Pull to refresh
6
0
Дмитрий Тучин @DmitriyTu

Lead iOS Software Engineer

Send message

Core Data в деталях

Reading time9 min
Views61K
Недавно я начала работать над большим проектом с использованием Core Data. Обычное дело, что люди на проектах меняются, опыт теряется, а нюансы забываются. Углубить всех в изучение конкретного фреймворка невозможно — у всех полно своих рабочих проблем. Поэтому я подготовила небольшую презентацию, из тех пунктов, которые считаю важными или недостаточно освещенными в туториалах. Делюсь со всеми и надеюсь, что это поможет писать эффективный код и не делать ошибок. Предполагается, что вы уже немного в теме.

Начну с банального.

Core Data – это фреймворк, который управляет и хранит данные в приложении. Можно рассматривать Core Data, как оболочку над физическим реляционным хранилищем, представляющую данные в виде объектов, при этом сама Core Data не является базой данных.

Объекты Core Data


image
Читать дальше →
Total votes 11: ↑9 and ↓2+7
Comments6

Pthreads: Потоки в русле POSIX

Reading time10 min
Views156K

Современные операционные системы и микропроцессоры уже давно поддерживает многозадачность и вместе с тем, каждая из этих задач может выполняться в несколько потоков. Это дает ощутимый прирост производительности вычислений и позволяет лучше масштабировать пользовательские приложения и сервера, но за это приходится платить цену — усложняется разработка программы и ее отладка.



В этой статье мы познакомимся с POSIX Threads для того, чтобы затем узнать как это все работает в Linux. Не заходя в дебри синхронизации и сигналов, рассмотрим основные элементы Pthreads. Итак, под капотом потоки.

Читать дальше →
Total votes 28: ↑23 and ↓5+18
Comments28

iOS Responder Chain или Что спрашивают на собеседовании

Reading time4 min
Views50K

image


Какая разница между первым и вторым примером?

За что отвечает таргет?

В каком случае вызывается метод при нажатие кнопки?

TL;DR


При нажатии на кнопку наш метод вызывается в обоих случаях.


Только в первом примере UIKit попытается вызвать метод в назначенном таргете(у нас это ViewController). Будет краш, если этого метода не существует.


Во втором же примере используется iOS Responder Chain, UIKit будет искать самого ближнего UIResponder-a у которого есть данный метод. Краша не будет, если наш метод не найден.


UIViewController, UIView, UIApplication наследуют от UIResponder.

Читать дальше →
Total votes 14: ↑14 and ↓0+14
Comments3

Вопросы на собеседование middle/senior iOS Developer

Reading time4 min
Views128K
Все мы ходили/ходим на собеседования. Каждый раз при подготовке к очередному собеседованию просматриваем основные темы, вспоминаем вопросы, которые нам задавали в предыдущие разы, или вопросы, которые сами задавали. Ниже хочу представить основные вопросы, которые часто (основано на личном опыте) можно получить на собеседовании на должность middle/senior iOS Developer. Так сказать, шпаргалка. Заодно можно проверить свой уровень знания платформы.
Список вопросов
Total votes 45: ↑34 and ↓11+23
Comments60

Собеседование: Swift. Вопросы и ответы

Reading time13 min
Views60K
Языку программирования Swift всего четыре года, но он уже становится основным языком разработки для iOS. Развиваясь до версии 5.0, Swift превратился в сложный и мощный язык, отвечающий как объектно-ориентированной, так и функциональной парадигме. И с каждым новым релизом в нем добавляется еще больше возможностей.

Но насколько хорошо вы на самом деле знаете Swift? В этой статье вы найдете примеры вопросов для собеседования по Swift.

Вы можете использовать эти вопросы для интервьюирования кандидатов, чтобы проверить их знания или вы можете проверить свои собственные. Если вы не знаете ответа, не переживайте: к каждому вопросу есть ответ.
Читать дальше →
Total votes 10: ↑10 and ↓0+10
Comments19

Принципы SOLID в картинках

Reading time4 min
Views418K


Если вы знакомы с объектно-ориентированным программированием, то наверняка слышали и о принципах SOLID. Эти пять правил разработки ПО задают траекторию, по которой нужно следовать, когда пишешь программы, чтобы их проще было масштабировать и поддерживать. Они получили известность благодаря программисту Роберту Мартину.

В Сети множество отличных статей, где рассказывается о принципах SOLID, но иллюстрированных среди них мне практически не попадалось. Из-за этого таким людям со склонностью к визуальному восприятию информации – таким, как я – бывает сложно схватывать суть и не отвлекаться.

Основная цель этой статьи – лучше усвоить принципы SOLID через отрисовку иллюстраций, а также определить назначение каждого принципа. Дело в том, что некоторые из принципов кажутся похожими, но функции выполняют разные. Может получиться так, что одному принципу следуешь, а другой при этом нарушаешь, хотя с виду особой разницы между ними нет.

Чтобы проще читалось, я упоминаю здесь только классы, однако всё сказанное в статье применимо также к функциям, методам и модулям, так что имейте это в виду.

Ну, приступим.
Читать дальше →
Total votes 64: ↑59 and ↓5+54
Comments26

Пишем свой сетевой слой на Swift: протокол-ориентированный подход

Reading time10 min
Views29K


Сейчас практически 100% приложений используют работу с сетью, поэтому вопрос организации и использования сетевого слоя встает перед каждым. Есть два основных подхода к решению этой проблемы, это либо использование сторонних библиотек, либо собственная реализация сетевого слоя. В данной статье мы рассмотрим именно второй вариант, причем попробуем реализовать сетевой слой с использованием всех последних возможностей языка, применяя протоколы и перечисления. Это избавит проект от лишних зависимостей в виде дополнительных библиотек. Те, кто хоть раз видел Moya, сразу узнают множество схожих деталей в реализации и использовании, так оно и есть, только в этот раз мы все сделаем своими руками, не трогая Moya и Alamofire.
Читать дальше →
Total votes 17: ↑16 and ↓1+15
Comments11

Xcode 11 и XCFrameworks: новый формат упаковки фреймворков

Reading time9 min
Views18K


В жизни многих компаний, которые имеют и развивают свой стек библиотек и компонентов, наступает момент, когда объёмы этого стека становится сложно поддерживать.


В случае разработки под платформу iOS, да и в целом, экосистему Apple, есть два варианта подключать библиотеки в качестве зависимостей:


  1. Собирать их каждый раз при сборке приложения.
  2. Собирать их заранее, используя уже собранные зависимости.

При выборе второго подхода становится логичным использовать CI/CD системы для сборки библиотек в готовые к употреблению артефакты.


Однако, необходимость собирать библиотеки под несколько платформ или архитектур процессора в экосистеме Apple, зачастую, требует проводить не всегда тривиальные операции, как при сборке библиотеки, так и конечного продукта, который её использует.


На этом фоне, было сложно не заметить и крайне интересно изучить, одно из нововведений от Apple, представленное на WWDC 2019 в рамках презентации Binary Frameworks in Swift — формат упаковки фреймворков — XCFramework.


XCFramework имеет несколько преимуществ, в сравнении с устоявшимися подходами:


  1. Упаковка зависимостей под все целевые платформы и архитектуры в единый bundle из коробки.
  2. Подключение bundle в формате XCFramework, как единой зависимости для всех целевых платформ и архитектур.
  3. Отсутствие необходимости в сборке fat/universal фреймворка.
  4. Нет необходимости избавляться от x86_64 слайсов (slice) перед загрузкой конечных приложений в AppStore.

В этой статье мы расскажем, зачем был внедрён этот новый формат, что он из себя представляет, а также, что он даёт разработчику.

Читать дальше →
Total votes 10: ↑10 and ↓0+10
Comments2

Apple Wallet. Что это такое и как интегрировать в него свою карту

Reading time8 min
Views65K

Принято считать, что Wallet – не самый популярный сервис в СНГ. Но уже во втором проекте подряд заказчик ставит задачу «Сделать интеграцию с Wallet». Поэтому я решил написать эту статью, чтобы рассказать о сервисе в целом и показать, как интегрировать в него свой продукт.


Что такое Wallet? Он позволяет держать в телефоне различного вида карты (билеты, скидочные карты и т.п.), облегчая жизнь пользователям продукта. Более того, есть возможность актуализировать информацию о карте посредством push-уведомлений, но это тема для отдельной статьи. Но если у вас есть карта/билет/абонемент, которые можно интегрировать в телефон, то для этого есть решение! Как это сделать – читайте ниже.

Читать дальше →
Total votes 21: ↑21 and ↓0+21
Comments13

Топ-5 самых впечатляющих книг, которые должен прочесть каждый разработчик ПО

Reading time3 min
Views378K
Не так давно промелькнула ссылка на достаточно свежее (осень 2011) англоязычное голосование со скромным названием "самая впечатляющая книга, которую должен прочесть каждый разработчик программного обеспечения" и описанием:

Если бы вы могли вернуться в прошлое, к самому началу своей карьеры разработчика и сказать самому себе: «прочитай именно эту книгу», в самой начале своей карьеры разработчика, какую бы книгу вы рекомендовали?

Тема перевода зарубежной профессиональной IT-литературы стоит достаточно остро, многие любят читать книги в оригинале по различным причинам, таким так время выхода русского перевода с запозданием на годы, недостаточный профессионализм переводчика и соответствующая потеря тонкостей и авторского стиля и т.д.

Однако в данном небольшом посте я возьму на себя смелость перечислить ТОП-5 тех самых книг, победивших в голосовании, переведенных на русский язык. И дать небольшие комментарии, ведь книги действительно этого достойны. Да, лично я бы поменял некоторые места, однако положимся на «мнение зала» ресурса Stack Overflow.
Читать дальше →
Total votes 236: ↑219 and ↓17+202
Comments182

Структуры данных с примерами на языке Swift. Часть первая: связаный список

Reading time3 min
Views19K

Предисловие


Кто из iOS разработчиков не мечтал о работе в престижном месте вроде Yandex или Avito. К сожалению, про мечты на собеседованиях спрашивает только hr, а вот интервьюеры из числа разработчиков задают вопросы немного другого характера. Чем отличается reference type от value type или bounds от frame? Вопросы, который каждый из нас слышал не раз на собеседованиях. Если ваше интервью начинается с вопроса про отличия значимого и ссылочного типов или в духе “расскажите ка нам про SOLID”, то вы явно на пути трудоустройства в ООО “Так себе перспективы“.
Читать дальше →
Total votes 23: ↑20 and ↓3+17
Comments28

Секреты скорости Swift

Reading time8 min
Views34K
С момента анонса языка Swift скорость была ключевым элементом маркетинга. Еще бы – она упоминается в самом названии языка (swift, англ. — «быстрый»). Было заявлено, что он быстрее динамических языков наподобие Python и Javascript, потенциально быстрее Objective C, а в некоторых случаях даже быстрее, чем C! Но как именно они это сделали?

Спекуляции


Несмотря на то, что сам язык предоставляет огромные возможности для оптимизации, у нынешней версии компилятора с этим не все в порядке, и получить хоть какие-то успехи в тестах производительности стоило мне немало сил. В основном это происходит из-за того, что компилятор генерирует массу излишних действий retain-release. Думаю, что это быстро поправят в следующих версиях, но пока мне придется говорить о том, благодаря чему Swift может быть потенциально быстрее Objective C в будущем.

Более быстрая диспетчеризация методов


Как известно, каждый раз, когда мы вызываем метод в Objective C, компилятор транслирует его в вызов функции objc_msgSend, которая занимается поиском и вызовом нужного метода в рантайме. Она получает селектор метода и объект, в таблицах методов которого производится поиск непосредственного куска кода, который будет обрабатывать этот вызов. Функция работает очень быстро, но зачастую делает куда больше работы, чем действительно нужно.

Передача сообщений удобна тем, что компилятор не делает никаких предположений относительно того, какой объект попадется ему в рантайме. Это может быть экземпляр типа выражения, дочерний класс, или вообще абсолютно другой класс. Компилятор можно обмануть, и все будет работать как положено.

С другой стороны, в 99.999% случаев вы не будете врать компилятору. Когда объект объявлен как NSView *, это либо непосредственно NSView, либо дочерний класс. Динамическая диспетчеризация необходима, а вот настоящая пересылка сообщений практически не нужна, но природа Objective C заставляет всегда использовать самый «дорогой» вид вызовов.
Читать дальше →
Total votes 46: ↑37 and ↓9+28
Comments13

Математические основы Auto Layout

Reading time17 min
Views30K
Многие разработчики считают, что Auto Layout — это тормозная и проблемная штука, и крайне сложно заниматься его отладкой. И хорошо, если этот вывод сделан на основе собственного опыта, а то бывает и просто «я слышал, не буду даже и пытаться с ним подружиться».

Но возможно, причина не снаружи, а внутри. Например, самые опасные птицы в мире казуары не будут атаковать людей без причины, только ради самообороны. Поэтому попробуйте на секунду предположить, что это не Auto Layout плохой, а вы его не достаточно хорошо понимаете и не умеете готовить. Так поступил Антон Сергеев и углубился в теорию, чтобы во всем точно разобраться. Нам предлагается готовая выжимка про математические основы Auto Layout.



Total votes 39: ↑38 and ↓1+37
Comments9

RxSwift: работа с GUI

Reading time26 min
Views62K


Моя первая статья по RxSwift покрывала практически все базовые операторы, без знаний которых соваться в разработку не имело особого смысла. Но это всего лишь алфавит функционального программирования. Для того чтобы писать полноценные программы необходимо понять основные принципы при работе с GUI.

В основном для проработки материала используются стандартные примеры из RxExample, но для прояснения отдельных моментов была создана песочница UIExplanation и дополнительный пример в RxExample
Весь код можно найти здесь github.com/sparklone/RxSwift

При работе с UI элементами в Rx есть основные потребности:
1) понять какие подводные камни нас ожидают в принципе и зачем нужен Driver
2) научиться делать привязку UI к Observable, чтобы элементы Observable меняли состояние свойства/свойств UI элемента. Это решается с помощью UIBindingObserver
3) научиться переводить паттерн target-action на рельсы Rx. Это делается с помощью ControlEvent
4) сделать двустороннюю привязку к свойствам UI элемента. Это делается с помощью ControlProperty
5) т.к. зачастую у UI элементов delegate/dataSource предполагаются в единственном числе, — ввели класс DelegateProxy, который позволяет одновременно использовать как обычный делегат, так и Rx последовательности.

Рассмотрим каждую потребность отдельно
Читать дальше →
Total votes 16: ↑15 and ↓1+14
Comments29

RxSwift шпаргалка по операторам (+ PDF)

Reading time41 min
Views135K


Заинтересовавшись темой функционального программирования я встал на распутье, — какой фреймворк выбрать для ознакомления. ReactiveCocoa — ветеран в iOS кругах, по нему вдоволь информации. Но он вырос с Objective-C, и хотя это не является проблемой, но все же в данный момент я в основном пишу именно на Swift, — хотелось бы взять решение изначально спроектированное с учетом всех плюшек языка. RxSwift же порт Reactive Extensions, имеющего долгую историю, но сам порт свежий и написанный именно под Swift. На нем я и решил остановиться.
Но специфика документации по RxSwift в том, что описание всех команд ведет на reactivex.io, а там в основном дается общая информация, руки у разработчиков не дошли еще сделать документацию именно для RxSwift, что не всегда удобно. Некоторые команды имеют тонкости в реализации, есть те, о которых в общей документации нет ничего кроме упоминания.
Прочитав все главы вики с RxSwift гитхаба, я сразу решил поразбираться с официальными примерами, тут то и стало ясно, что с RX такое не пройдет, нужно хорошо понимать основы, иначе будешь как мартышка с копипастом гранатой. Я начал разбирать самые сложные для понимания команды, потом те, что вроде понятны, но задав себе вопросы по ним я понял, что лишь догадываюсь на то как верно ответить, но не уверен.
В общем ничтоже сумняшеся я решил проработать все операторы RxSwift. Лучший способ что то понять в программировании — запустить код и посмотреть как он отработает. Затем учитывая специфику реактивного программирования — очень полезны схемы, ну и краткое описание на русском. Закончив сегодня работу, я подумал, что грех не поделиться результатами с тем, кто лишь присматривается к теме реактивного программирования.
Много картинок и текста под катом, очень много!
Читать дальше →
Total votes 18: ↑18 and ↓0+18
Comments21

Be a security ninja: secret level

Reading time2 min
Views15K


Информационная безопасность — одна из дисциплин, набирающих бешеную популярность в последние годы. Мы решили помочь всем желающим и организовали цикл бесплатных вебинаров по ИБ. Сегодня мы публикуем видеозаписи заключительного цикла вебинаров, посвященных практической информационной безопасности.
Total votes 35: ↑32 and ↓3+29
Comments0

Хороший код до Google не доведет

Reading time5 min
Views25K
Долгое время работая в разных сферах ИТ, мы с исследовательской командой наблюдали все возможные проблемы становления разработчиков и все причины-следствия их дефицита. Нас интересовало: почему программист развивается в senior-специалиста так долго или вовсе им не становится? Откуда неоправданные ожидания с обеих сторон? И главное — что делать разработчику на каждом уровне, чтобы войти в привилегированную касту senior-ов, архитекторов, тимлидов и руководителей?

Мы провели обширное исследование среди программистов и их руководителей. Собрали требования к senior-разработчикам топовых компаний, возможности и пути к развитию до этого уровня, сгенерировали всевозможные инсайты и лайфхаки и трансформировали их в данную статью. Об всем этом и пойдет дальше речь.
image

Senior, who the f… is Alice Senior?


Анализ описания вакансий на hh и требований, которыми поделились руководители в очных беседах, показал — единого подхода к определению уровня senior нет. В одной компании это тот, кто способен сам спроектировать сложный модуль, в другой — подключиться к доработке отдельных решений, в третьей — тот, кто просто круче остальных.
Читать дальше →
Total votes 32: ↑17 and ↓15+2
Comments218

Тюнинг Swift компилятора. Часть 2

Reading time6 min
Views13K

image


Продолжение исследования способов ускорить компиляцию Swift. Издевательство над семантическим анализатором и неожиданные настройки проекта.


Ссылка на первую часть для тех, кто пропустил.


Total votes 23: ↑20 and ↓3+17
Comments4

Разгоняем сборку Swift проекта в Xcode

Reading time6 min
Views16K

image
Статья о том как починить инкрементальную компиляцию в Xcode для Swift проектов и ускорить build phases для Cocoapods и Carthage, ничего не поломав.


Небольшой спойлер: на трех разных проектах получилось сократить время инкрементальной сборки в 9 раз!


Туториал несет сугубо практический характер с минимумом воды. Обязательно к прочтению для действующих iOS разработчиков.


Читать дальше →
Total votes 18: ↑15 and ↓3+12
Comments21

Многопоточность (concurrency) в Swift 3. GCD и Dispatch Queues

Reading time28 min
Views321K
Надо сказать, что многопоточность (сoncurrency) в iOS всегда входит в вопросы, задаваемые на интервью разработчикам iOS приложений, а также в число топ ошибок, которые делают программисты при разработке iOS приложений. Поэтому так важно владеть этим инструментом в совершенстве.
Итак, у вас есть приложение, оно работает на main thread (главном потоке), который отвечает за выполнение кода, отображающего ваш пользовательский интерфейс (UI). Как только вы начинаете добавлять к вашему приложению такие «затратные по времени» куски кода, как загрузка данных из сети или обработка изображений на main thread (главном потоке), то работа вашего UI начинает сильно замедляться и даже может привести к полному его «замораживанию».



Как можно изменить архитектуру приложения, чтобы таких проблем не возникало? В этом случае на помощь приходит многопоточность (сoncurrency), которая позволяет одновременно выполнять две или более независимые задачи (tasks): вычисления, загрузку данных из сети или с диска, обработку изображений и т.д.
Читать дальше →
Total votes 24: ↑23 and ↓1+22
Comments14
1

Information

Rating
Does not participate
Location
Санкт-Петербург, Санкт-Петербург и область, Россия
Date of birth
Registered
Activity