Pull to refresh
110
0
Александр Мышов @Myshov

Because it's there

Send message

Создание архитектуры программы или как проектировать табуретку

Reading time25 min
Views683K
Взявшись за написание небольшого, но реального и растущего проекта, мы «на собственной шкуре» убедились, насколько важно то, чтобы программа не только хорошо работала, но и была хорошо организована. Не верьте, что продуманная архитектура нужна только большим проектам (просто для больших проектов «смертельность» отсутствия архитектуры очевидна). Сложность, как правило, растет гораздо быстрее размеров программы. И если не позаботиться об этом заранее, то довольно быстро наступает момент, когда ты перестаешь ее контролировать. Правильная архитектура экономит очень много сил, времени и денег. А нередко вообще определяет то, выживет ваш проект или нет. И даже если речь идет всего лишь о «построении табуретки» все равно вначале очень полезно ее спроектировать.

К моему удивлению оказалось, что на вроде бы актуальный вопрос: «Как построить хорошую/красивую архитектуру ПО?» — не так легко найти ответ. Не смотря на то, что есть много книг и статей, посвященных и шаблонам проектирования и принципам проектирования, например, принципам SOLID (кратко описаны тут, подробно и с примерами можно посмотреть тут, тут и тут) и тому, как правильно оформлять код, все равно оставалось чувство, что чего-то важного не хватает. Это было похоже на то, как если бы вам дали множество замечательных и полезных инструментов, но забыли главное — объяснить, а как же «проектировать табуретку».

Хотелось разобраться, что вообще в себя включает процесс создания архитектуры программы, какие задачи при этом решаются, какие критерии используются (чтобы правила и принципы перестали быть всего лишь догмами, а стали бы понятны их логика и назначение). Тогда будет понятнее и какие инструменты лучше использовать в том или ином случае.

Данная статья является попыткой ответить на эти вопросы хотя бы в первом приближении.
Читать дальше →
Total votes 88: ↑85 and ↓3+82
Comments45

Прочь из моей головы. GTD в разработке

Reading time10 min
Views45K
Если на вашем столе стоит чашка остывшего желанного кофе или чая, значит, что-то не так. Во всяком случае, так наверняка подумал бы Дэвид Аллен, автор знаменитого метода GTD (Getting Things Done). Мы хватаемся за тысячу дел, пытаясь попутно не забыть про бытовые мелочи, часто забываем о цели, но помним о неотвратимо приближающихся дедлайнах. Порой страх перед лавиной задач буквально парализует мозг и наступают апатия, прокрастинация, депрессия. Работа в такие моменты движется медленно, кажется, даже курсор мыши еле ползёт по монитору. Такая ситуация тем опаснее, чем больше человек работает в команде, особенно, если речь идёт о команде разработчиков.


Читать дальше →
Total votes 19: ↑18 and ↓1+17
Comments6

Распознаем коды Морзе с использованием Rx.js

Reading time6 min
Views18K


Задача: на входе сигналы с клавиатуры (keyup, keydown) — на выходе буквы и слова декодированные по азбуке Морзе. О том, как декларативно решить данную задачу используя FRP подход, в частности Rx.js — ниже под катом. (Зачем? Because we can)
Читать дальше →
Total votes 10: ↑10 and ↓0+10
Comments17

С 0 до 1. Разбираемся с Redux

Reading time9 min
Views330K
Когда вышла версия 1.0 Redux, я решил потратить немного времени на серию рассказов о моем опыте работы с ним. Недавно я должен был выбрать “реализацию Flux” для клиентского приложения и до сих пор с удовольствием работаю с Redux.

Почему Redux?


Redux позиционирует себя как предсказуемый контейнер состояния (state) для JavaScript приложений. Редакс вдохновлен Flux и Elm. Если вы раньше использовали Flux, я советую прочитать, что Redux имеет с ним общего в разделе "Предшественники" новой (отличной!) документации.

Redux предлагает думать о приложении, как о начальном состоянии модифицируемом последовательностью действий (actions), что я считаю действительно хорошим подходом для сложных веб-приложений, открывающим много возможностей.
Читать дальше →
Total votes 15: ↑14 and ↓1+13
Comments16

У нас проблемы с промисами

Reading time16 min
Views235K
Разрешите представить вам перевод статьи Нолана Лоусона «У нас проблемы с промисами», одной из лучших по теме из тех, что мне доводилось читать.

У нас проблемы с промисами


Дорогие JavaScript разработчики, настал момент признать это — у нас проблемы с промисами.

Нет, не с самими промисами. Их реализация по спецификации A+ превосходна. Основная проблема, которая сама предстала передо мной за годы наблюдений за тем, как многие программисты борются с богатыми на промисы API, заключается в следующем:

— Многие из нас используют промисы без действительного их понимания.

Если вы мне не верите, решите такую задачку:

Вопрос: В чем разница между этими четырьмя вариантами использования промисов?

doSomething().then(function () {
  return doSomethingElse();
});

doSomething().then(function () {
  doSomethingElse();
});

doSomething().then(doSomethingElse());

doSomething().then(doSomethingElse);

Узнайте решение задачи
Total votes 139: ↑136 and ↓3+133
Comments121

Почему я прощаюсь с Apple, Google и Microsoft

Reading time7 min
Views63K
image

Когда я начал писать статьи по технологиям в середине 90-х, интернет только начал выходить в массы. Тогда я советовал читателям не встревать в политические и даже несколько религиозные битвы в защиту той или иной технологической платформы. Я призывал относиться к технологии, как инструменту, и использовать её по назначению.

Так почему же я набираю эту статью на ноутбуке с GNU/Linux, свободной ОС, а не на компьютере под управлением Apple или Windows? И почему все мои телефоны с планшетами работают под управлением Cyanogenmod — ответвлением Android, концентрирующемся на приватности?

Во-первых, потому что на таком ноутбуке я могу выполнять свою работу. Играть в игры. Пользоваться браузером. Альтернативные платформы уже достаточно хороши, чтобы выполнять всё, что мне нужно.

Но что более важно – я перешёл на них, поскольку изменил своё мнение по поводу технологической политики. Я теперь уверен, что в используемые технологии необходимо вкладывать мои инстинкты и жизненные ценности. Эти ценности идут от простой мысли: мы теряем контроль над инструментами, которые изначально обещали нам равные возможности в инновациях и самовыражении. Это нужно прекращать.

Контроль становится централизованным, и могущественные компании и правительства создают узкие места для нашей деятельности. Они уничтожают приватность, ограничивают свободу самовыражения, и запирают культуру и коммерцию. Слишком часто мы позволяем им это делать, мы продаём свободу за удобство, но при этом множество всякого разного совершается без нашего ведома, не говоря уже о нашем разрешении. И те инструменты, которые я по возможности стараюсь использовать, основаны на ценностях общества, а не корпораций.
Читать дальше →
Total votes 89: ↑65 and ↓24+41
Comments241

Алгоритм извлечения информации в ABBYY Compreno. Часть 1

Reading time7 min
Views30K
Привет, Хабр!

Меня зовут Илья Булгаков, я программист отдела извлечения информации в ABBYY. В серии из двух постов я расскажу вам наш главный секрет – как работает технология Извлечения Информации в ABBYY Compreno.

Ранее мой коллега Даня Скоринкин DSkorinkin успел рассказать про взгляд на систему со стороны онтоинженера, затронув следующие темы:

В этот раз мы опустимся глубже в недра технологии ABBYY Compreno, поговорим про архитектуру системы в целом, основные принципы ее работы и алгоритм извлечения информации!



Читать дальше →
Total votes 44: ↑40 and ↓4+36
Comments14

Tagsistant: семантическая файловая система

Reading time11 min
Views18K
Привет. На хабре уже был материал, посвященный Tagsistant, но мне он показался сбивчивым и неполным. Эта попытка подать его по-другому является краткой выжимкой из англоязычного мануала и собственных наблюдений.

Проект Tagsistant позиционирует свое творение, tagfs, как следование за общей тенденцией. Интернет шаг за шагом пытаются переводить на семантические рельсы, а файловые системы, считают авторы проекта, закоснели в устарелых принципах — иерархия, директории, вот это всё.
И в принципе, я с ними в чем-то согласен. Представьте, что у вас есть несколько сотен фотографий, одни из которых сделаны в Кёльне, другие сделаны на закате, на третьих изображены девушки, а четвертые сделаны в 2010 году. Теперь вообразите, что вы хотите выполнить следующую операцию: получить список фотографий, которые сделаны на закате в Кёльне с вашей подругой, исключая те, которые были сделаны в 2010 году.
Да, возможно, скажет кто-то, можно ведь создать директории, например, Koeln, sunset, girls, 2010, потом рассовать в них софтлинки на файлы… Как-то так, но разве это предоставит необходимую гибкость и удобство в составлении запросов (хотя бы в решении приведенного выше примера)?
Да, можно попытаться воспользоваться EXIF-тегами. Но камера не указывает в них присутствия девушек на фото и других критериев, ограниченных вашей фантазией. А если речь вообще не о фотографиях, а об отчетах?
Можно попытаться писать своеобразные теги в атрибуты файлов, используя ext4, при помощи setattr\getattr — по крайней мере, я видел такое предложение в вопросе тегирования файлов, не пробовал. Но это тоже половинчатое решение, даже если будет работать.
Реальный пример для затравки, который я могу придумать, исходя из моих потребностей. У меня есть папка с огромным количеством разного картиночного хлама, когда-либо сохраненного в Downloads и позже протегированного (на самом деле, не одна). Я хочу получить из всего этого мусорного полигона список фотографий форумчан-девушек, которые сделаны в Киеве, содержат изображения пива и сделаны раньше 2012 года. Вместе с ними я хочу получить изображения всех админов форума, которые у меня есть:
$ ls ~/tagsistant/store/forum/girls/beer/=Kyiv/time:/year/lt/2012/+/admin/@/

Читать дальше →
Total votes 23: ↑21 and ↓2+19
Comments41

Бинарные деревья поиска и рекурсия – это просто

Reading time8 min
Views590K
Существует множество книг и статей по данной теме. В этой статье я попробую понятно рассказать самое основное.

Бинарное дерево — это иерархическая структура данных, в которой каждый узел имеет значение (оно же является в данном случае и ключом) и ссылки на левого и правого потомка. Узел, находящийся на самом верхнем уровне (не являющийся чьим либо потомком) называется корнем. Узлы, не имеющие потомков (оба потомка которых равны NULL) называются листьями.

image
Рис. 1 Бинарное дерево
Читать дальше →
Total votes 43: ↑32 and ↓11+21
Comments9

Дорабатываем открытый код — развиваем и показываем всем свои навыки разработки ПО

Reading time6 min
Views23K
Многие начинающие разработчики сталкиваются с необходимостью показать существующий опыт разработки ПО. Даже если вакансия называется «программист без опыта работы», то и без Капитана ясно, что предпочтение будет отдано претенденту, показавшему более-менее внятный код, более-менее подтверждающий наличие полезных в работе навыков.

Что же делать? Показать решение типового задания с ранних курсов или дипломный проект? Возможно, этого мало? Может быть, написать какую-нибудь впечатляющую программу и заодно получить опыт разработки? Например… калькулятор или компилятор или что там обычно пишут для получения и показа опыта? А если не хватит сил закончить?

На эти вопросы и сомнения есть один почти универсальный ответ — доработка проектов с открытым кодом. Вы получаете возможность решать реальные проблемы самых разных уровней сложности, результат не только будет работать у сотен-тысяч-миллионов людей во всем мире, но его еще и можно будет показать. Эту возможность иногда упоминают, но обычно на ней не останавливаются. В этот раз — остановимся на ней.
Читать дальше →
Total votes 40: ↑38 and ↓2+36
Comments51

Консоль 21 века: mosh, tmux, fish

Reading time8 min
Views96K
В своей работе мне приходится проводить чуть ли не все свое время в консоли, как в локальной, так и в удаленной. Нет, что вы, я не жалуюсь, даже наоборот — мне нравятся возможности автоматизации, которые предоставляют консольные инструменты, и работа в консоли вполне продуктивна.

Но если вы проводите за своим инструментом до 80% рабочего времени, то желательно убедиться, что вы не тратите время впустую и что работа доставляет вам удовольствие. В этой статье я бы хотел немного рассказать про те инструменты, которыми я лично пользуюсь каждый день, и про то, как они улучшают user experience (и, часто, продуктивность) при работе с консолью и с удаленными серверами в частности.

Проблемы ssh


При работе с удаленными серверами по ssh есть много вещей, которые могут фрустрировать, но основных проблем две, и первая из них принципиально неразрешима в рамках ssh:

  1. При высоком round-trip latency (>100 ms) пользовательский ввод появляется с ощутимой задержкой, а при использовании мобильного интернета с edge (latency 1000 ms) работа становится подобна пытке
  2. При временных проблемах (несколько минут) с доставкой пакетов, соединение может порваться с write failed: broken pipe, причем узнаете вы об этом только при попытке ввода или при использовании настроек вроде keepaliveinterval


Первая проблема неразрешима потому, что ssh by-design является просто транспортом для байтов, и существующие приложения на это поведение расчитывают. Поскольку ssh не пытается интерпретировать этот поток байтов, он не может осуществлять предиктивный ввод. Лично для меня именно эта проблема наиболее актуальна, поскольку мне приходится работать с серверами в европе и США, и во втором случае задержка составляет около 200 мс и является принципиально неустранимой, по крайней мере до изобретения квантовой коммуникации или чего-нибудь подобного. Вторая же проблема проявляется в наших условиях относительно редко, но всё же неприятно переустанавливать все соединения при сбоях сети (и перезапускать упавшие приложения, если они почему-то не были запущены в screen).

Читать дальше →
Total votes 97: ↑89 and ↓8+81
Comments59

Как правильно запрашивать доступ у пользователей iOS

Reading time6 min
Views9.6K


Автор этой статьи — Бренден Маллиган, один из создателей LaunchKit, пакета инструментов для iOS-разработчиков. Он также работает над мобильным и веб-приложением Cluster, которое позволяет создавать личные соцсети на основе общих интересов и опыта. Также Бренден является автором проектов ArtistData и OneSheet.

Cluster стал моим первым мобильным нативным приложением. Работая над ним, я научился многому, в том числе и не относящемуся к сети. Создавая веб-приложение, вы всего лишь делаете страницу для посетителей. Но когда вы разрабатываете нативное приложение, то не просто предлагаете людям что-то скачать, но и, скорее всего, спрашиваете у них доступ к их местоположению или личным данным. А это отношения уже совсем иного рода.

Главный урок, который я вынес: не запрашивайте у пользователей доступ до тех пор, пока данные вам действительно не понадобится. И предельно ясно дайте им понять, что они получат взамен.
Читать дальше →
Total votes 12: ↑11 and ↓1+10
Comments4

Пол Грэм: Что мы хотели знать еще в школе

Reading time17 min
Views31K
Январь 2005
(Я написал эту речь для выступления перед выпускниками школы. Мне не удалось с ней выступить, так как школьная администрация запретила меня приглашать.)

Когда я рассказал, что меня пригласили выступить перед старшеклассниками, мои друзья очень заинтересовались. Что такого ты мог бы им рассказать? Я же поинтересовался у них, что бы они хотели услышать от более опытного взрослого, когда учились в школе? И теперь я расскажу вам, что мы все хотели бы знать еще в школе.
Читать дальше →
Total votes 32: ↑30 and ↓2+28
Comments15

Как работают замыкания (под капотом) в JavaScript

Reading time11 min
Views76K
Привет, Хабр!

Мы в Хекслете используем JavaScript не только для очевидных задач во фронтэнде, но и, например, для реализации браузерной среды разработки (наш опен-сорсный hexlet-ide) на React'е. У нас есть практический курс по JavaScript, и один из уроков там посвящен замыканиям. Это важная тема не столько в рамках JS, сколько в программировании вообще. Мы освещаем ее и в других курсах.

В целом, статей и туториалов про использование замыканий в JS полно, но объяснений как это все работает внутри — мало. Сегодняшний перевод посвящен именно этой теме. Как и почему работают замыкания в JS, когда они создаются и уничтожаются и почему каждая функция в JS — это замыкание.


Я использую замыкания уже достаточно давно. Я научился их использовать, но не до конца понимал как они на самом деле работают, что происходит «под капотом». Что это вообще такое? Википедия не очень помогает. Когда замыкание создается и уничтожается? Как выглядит реализация?

"use strict";
 
var myClosure = (function outerFunction() {
 
  var hidden = 1;
 
  return {
    inc: function innerFunction() {
      return hidden++;
    }
  };
 
}());
 
myClosure.inc();  // возвращает 1
myClosure.inc();  // возвращает 2
myClosure.inc();  // возвращает 3
 
// Ага, круто. А как это реализовано?
// И что происходит под капотом?
Читать дальше →
Total votes 54: ↑47 and ↓7+40
Comments11

Новый курс «Анализ безопасности веб-проектов» на Stepic

Reading time2 min
Views12K


Вниманию всех начинающих разработчиков, желающих создавать не только красивые и интересные, но и защищённые сервисы: 10 сентября на Stepic откроется новый курс по программе Технопарка Mail.Ru «Анализ безопасности веб-проектов». Преподаватель Технопарка Ярослав Рабоволюк расскажет о том, как злоумышленники подходят ко взлому сервисов и как не дать им этого сделать. Также студенты под чутким руководством преподавателя сами попробуют свои силы во взломе сервера. Чтобы поймать преступника, нужно думать как преступник. В общем, скучно не будет!
Читать дальше →
Total votes 25: ↑23 and ↓2+21
Comments10

«Хакеры и художники», «On Lisp» и эссе на русском. Учим(ся) писать как Пол Грэм

Reading time16 min
Views73K
To follow the path:
look to the master,
follow the master,
walk with the master,
see through the master,
become the master.
«Лучший способ писать — это переписывать» Пол Грэм, «The Age of the Essay»



Преред курсом Сергея Абдульманова ( milfgard) я взял для себя квест — структурировать все статьи Грэма. Пол не только крутой программист и инвестор — он мастер лаконичного письма. Если milfgard назвал свой курс для контент-менеджеров "Буквы, которые стреляют в голову", то Пол Грэм стреляет из «по глазам» (кто играл в Fallout 2 тот поймет).

А еще мне захотелось освоить Lisp. Чисто так, чтобы мозг поразвивать, потому что крутые люди — Грэм, Кей и Рэймонд, Моррис — говорят хором: «Учите Lisp».

На данный момент Пол Грэм написал (по крайней мере, я нашел) 167 эссе. Из них на русский переведены 69.74(+10). Если читать по 1 статье в день (что очень хороший результат, потому что я после одной статьи хожу задумчивый неделю — голова кипит как после отличного мастер-класса, а иногда и как после двухдневного интенсива), то процесс займет полгода.

Под катом — список всех статей со ссылками на оригинал и с переводом (если он есть). Подборка живая (так что, как обычно, добавляйте в избранное, потом прочитаете) и будет дополняться по мере обнаружения свежака. Еще вы найдете переведенную на 8/15 книгу «Хакеры и художники» и 4/25 перевода книги «On Lisp». Так же я приведу свою подборку топ-5 статей Пола Грэма, с которых я бы рекомендовал начать знакомство с этим автором.
Читать дальше →
Total votes 26: ↑24 and ↓2+22
Comments3

Анатомия программы в памяти

Reading time6 min
Views85K
Управление памятью – одна из главных задач ОС. Она критична как для программирования, так и для системного администрирования. Я постараюсь объяснить, как ОС работает с памятью. Концепции будут общего характера, а примеры я возьму из Linux и Windows на 32-bit x86. Сначала я опишу, как программы располагаются в памяти.

Каждый процесс в многозадачной ОС работает в своей «песочнице» в памяти. Это виртуальное адресное пространство, которое в 32-битном режиме представляет собою 4Гб блок адресов. Эти виртуальные адреса ставятся в соответствие (mapping) физической памяти таблицами страниц, которые поддерживает ядро ОС. У каждого процесса есть свой набор таблиц. Но если мы начинаем использовать виртуальную адресацию, приходится использовать её для всех программ, работающих на компьютере – включая и само ядро. Поэтому часть пространства виртуальных адресов необходимо резервировать под ядро.

image

Это не значит, что ядро использует так много физической памяти – просто у него в распоряжении находится часть адресного пространства, которое можно поставить в соответствие необходимому количеству физической памяти. Пространство памяти для ядра отмечено в таблицах страниц как эксклюзивно используемое привилегированным кодом, поэтому если какая-то программа пытается получить в него доступ, случается page fault. В Linux пространство памяти для ядра присутствует постоянно, и ставит в соответствие одну и ту же часть физической памяти у всех процессов. Код ядра и данные всегда имеют адреса, и готовы обрабатывать прерывания и системные вызовы в любой момент. Для пользовательских программ, напротив, соответствие виртуальных адресов реальной памяти меняется, когда происходит переключение процессов:
Читать дальше →
Total votes 62: ↑61 and ↓1+60
Comments24

Практические советы по повышению производительности HTML и JavaScript

Reading time2 min
Views31K


Тема улучшения производительности сайтов и приложений всегда должна находиться на радаре у хорошего веб-разработчика. В одних случаях грамотная работа позволяет сэкономить вычислительные ресурсы, в других — сильно улучшить опыт работы с приложениями для всей аудитории пользователей, как это на днях случилось с Wikipedia. А часто и все сразу.

Скорость работы веб-приложений условно зависит от трех составляющих: 1) как устроена сетевая инфраструктура, через которую доставляются данные и код, 2) как работает браузер и 3) как, собственно говоря, написан ваш код, который браузер должен исполнять.

Все три компоненты постоянно улучшаются и оптимизируются. Например, в сетевом стеке определенные общие улучшения несет переход на HTTP 2.0. С точки зрения браузеров, все производители постоянно работают над улучшением своих движков. В случае Chakra в Microsoft Edge, помимо общего повышения производительности работы с JavaScript, мы добавляем поддержку специализированных средств вроде Asm.js и SIMD.js, призванных повысить эффективность кода в специфичных сценариях (в Firefox и Google Chrome — аналогично).

А вот что касается непосредственно кода веб-приложений, то тут зачастую нужно полагаться не только на обещанную скорость работы тех или иных движков, но и самостоятельно измерять и улучшать эффективность своих решений.

Наши коллеги Дорис Чен и Джон-Дэвид Далтон подготовили целый курс с практическими советами по улучшению производительности вашего кода на HTML и JavaScript. Вы можете посмотреть его на соответствующей странице в Microsoft Virtual Academy или под катом в виде отдельных роликов.

Читать дальше →
Total votes 21: ↑15 and ↓6+9
Comments1

Технокнига, часть 1: литература по веб-технологиям, алгоритмам и структурам данных, углубленному программированию на С++

Reading time18 min
Views104K


В процессе построения учебной программы наших образовательных проектов мы составили список специализированных книг, рекомендованных к изучению по каждой из дисциплин, — всего более 100 наименований на весь период обучения. Не станем таить и представим вам этот список, сопроводив краткими комментариями. Уместить такой объем информации в рамках одной статьи затруднительно, поэтому обзор рекомендованной Технопарком литературы разбит на четыре части — по числу семестров, с небольшой добавкой полезных книг, предложенных студентами. Ссылки в комментариях на дополнительное интересное чтиво только приветствуются.

Первый семестр призван «выровнять» знания студентов. Он содержит такие дисциплины, как алгоритмы и структуры данных, программирование на C++, а также обзорный курс по веб-технологиям. С книг по этим предметам и начнется обзор. Большая часть представленных книг относится к нестареющей «классике», являющейся собранием основополагающих концепций.
Читать дальше →
Total votes 40: ↑37 and ↓3+34
Comments10

Байес

Reading time3 min
Views98K
В левой руке Морфеуса лежит 7 синих и 3 красных таблетки, а в правой 5 синих и 8 красных. Вы закрываете глаза и берете таблетку — она оказывается красной, однако вы не знаете из какой руки ее взяли. Какова вероятность, что вы взяли ее из правой руки?


image

17 апреля 1761 — день смерти Томаса Байеса.
Под катом результаты того, что есть в рунете, помимо стандартных вещей типа Теорема Байеса, Байесовская сеть, Наивный байесовский классификатор , Байесовская фильтрация спама
Читать дальше →
Total votes 102: ↑94 and ↓8+86
Comments38

Information

Rating
Does not participate
Location
Новосибирск, Новосибирская обл., Россия
Works in
Date of birth
Registered
Activity