Pull to refresh
0
0

Пользователь

Send message

Расширения языков C и C++. Часть 1

Reading time19 min
Views62K
Данная статья (и я надеюсь что серия статей) посвящена нестандартным расширениям языков C и C++, которые существуют практически в каждом компиляторе.

Языковые расширения — это дополнительные возможности и фичи языка, не входящие в стандарт, но тем ни менее поддерживаемые компиляторами. Исследовать эти расширения очень интересно — в первую очередь потому, что они возникли не на пустом месте; каждое расширение — результат насущной необходимости, возникавшей у большого числа программистов. А мне интересно вдвойне — поскольку мне нравятся языки программирования и я разрабатываю свой, часто оказывается что многие мои идеи реализованы именно в расширениях языка. Стандарты языков C и C++ развиваются крайне медленно, и порой, читая описание расширений, так и хочется воскликнуть «ну это же очевидно! почему этого до сих пор нет в стандарте?».

Языковые расширения — это такая «серая», теневая область, про которую обычно мало пишут и мало знают. Но именно этим она и и интересна!

Предварительно могу сказать, что будут рассмотрены компиляторы общего назначения gcc, msvs, clang, intel, embarcadero, компиляторы для микроконтроллеров iar и keil, и по возможности многие другие компиляторы. Больше всего расширений в GCC, что не удивительно — свободная разработка способствует воплощению разных языковых фич. К тому же, информация по расширениям GCC вся собрана в одном месте, а информацию по остальным компиляторам придется собирать по крупицам. Поэтому начнем с GCC.
Читать дальше →
Total votes 65: ↑61 and ↓4+57
Comments54

Доверенная загрузка Шрёдингера. Intel Boot Guard

Reading time19 min
Views55K

Предлагаем вновь спуститься на низкий уровень и поговорить о безопасности прошивок x86-совместимых компьютерных платформ. В этот раз главным ингредиентом исследования является Intel Boot Guard (не путать с Intel BIOS Guard!) – аппаратно-поддержанная технология доверенной загрузки BIOS, которую вендор компьютерной системы может перманентно включить или выключить на этапе производства. Ну а рецепт исследования нам уже знаком: тонко нарезать реверс-инжинирингом имплементацию данной технологии, описать её архитектуру, наполнив недокументированными деталями, приправить по вкусу векторами атак и перемешать. Подбавим огня рассказом о том, как годами клонируемая ошибка на производстве нескольких вендоров позволяет потенциальному злоумышленнику использовать эту технологию для создания в системе неудаляемого (даже программатором) скрытого руткита.

Кстати, в основе статьи – доклады «На страже руткитов: Intel BootGuard» с конференции ZeroNights 2016 и 29-й встречи DefCon Russia (обе презентации здесь).
Читать дальше →
Total votes 57: ↑57 and ↓0+57
Comments35

Ссылки и ссылочные типы в C++

Level of difficultyMedium
Reading time47 min
Views116K

Продолжаем серию «C++, копаем вглубь». Цель этой серии — рассказать максимально подробно о разных особенностях языка, возможно довольно специальных. Это пятая статья из серии, список предыдущих статей приведен в конце в разделе 6. Серия ориентирована на программистов, имеющих определенный опыт работы на C++. Эта статья посвящена ссылкам и ссылочным типам в C++.


Термин «ссылка» широко используется и в обыденной жизни, в компьютерных и других науках и поэтому его смысл сильно зависит от контекста использования. В языках программирования под ссылкой понимают небольшой объект, главная задача которого обеспечить доступ к другому объекту, расположенному в другом месте, имеющему другой размер и т.д. Объекты ссылки удобно использовать на стеке, они легко копируются, что позволяет получить доступ к объекту, на который эта ссылка ссылается, из разных точек кода. В той или иной форме ссылки поддерживаются во всех языках программирования. В ряде языков программирования, таких как C#, Java, Pyton и многих других, ссылки, по существу, являются концептуальным ядром.



В C роль ссылок играют указатели, но работать с ними не очень удобно и в C++ появилась отдельная сущность — ссылка (reference). В C++11 ссылки получили дальнейшее развитие, появились rvalue-ссылки, универсальные (передаваемые) ссылки, которые играют ключевую роль в реализации семантики перемещения — одном из самых значительных нововведений C++11.



Итак, попробуем рассказать о ссылках в C++ максимально подробно.


Читать дальше →
Total votes 34: ↑34 and ↓0+34
Comments26

Еще раз про приведение типов в языке С++ или расстановка всех точек над cast

Reading time8 min
Views118K

Этот пост попытка кратко оформить все, что я читал или слышал из разных источников про операторы приведения типов в языке C++. Информация ориентирована в основном на тех, кто изучает C++ относительно недолго и, как мне кажется, должна помочь понять cпецифику применения данных операторов. Старожилы и гуру С++ возможно помогут дополнить или скорректировать описанную мной картину. Всех интересующихся приглашаю под кат.
Добро пожаловать под кат
Total votes 35: ↑18 and ↓17+1
Comments37

Position-independent code (PIC) в разделяемых библиотеках

Reading time16 min
Views22K

enter image description here


Привет. Меня зовут Марко, и я системный программист в Badoo. Я очень люблю досконально разбираться в том, как работают те или иные вещи, и тонкости работы разделяемых библиотек в Linux не исключение. Я представляю вам перевод именно такого разбора. Приятного чтения.

Читать дальше →
Total votes 69: ↑67 and ↓2+65
Comments9

Развёртывание приложений Qt в Windows

Reading time6 min
Views95K

Вступление


Добрый день, уважаемые читатели! Совсем недавно я завершил разработку одного своего приложения на Qt, и мне захотелось создать профессиональную программу установки, чтобы всё было «как у взрослых». Как оказалось, сделать это непросто, учитывая, что на официальном сайте инструментария информации по развёртыванию почти нет. В данной статье рассмотрены некоторые этапы подготовки программ на Qt версии 5.2 или выше для распространения на компьютеры других пользователей. Итак, вот план руководства:

  1. Подготовка проекта Qt к развёртыванию
  2. Компоновка дистрибутива программы
  3. Подписание кода и создание установщика

Не будем терять времени и приступим к работе.
Читать дальше →
Total votes 35: ↑32 and ↓3+29
Comments11

Hello, World! Глубокое погружение в Терминалы

Reading time24 min
Views88K


На написание данной статьи меня вдохновила статья об анализе Сишного printf. Однако, там был пропущен момент о том, какой путь проходят данные после того, как они попадают в терминальное устройство. В данной статье я хочу исправить этот недочет и проанализировать путь данных в терминале. Также мы разберемся, чем отличается Terminal от Shell, что такое Pseudoterminal, как работают эмуляторы терминалов и многое другое.

Читать дальше →
Total votes 110: ↑110 and ↓0+110
Comments44

[В закладки] Базовая карта законодательства РФ по защите информации и как ей пользоваться

Reading time5 min
Views18K

Мы подготовили путеводитель по законам и подзаконным актам в области ИБ, схему для базовой навигации и поиска решений распространенных проблем. 

Она сбережет время и поможет найти документы, в которых прописаны те или иные требования по защите информации, инструкции по работе с различными видами данных, состав проектной документации и так далее.

Читать далее
Total votes 26: ↑22 and ↓4+21
Comments13

Процессор Эльбрус — почему статья о тупике несостоятельна

Reading time9 min
Views71K

На протяжении почти двух десятилетий рунет пестрит различными негативными статьями об Эльбрусах. В течении последних десяти лет я наблюдал развитие риторики с «существует только в виде .jpeg» до «дорогой и медленный». В основном вся эта риторика исходит от людей, которые машину в глаза не видели, и тратить время на ответы таким людям смысла не имеет. Но недавно на хабре вышла довольно резонансная статья про тупиковость развития Эльбруса. В целом она не отличается от общей массы таких статей (состоит из манипуляций и ошибок), но кое-что в ней заставило меня написать ответ.

Читать далее
Total votes 225: ↑149 and ↓76+130
Comments467

Звонки без ограничений на количество участников, или Аудиопайплайн звонка ВКонтакте

Reading time15 min
Views8.5K

Чтобы снять лимиты на число участников в одном звонке, мы реализовали принципиально новую схему работы с видео- и аудиопотоками: построили уникальную архитектуру, которая горизонтально масштабирует звонок на любое количество серверов и потребляет минимум ресурсов — как серверных, так и клиентских. 

В этой статье разберёмся, что влияет на качество звука, как и какие из этапов передачи аудиоданных можно потюнить, чтобы обеспечить минимальную задержку и лучшее восприятие качества звонка. А также посмотрим на результаты внедрения нового аудиопайплайна в групповых звонках ВКонтакте.

Читать далее
Total votes 27: ↑25 and ↓2+27
Comments24

Фишеры icloud и где они обитают

Reading time12 min
Views63K
Внимание! Несмотря на то, что для работы над этой статьей я потратил не один десяток часов, но ты все еще можешь в ней поучаствовать.

Если у тебя чешутся руки — попробуй осилить этот текст.

История больше похожа на комикс, так как содержит более 50 изображений, поэтому аккуратнее, если ты с мобильного. А ещё — тут скорее всего нарушается 152-ФЗ, поэтому я не удивлюсь, если её удалят, так что читай быстрее. Эта история пока не имеет конца, но у нее есть начало…
Читать дальше →
Total votes 208: ↑207 and ↓1+261
Comments78

Тайско-камбоджийские фишеры iCloud или история об iPhone, который украли дважды

Reading time4 min
Views30K

Чуть больше года назад я работал в той самой компании, которая помогает найти дешевые авиабилеты, и жил на Пхукете.

Так получилось, что в одном из тайских клубов на знаменитой Bangla Road я потерял свой айфон. Наутро без телефона я сильно досадовал о своей потере, но через некоторое время смирился и купил другой. Потерянный телефон ввел в режим пропажи, указав номер по которому со мной можно связаться.

Но этой истории бы не произошло, если бы я не потерял его во второй раз.

Проснувшись как-то утром, обнаружил что мой айфон отобразился на карте недалеко от того места, где я его потерял. Обрадовавшись, что он онлайн — сразу же поехал в полицейский участок, ибо остров маленький, расстояния небольшие, рассчитывал прибыть туда с полицией. Там уже были в курсе о моей истории, так как я на всякий случай написал заявление о пропаже телефона.

Читать далее
Total votes 210: ↑210 and ↓0+210
Comments22

«Address Already in Use» или как избежать проблем при завершении TCP соединения

Reading time6 min
Views37K
Корректное отключение

Для корректного завершения сетевого подключения обе стороны должны послать пакеты с сигналом о завершении (FIN), которые указывают что стороны не будут больше отсылать данные, также каждая сторона должна подтвердить (ACK) получение сигнала о завершении сетевого обмена данными. FIN инициируется когда приложение вызывает метод close(), shutdown() или exit(). После завершения работы метода close() ядро переходит в режим ожидания подтверждения от второй стороны приема сигнала о завершении. Это делает возможной ситуацию когда процесс инициировавший отключение будет завершен прежде чем ядро освободит рессурсы связанные с подключением, и снова разрешит использовать порт для связывания с другим процесоом (в этом случае, при попытке использования порта мы получим исключение AddressAlreadyInUse).


Читать дальше →
Total votes 25: ↑25 and ↓0+25
Comments3

Повышение производительности дебажных билдов в два-три раза

Reading time5 min
Views2.4K

Нам удалось добиться значительного повышения производительности рантайма для дебажной (отладочной) конфигурации по умолчанию Visual Studio в компиляторе C++ для x86/x64. Для программ, скомпилированных в режиме дебага в Visual Studio 2019 версии 16.10 Preview 2, мы отмечаем ускорение в 2–3 раза. Эти улучшения связаны с уменьшением накладных расходов на проверки ошибок в рантайме (/RTC), которые включены по умолчанию. 

Читать далее
Total votes 6: ↑5 and ↓1+4
Comments6

Заводим GNU/Linux на ARM-плате с нуля (на примере Kali и iMX.6)

Reading time5 min
Views19K
tl;dr: собираю образ Kali Linux для ARM-компьютера, в программе debootstrap, linux и u-boot.



Если вы покупали какой-нибудь не очень популярный одноплатник, то могли столкнуться с отсутствием для него образа любимого дистрибутива. Приблизительно то же самое случилось с планируемым Flipper One. Kali Linux под IMX6 просто нету (я готовлю), поэтому собирать приходится самостоятельно.
Читать дальше →
Total votes 23: ↑19 and ↓4+30
Comments15

Графический стек Linux

Reading time19 min
Views97K
(оригинал — Jasper St. Pierre, разработчик GNOME Shell, взято отсюда)

Это обзорная статья о составных частях графического стека Linux и том, как они уживаются вместе. Изначально я написал её для себя после разговоров об этом стеке с Оуэном Тейлором, Рэем Строудом и Эдэмом Джексоном (Owen Taylor — мэйнтейнер Gnome Shell; Ray Strode — мэйнтейнер большого количества десктопных пакетов сообщества RedHat; Adam Jackson — разработчик графического стека Gnome Shell и интеграции с XOrg; прим. переводчика)

Я постоянно дёргал их, снова и снова расспрашивал о всяких мелочах, а потом эти мелочи благополучно забывал. В конце концов, я задал им вопрос — а нет ли какого-нибудь обзорного документа, уткнувшись в который я бы избавил ребят от своего назойливого внимания? Не получив утвердительного ответа я решил написать эту статью, которая по завершению была вычитана Эдэмом Джексоном и Дэвидом Эйрли. Они оба работают над этим стеком.
Читать дальше →
Total votes 196: ↑191 and ↓5+186
Comments49

C/C++: как измерять процессорное время

Reading time10 min
Views80K

image
КДПВ


От переводчика:
Большинство моих знакомых для измерения времени в разного вида бенчмарках в С++ используют chrono или, в особо запущенных случаях, ctime. Но для бенчмаркинга гораздо полезнее замерять процессорное время. Недавно я наткнулся на статью о кроссплатформенном замере процессорного времени и решил поделиться ею тут, возможно несколько увеличив качество местных бенчмарков.


P.S. Когда в статье написано "сегодня" или "сейчас", имеется ввиду "на момент выхода статьи", то есть, если я не ошибаюсь, март 2012. Ни я, ни автор не гарантируем, что это до сих пор так.
P.P.S. На момент публикации оригинал недоступен, но хранится в кэше Яндекса


Функции API, позволяющие получить процессорное время, использованное процессом, отличаются в разных операционных системах: Windows, Linux, OSX, BSD, Solaris, а также прочих UNIX-подобных ОС. Эта статья предоставляет кросс-платформенную функцию, получающую процессорное время процесса и объясняет, какие функции поддерживает каждая ОС.

Читать дальше →
Total votes 32: ↑29 and ↓3+26
Comments69

О работе ПК на примере Windows 10 и клавиатуры ч. 1

Reading time16 min
Views109K
image

Меня зовут Андрей Артемьев, я работаю в Microsoft над ядром ОС Windows 10, ранее я работал над Windows 10x (WCOS), XBox, Windows Phone и Microsoft Edge. Я хочу популярно в образовательных целях рассказать о том как работает компьютер на примере клавиатурного ввода и Windows 10. Данный цикл статей рассчитан в первую очередь на студентов технических специальностей. Мы рассмотрим какой путь проходит информация о нажатой клавише от клавиатуры до отображения в Notepad.exe. В виду обширности и междисциплинарности темы в статьях могут быть неточности, о которых сообщайте в комментариях. Какая-то информация может быть устаревшей в виду скорости с которой развивается Windows.
Читать дальше →
Total votes 69: ↑62 and ↓7+71
Comments412

О работе ПК на примере Windows 10 и клавиатуры ч.2

Reading time16 min
Views43K
В этой части мы рассмотрим какой путь проходит информация о нажатой клавише от клавиатуры до CPU, будет очень много картинок и это не последняя часть. Я буду рассказывать об этом с точки зрения программиста который пишет в режиме пользователя — пользовательские програмы, web, мобильные приложения — поэтому здесь могут быть неточности. Люди занимающиеся электроникой навряд ли найдут для себя что-то полезное. Первая часть находится здесь.


Проблема высшего программистского образования в том что студенты весьма подробно изучают отдельные аспекты вырванные из контекста не понимая как это всё увязывается вместе. Несколько семестров высшей математики, чтобы понимать физику, чтобы понимать электротехнику, электроприборы, ассемблер, ОС, алгоритмы, системное программирование и куча других предметов утрамбованных в стандартную пятилетнюю программу. Обилие деталей и никто не объясняет как это вписывается в общую картину, предполагается что через 5 лет студент сам увяжет это в голове, а потом пойдёт работать с .Net и никогда не притронется к электронике и режиму ядра. Я считаю, что не нужно так подробно знать о работе компьютера, достаточно общего понимания что происходит ниже по технологическому стеку. Если бы люди составляющие программы обучения для ВУЗов открывали автошколы, вы бы учили русский язык, каллиграфию и гидродинамику, потому как надо общаться с инспекторами, менять жидкости и писать объяснительные. В статье будут некоторые неточности, так что для сдачи экзамена по профильным предметам она не подойдёт, но после неё будет легче понять устройство ПК.

Под катом трафик.
Читать дальше →
Total votes 32: ↑20 and ↓12+17
Comments68

О работе ПК ч.3: От включения до полной загрузки Windows 10

Reading time20 min
Views101K
Мы продолжаем разбираться как работает ПК на примере клавиатуры и Windows 10. В этой статье поговорим о том как происходит единение софта и железа.

Старт системы


Полностью компьютер выключен когда он отключен от питания и конденсаторы на материнской плате разрядились. До эры смартфонов мобильные телефоны часто глючили и если перезагрузка не лечила проблему, то приходилось доставать батарею и ждать 10 секунд, потому что сбрасывалось программное состояние ОС, в то время как чипы на материнской плате и контроллеры устройств оставались активными сохраняя состояние, драйвера ОС к ним просто реконнектились. 10 секунд — время на разрядку конденсаторов, состояние чипов сбрасывается только при полном отключении.
Если же ПК подключен к розетке или батарее, то он находится в режиме Stand-By, это значит что по шине питания подаётся маленькое напряжения (5В) от которого запитываются некоторые чипы на материнке. Как минимум это системный контроллер, по сути это мини-компьютер запускающий большой компьютер. Получив уведомление о нажатии кнопки Power он просит блок питания/батарею подать больше напряжения и после инициализирует весь чип-сет, в том числе и процессор. Инициализация включает в себя перекачку кода и данных прошивки материнки (BIOS/UEFI) в оперативную память и настройку CPU на её исполнение.
Думать что кнопка Power это рубильник который подаёт электричество на CPU и тот начинает исполнять с заранее известного адреса прошивку BIOS неправильно. Возможно старые компьютеры так и работали. Кнопка включения находится на своей плате, вместе со светодиодами состояний и к материнке она подключается через специальный разъём. На картинке ниже видны контакты для кнопки Power, Reset, а также светодиодов с состоянием Power и чтения жёсткого диска. Нажатие кнопки включения переводится в сигнал на контакты материнки, откуда он достигает системный контроллер.

Читать дальше →
Total votes 33: ↑32 and ↓1+44
Comments57

Information

Rating
Does not participate
Location
Санкт-Петербург, Санкт-Петербург и область, Россия
Date of birth
Registered
Activity