км проходит термическую обработку, погружается в ванну с цинковым расплавом и едет дальше по многоступенчатому технологическому процессу. Далее полоса охлаждается, режется и сматывается в рулоны.

image
Это агрегат непрерывного горячего цинкования (АНГЦ-1 в Липецке). Его размеры могут впечатлить: длина 255,8 метров – это больше чем два футбольный поля, а ширина 21 метр, по вертикали от нижней отметки (-7,0 м) до верхней отметки (+28.5 м).

Агрегат функционирует 24/7 круглый год. Если упрощенно, этот монстр включает в себя печь отжига, ванну цинкования и башню охлаждения.

Чтобы цинковое покрытие было качественным нужно учесть более 100 параметров, при том все они разные для каждого класса стали.

На АНГЦ работают 4 бригады. Однажды при анализе данных, мы увидели, что производительность одной из них была немного (совсем чуть-чуть) выше, чем у трёх других.

Очевидно, что разница в производительности зависит от скорости прохождения полосы (хорошо бы побыстрее). При этом качество продукции, помимо прочего, также зависит от скорости (поспешишь, людей насмешишь). Тут нужен тонкий баланс.

У бригад подход к выбору температурно-скоростных режимов индивидуально разный. Это примерно, как манера вождения автомобиля – кто-то гонит в левой, а кто-то за троллейбусом (утрирую, конечно). Поэтому мы сделали цифровой советчик, чтобы подтянуть и выровнять всех.
Читать дальше →
Total votes 51: ↑50 and ↓1+62
Comments50

Цифровые рабы в Китае. Как игры с девушками превратились в индустрию

Reading time4 min
Views57K


В Америке есть simp-ы. От «simpleton», простофиля. Они смотрят девушек-ютуберов, стримеров, тиктокеров, инстаграмм-моделей или просто порнозвезд. Проецируют на них все возможные лучшие качества. И мечтают хоть на минуту оказаться рядом со своим идолом. А пока — донатят им последние заработанные. Или подписываются на OnlyFans, чтобы увидеть хоть какую-то часть тела своей избранницы.


В результате некоторые известные (в онлайн-кругах) девушки зарабатывают на простофилях баснословные деньги. Порнозвезда Mia Malkova недавно купила настоящий замок. А инстаграм-модель Carina Kopf заработала $1 млн в первый же день после релиза своего OnlyFans.


Так вот, в Китае это «симпование» тоже есть. Только в еще более серьезных формах.


В стране до сих пор самое большое неравенство полов в мире. Девочек на 20% меньше, чем мальчиков. А значит, «симповать», чтобы на тебя обратили внимание, надо еще сильнее. Свои «белые рыцари» есть даже у обычных девушек с онлайн-профилем. Иметь для этого популярную площадку совсем не обязательно.


Более того: люди готовы платить хорошие деньги за то, чтобы какая-нибудь девушка просто пообщалась с ними онлайн. Или поиграла в игру. В зарубежном интернете такое тоже есть, но это еще не вошло в культуру. А в Китае у таких девушек даже имя есть — их называют 陪玩(«пейвань»).

Читать дальше →
Total votes 80: ↑53 and ↓27+53
Comments98

Отмена SLS: разве мы просим слишком много?

Reading time37 min
Views36K

Хороший (хоть и слегка черезчур эмоциональный) пост сотрудника НАСА, собравший огромное количество фактов о истории и текущем состоянии американской программы флагманской ракеты-носителя SLS, с простым и понятным выводом: "Ангара" SLS абсолютно бессмысленна, опасна и должна быть закрыта.

Читать далее
Total votes 112: ↑112 and ↓0+112
Comments121

«Вояджеры» и люди: судьба разработчиков

Reading time19 min
Views13K
image

Ларри Зоттарелли — член летного экипажа корабля «Вояджер», в 2015 вышел на пенсию.

Ранней весной 1977 года Ларри Зоттарелли, 40-летний компьютерный инженер Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене, отправился на своей Toyota Corolla на мыс Канаверал, штат Флорида. Уроженец Лос-Анджелеса, он никогда не ездил дальше Тихуаны, но у него был казеный бензин, и он любил водить машину. К востоку от Орландо, через реки Индиан и Банана, он перебрался на треугольную песчаную косу, вдающуюся в Атлантический океан, где находилась база ВВС. Его поездка закончилась в громадном военном ангаре.

Автопарк грузовиков JPL проделал путь под бронированной охраной к тому же месту назначения. Их груз разворачивали внутри высокого отсека ангара — сверкающего бункера, уставленного стеллажами с инструментами и лестницами. Инженеры приступили к сборке различных частей. Постепенно сформировались два одинаковых космических корабля. Их назвали «Вояджер I и II», и их миссия заключалась в том, чтобы сделать первые цветные фотографии и сделать замеры вблизи Юпитера, Сатурна и их лун. Далее, если все пройдет успешно, они отправятся дальше — на неизведанную территорию.
Читать дальше →
Total votes 21: ↑18 and ↓3+22
Comments19

История HDD, часть II

Reading time11 min
Views17K

Жесткие диски знакомы всем пользователям, без них сложно представить современный компьютер. Конечно, SSD вытеснили жесткие диски в сценариях, где требуется максимальная производительность, например, для загрузочного раздела ОС. Но если нужна максимальная емкость, то без HDD не обойтись.

Сегодня жесткие диски достигли емкости 18 Тбайт, а скоро выйдут и более емкие модели, в том числе и благодаря технологии термомагнитной записи (HAMR). 3,5" форм-фактор жестких дисков сегодня утвердился, однако они не всегда были такими. В нашем цикле статей мы проведем небольшой экскурс в историю жестких дисков.

В первой части мы начали с 50-х годов прошлого века. Сейчас же мы перейдем к эпохе миникомпьютеров, которые появились в 1980-е годы.

Читать далее
Total votes 18: ↑18 and ↓0+18
Comments12

Где сейчас экспонаты Политехнического музея?

Reading time8 min
Views21K
Главный технический музей страны уже много лет находится на реконструкции. Какое-то время работала временная экспозиция на ВДНХ, но в прошлом году закрылась и она. В связи с этим многие задаются вопросом, где же сейчас экспонаты музея. Ходили даже слухи, что с ними случилось что-то нехорошее. Спешу успокоить волнующихся: все экспонаты в надёжном месте, в целости и сохранности. А вот что это за место и что именно там можно найти — об этом сегодняшний пост.


Читать дальше →
Total votes 108: ↑108 and ↓0+108
Comments75

Заглушить радар. Немецкий орёл против британского льва

Reading time17 min
Views15K
Противостояние защиты и нападения, чьим частным случаем является знаменитая борьба снаряда и брони, появилось одновременно с первым оружием, позже распространившись на гораздо более широкие сферы. Обычно такое сводится к банальным «вот у нас есть меч» и «а вот у нас есть щит, который не пробивается мечом» или Ахт-Ахт не мог пробить броню ИС-3, поэтому ИС-3 – «имба». Но в реальности такие противостояния редко сводятся к простому превосходству характеристик защиты над атакой, всё же мы живём не в РПГ. Во время Второй мировой войны началось такое противостояние между РЛС и комплексами по их глушению. Эта незримая борьба оказала значительное влияние на ход войны, но широкой общественности она почти неизвестна.

Время исправить это упущение.

image
Читать дальше →
Total votes 48: ↑47 and ↓1+55
Comments19

Советский водяной компьютер

Reading time8 min
Views31K

Во времена, когда трава была зеленее, вода чище, а компьютер казался диковинкой, широкое распространение имели аналоговые вычислительные машины, или просто аналоговые компьютеры. В СССР такие аппараты были в ходу практически до конца 80-х годов, когда спорить с производительностью ЭВМ стало попросту невозможно. Данные в аналоговых компьютерах представлялись не как набор нулей и единиц, а при помощи различных физических параметров: длины, скорости, силы тока, тут уж, как говорится, на что фантазии хватит. Например, некоторые машины работали буквально на воде. В этой статье как раз и пойдет речь о таких образцах аналоговых компьютеров.

Читать далее
Total votes 69: ↑65 and ↓4+86
Comments134

ЦРУ против советских РЛС: как найти иголку в стоге сена с помощью Луны

Reading time11 min
Views32K
Развитие радиотехники и средств перехвата чужих трансляций шли всегда рука об руку. Подслушать, что происходит в эфире у противника, было разумным желанием любой армии. Но появление новых видов радиотехники, не связанных с передачей информации – радиолокаторов – толкнуло разведки мира к новой необычной задаче: перехвату сигналов вражеских локаторов. Задача эта, сколь проста в теории, столь сложна на практике, привела к нескольким неординарным решениям, о которых сегодня и пойдёт речь.

Под катом лайфхаки для гиков в государственном масштабе.


РЛС советского комплекса ПВО С-75 — «рабочая лошадка» на момент описываемых событий
Читать дальше →
Total votes 64: ↑63 and ↓1+84
Comments358

Танковая «Санта-Барбара». Arjun

Reading time9 min
Views10K

В этой статье речь пойдёт о мучениях индийцев: как они создавали танк собственной разработки. Назвали его Arjun ("Арджун"). Не так давно было выпущено 124 машины, в этом году "Арджун" модернизировали до варианта Mk. 1A. Но при чём тут тогда "Санта-Барбара"? Расскажем обо всём с самого начала — с 1970 года. И нет, это не ошибка: впервые индийские военные именно тогда задумались о своём собственном танке. В те годы Т-72 были лишь опытным объектом 172, а немцы только недавно стали получать свои "Леопард" 1.

Читать далее
Total votes 11: ↑10 and ↓1+11
Comments12

Банковские кредиты: как обманывают с процентами

Reading time5 min
Views25K

В статье расскажу про наш опыт поиска кредитов. В 2021 году у нас случился наплыв клиентов в дата-центр Тушино. В первую очередь это было связано с бурным ростом криптовалют. Но не только. Росли и за счёт размещения обычных стоек и юнитов, так как у нас сейчас одна из самых самых низких цен по Москве при uptime 100% с 2019 года. Плюс ещё аномальная жара. Нам одного холода пришлось доставить более, чем на 250 кВт.

Сейчас нужно купить ещё один ИБП и ДГУ для запуска новой очереди телекоммуникационных стоек в дата-центре. А это затраты порядка 10 миллионов рублей. Отдать сможем за год. Ну лучше за два. Фонды мы уже выбрали на закупках и установках Штульцов, поэтому решили поискать кредит.

Читать далее
Total votes 25: ↑23 and ↓2+33
Comments113

Как хакнуть когнитивные искажения через левое ухо

Reading time9 min
Views18K
image


Хочу сегодня познакомить вас с парочкой интересных не просто когнитивных искажений, а программно-аппаратных сбоев мозга, как с ними живется людям и как их хакнуть.

Есть такой синдром Капгра, когда в результате травмы или болезни человек вдруг начинает считать своих близких притворщиками. Такой больной видит свою мать и отца, или ребенка, и они выглядят точь-в-точь как его родные, но это не они, а какие-то люди, которые притворяются ими. Причем, на уточняющий вопрос, в чем отличия, больной приводит визуальные признаки: притворщик завязывает шнурки как-то иначе, другой цвет глаз, или длиннее нос. На сегодняшний день проверенное объяснение таково: нейронные связи, соединяющие локации мозга для определения лица и категоризации его как близкого человека – в целости, а вот связи между этим же регионом и эмоциональной системой разрушены.

Поэтому человек видит родителя или ребенка, но не чувствует никаких эмоций, и мозг выдвигает гипотезу, что это не мать, а притворщица. А стоит родителю выйти из комнаты и тут же позвонить больному, как диалог вполне нормальный. Потому что связи между голосовой идентификаций и эмоциональной системой в сохранности. Иногда при синдроме Капгра происходит селективное нарушение — вместе с притворщиками и родной дом оказывается подмененным, или притворщиком оказывается только один член семьи. Это может казаться безобидной причудой, но есть данные, что пациенты с синдромом Капрга убивали своих притворщиков, то есть, своих родных.
Читать дальше →
Total votes 39: ↑34 and ↓5+38
Comments35

Космодром «Восточный». Ракета на старте. Пуск спутников OneWeb

Reading time5 min
Views11K

Вторая часть репортажа о поездке на космодром "Восточный". Здесь мы посмотрим на ракету "Союз" в стартовом сооружении, пройдемся по унифицированному техническому комплексу и посмотрим на пуск.

Читать далее
Total votes 32: ↑29 and ↓3+34
Comments23

Ту-134: 50 лет эксплуатации

Reading time9 min
Views28K


Современные перевозки с точки зрения архитектуры сети — это «колесо и спицы», а не сеть. За последние пару лет развитие технологий и инфраструктуры аэропортов поменяли экономику полётов так, что стало можно не завозить пассажиров в крупные хабы, а возить напрямую между небольшими и средними аэропортами. Ту-134 сделал нечто похожее ещё в 70-е годы в СССР. Ближнемагистральный самолёт связал небольшие аэродромы напрямую.

Это самая узнаваемая «тушка», поскольку произведено их было со всеми модификациями больше 850 единиц, в основном для стран соцлагеря. После окончания испытаний в 1964 году самолёт до сих пор находится в эксплуатации. Я бы хотела рассказать вам про то, почему он такой красивый с инженерной точки зрения, и показать фотографии условно-гражданского самолёта авиакомпании «Космос».
Читать дальше →
Total votes 72: ↑72 and ↓0+72
Comments53

Почему практически бесполезно делать локомотив мощнее

Reading time10 min
Views87K
Физика движения локомотива такая: чем он мощнее, тем лучше он трётся о рельс и больше тянет. При этом чем больше вам нужно тянуть, тем тяжелее должен быть локомотив, чтобы не проскальзывать по рельсу. А чем тяжелее он будет, тем больше шансов повредить рельс. В итоге примерно к 2000-м годам вся эта система достигла равновесия: более-менее устаканились ТТХ отечественных локомотивов с учётом ширины колеи и допустимого износа пути.



То есть если нужно тянуть длинный товарняк, используется не более мощный и тяжёлый локомотив, а подцепляются вторая, третья или даже четвёртая секции.

В итоге производство локомотивов из растущего вертикально скачками благодаря НИИ превратилось в эволюционирующее постепенно, выигрывающее несколько процентов то тут, то там. И главные выигрыши сейчас — в экономике, то есть себестоимости и скорости серийного производства.

Давайте покажу завод «Уральские локомотивы» — но не ту часть, где прекрасные Ласточки, а ту, где самый хардкор.
Читать дальше →
Total votes 132: ↑130 and ↓2+178
Comments457

Information

Rating
Does not participate
Registered
Activity