Pull to refresh
0
0
Send message

Что нужно знать, чтобы успешно пройти System Design Interview

Reading time16 min
Views29K

Для любого разработчика глубокое понимание основных принципов системного проектирования является необходимым условием для создания стабильных и масштабируемых программных систем, способных обеспечивать высокую производительность. Системное проектирование (System Design) включает разработку архитектуры и структуры программной системы, направленную на удовлетворение специфических требований и обеспечение требуемых показателей производительности.

С учетом стремительного прогресса в области технологий и возрастающей сложности программных приложений, овладение принципами системного проектирования становится критически важным для разработчиков, стремящихся создавать эффективные системы. Не имеет значения новичок вы или опытный специалист: освоение этих принципов позволит вам разрабатывать надежные и масштабируемые программные системы, отвечающие требованиям современных приложений.

Далее мы рассмотрим каждый из принципов более детально, чтобы понять их суть и способы применения в разработке приложений.

Читать далее
Total votes 46: ↑44 and ↓2+51
Comments26

Пишем свой вариантный тип

Level of difficultyMedium
Reading time9 min
Views4.2K

C++ 17 привнес в язык достаточно много нововведений, в том числе шаблон std::variant (хоть в Boost он есть уже довольно давно). Фактически, последним вышедшим и полноценно реализованным стандартом C++ на тот момент, как я начал изучать данный язык, являлся как раз C++17, поэтому нововведениям данного стандарта в свое время я уделил наибольшее внимание.
В какой-то момент мне стало интересно, как именно устроен std::variant, в связи с чем я немного погуглил про его принципиальное устройство и, вооружившись variadic templates, сел писать свою реализацию. Данный шаблон устроен достаточно интересно, поэтому людям, вообще не знакомым с его устройством, данная статья будет полезна. Если данную статью прочитают более опытные разработчики, я буду рад их комментариям по поводу моей реализации.
Упомяну несколько моментов перед началом статьи:

Читать далее
Total votes 6: ↑6 and ↓0+6
Comments18

Файловый ввод, сделанный по-человечески

Reading time21 min
Views16K

Поводом к написанию данной статьи и к разработке соответствующей мини-библиотеки ffh стало одно из практических заданий по дисциплине ‘Языки программирования’, которую я веду. В этом задании необходимо прочитать все строки из текстового файла для последующей обработки. Так вот, у студентов, выбравших для выполнения этого задания язык C++ [язык программирования выбирается студентом для каждого задания, но чаще всего выбирают C++ или Python], почему-то иногда читалась из файла лишняя пустая строка. В прошлые годы я не придавал этому большого значения, но в последний раз решил таки разобраться в чём проблема.
Читать дальше →
Total votes 28: ↑24 and ↓4+29
Comments134

Константность в C++

Level of difficultyMedium
Reading time31 min
Views12K


Продолжаем серию «C++, копаем вглубь». Цель этой серии — рассказать максимально подробно о разных особенностях языка, возможно довольно специальных. Это седьмая статья из серии, список предыдущих статей приведен в конце в разделе 10. Серия ориентирована на программистов, имеющих определенный опыт работы на C++. Данная статья посвящена концепции константности в C++.


Переменные являются основой любого языка программирования. Если значение переменной нельзя изменить после инициализации, то такие переменные называются неизменяемыми (immutable) переменными или константными переменными или просто константами. Константные переменные в том или ином виде поддерживаются во всех языках программирования и играют в них важную роль. Такие переменные помогают компилятору оптимизировать код, улучшают читаемость и надежность кода, позволяют выявлять бОльшее количество ошибок на стадии компиляции. Константы помогают решать проблемы, связанные с многопоточным доступом к переменным. Использование константных переменных влияет на проектные решения в объектно-ориентированном программировании, а функциональное программирование изначально исходит из неизменяемости используемых переменных.


В C++ концепции константности уделяется значительное место. Для переменных используется два вида константности, имеются ссылки и указатели на константу, константные функции-члены, константные итераторы. Попробуем разобраться во всех этих понятиях.

Читать дальше →
Total votes 16: ↑16 and ↓0+16
Comments24

Xv6: учебная Unix-подобная ОС. Глава 1. Интерфейсы операционной системы

Level of difficultyMedium
Reading time14 min
Views11K

Эта книга рассказывает о принципах работы операционных систем на примере xv6. Операционная система xv6 реализует базовый интерфейс, который Кен Томпсон и Деннис Ритчи предложили в операционной системе Unix, и подражает внутреннему устройству Unix. Комбинации простейших механизмов Unix дают удивительную свободу действий. Современные операционные системы признали успех Unix и реализуют похожие интерфейсы - BSD, Linux, macOS, Solaris, и даже Microsoft Windows. Изучение xv6 поможет понять работу и других операционных систем.

Читать далее
Total votes 15: ↑15 and ↓0+15
Comments6

Бесплатные курсы для изучения C++ в 2024 году

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views41K


В 2024 году в сети доступно множество бесплатных ресурсов для изучения C++, которые предлагают высокое качество обучения. Поэтому нет необходимости платить за курсы, если вы можете получить все необходимые знания бесплатно.

Учить C++ в 2024 году по бесплатным курсам имеет несколько преимуществ. Вот несколько причин, почему это стоит делать:

1. Популярность языка: C++ является одним из самых популярных языков программирования, который широко используется в различных областях, включая разработку игр, системное программирование и мобильные приложения. Изучение C++ может открыть перед вами множество возможностей в карьере.

2. Высокая производительность: C++ известен своей высокой производительностью и эффективностью. Он позволяет разрабатывать быстрые и оптимизированные приложения, особенно в сферах, где требуется работа с большими объемами данных или высокая скорость выполнения.

3. Множество полезных библиотек: C++ предоставляет широкий набор инструментов и библиотек для разработки приложений.

4. Доступно множество полезных ресурсов: Язык C++ очень популярный, существует множество различных онлайн-ресурсов, форумов и сообществ, где можно получить помощь и поддержку от опытных разработчиков.

Читать
Total votes 34: ↑32 and ↓2+33
Comments18

Как устроена страничная организация памяти x86_64

Level of difficultyEasy
Reading time15 min
Views8.7K

В этом посте я буду говорить о страничной организации только в контексте PML4 (Page Map Level 4), потому что на данный момент это доминирующая схема страничной организации x86_64 и, вероятно, останется таковой какое-то время.

Окружение

Это необязательно, но я рекомендую подготовить систему для отладки ядра Linux с QEMU + gdb. Если вы никогда этого не делали, то попробуйте такой репозиторий: easylkb (сам я им никогда не пользовался, но слышал о нём много хорошего), а если не хотите настраивать окружение самостоятельно, то подойдёт режим практики в любом из заданий по Kernel Security на pwn.college (вам нужно знать команды vm connect и vm debug).

Я рекомендую вам так поступить, потому что считаю, что самостоятельное выполнение команд вместе со мной и возможность просмотра страниц (page walk) на основании увиденного в gdb — хорошая проверка понимания.

Читать далее
Total votes 53: ↑53 and ↓0+53
Comments0

Объявление и инициализация переменных в C++

Level of difficultyMedium
Reading time41 min
Views18K


Продолжаем серию «C++, копаем вглубь». Цель этой серии — рассказать максимально подробно о разных особенностях языка, возможно довольно специальных. Это шестая статья из серии, список предыдущих статей приведен в конце в разделе 7. Серия ориентирована на программистов, имеющих определенный опыт работы на C++. Данная статья посвящена объявлению и инициализации переменных.


Переменные являются основой любого языка программирования. В языках со статической типизацией, к которым относится C++, все переменные должны быть объявлены, их тип определяется на стадии компиляции и не может меняться в процессе работы программы. Тип переменных указывается при объявлении явно или выводится компилятором на основе типа инициализирующего выражения.


Во многих языках программирования объявление переменных относится к довольно простым темам, но вот в C++ это не совсем так. Конечно, простые варианты обычно не вызывают затруднений, но вот более сложные случаи могут озадачить даже достаточно опытных программистов. Попробуем разобраться во всех тонкостях объявления переменных. Также рассмотрим тему инициализации, так как чаще всего переменные инициализируются вместе с объявлением.

Читать дальше →
Total votes 27: ↑26 and ↓1+31
Comments48

Митап по С++ в Москве и онлайн: боли нового стандарта, висячие ссылки и дискуссия о собеседованиях

Reading time2 min
Views3.1K

Привет, Хабр! 21 ноября собираемся на митапе по C++. Обсудим новый стандарт С++ 23 с точки зрения практикующего программиста, узнаем, как избежать dangling reference, и подискутируем, как собеседовать комфортно для всех.

В посте делимся программой митапа. Участие бесплатное, но нужно зарегистрироваться по ссылке.

Изучить программу →
Total votes 16: ↑16 and ↓0+16
Comments0

System Design 101

Level of difficultyMedium
Reading time42 min
Views76K



О сложных системах простыми словами.


В шпаргалке на высоком уровне рассматриваются такие вещи, как протоколы коммуникации, DevOps, CI/CD, архитектурные паттерны, базы данных, кэширование, микросервисы (и монолиты), платежные системы, Git, облачные сервисы etc. Особую ценность представляют диаграммы — рекомендую уделить им пристальное внимание. Полагаю, шпаргалка будет интересна всем, кто хоть как-то связан с разработкой программного обеспечения и, прежде всего, веб-приложений. Буду признателен за помощь в уточнении/исправлении понятий, терминологии, логики/алгоритмов работы систем (в рамках того, что по этому поводу содержится в оригинале), а также в обнаружении очепяток.


Выражаю благодарность Анне Неустроевой за помощь в редактировании материала.


Возможно, немного другой формат шпаргалки покажется вам более удобным.


System Design (сборник на английском языке).

Читать дальше →
Total votes 79: ↑79 and ↓0+79
Comments17

Разбираем TLS по байтам. Где собаки зарыты?

Level of difficultyMedium
Reading time34 min
Views13K


Подключение к сайту бывает защищённым, а бывает нет — это надо знать всем детям. Только не все дети знают, что это значит и как работает. Кажется я это уже писал? Ах да, это же вторая часть статьи с разбором TLS.

В первой мы увидели, что такое «защищённое соединение», сколько и каких ключей для него нужно, кто кого шифрует и подписывает, и что такое «сертификат». Сейчас разберёмся, как всё это дело реализуется в протоколе TLS: как выглядит рукопожатие, как сделать ключ шифрования своими руками, в каком виде данные передаются по сети.
Читать дальше →
Total votes 39: ↑39 and ↓0+39
Comments1

PKI, прикладная криптография и электронная подпись: о чем здесь речь и как это работает в нашей блокчейн-платформе

Level of difficultyEasy
Reading time12 min
Views3.6K

Криптография в целом — это большая область знаний. И хотя блокчейн всегда идет с ней рука об руку, в реальных проектах на базе распределенных реестров используется лишь некоторые из достижений криптографии. В этом посте я постараюсь рассказать простым языком, что они собой представляют и как работают в рамках нашей блокчейн-платформы.

Читать далее
Total votes 6: ↑6 and ↓0+6
Comments0

Свод правил по работе с целыми числами в C/C++

Reading time11 min
Views49K

В основу статьи легли мои собственные выработанные нелегким путем знания о принципах работы и правильном использовании целых чисел в C/C++. Помимо самих правил, я решил привести список распространенных заблуждений и сделать небольшое сравнение системы целочисленных типов в нескольких передовых языках. Все изложение строилось вокруг баланса между краткостью и полноценностью, чтобы не усложнять восприятие и при этом отчетливо передать важные детали.
Читать дальше →
Total votes 54: ↑46 and ↓8+62
Comments100

[По полочкам] Алгоритмы сортировок. Часть 1

Level of difficultyMedium
Reading time3 min
Views12K

Существует большое количество различных сортировок, которые применяются повсеместно в программах. Алгоритмы сортировок помогают сэкономить такие ресурсы, как время работы какой-либо части кода и, соответственно, время человека и память, используемую для выполнения вашей программы.

В этой статье рассматриваются следующие сортировки: сортировка обменами, сортировка выбором, сортировка пузырьком, сортировка вставками.

Читать далее
Total votes 18: ↑13 and ↓5+12
Comments44

Валидируем X509 сертификат с OpenSSL C++

Level of difficultyEasy
Reading time3 min
Views4.4K

Данная статья является логическим продолжением статьи про генерацию сертификата. В ней мы рассмотрим, как мы можем провалидировать сертификат используя OpenSSL и C++.

Читать далее
Total votes 3: ↑1 and ↓2-1
Comments6

Генерируем X509 сертификат с OpenSSL C++

Level of difficultyHard
Reading time11 min
Views6.6K

В данной статья я хочу рассказать, как работать с X509 сертификатом используя OpenSSL 3.0.0 в С++, начиная от генерации своего сертификата и заканчивая его валидацией.

Так как информации в интернете по этой теме почти нет, то все, что я вам расскажу, я узнал исходя из своего печального опыта работы с этой библиотекой. Я очень надеюсь, что эта статья окажется вам полезной и сможет сохранить ваше время.

В данной статье, я не буду рассказывать вам, что такое X509 сертификат, надеюсь, что это вы уже знаете, а если нет, то ссылка на статью вот тут.

Читать далее
Total votes 10: ↑7 and ↓3+5
Comments27

C#. Электронная подпись и библиотека BouncyCastle

Level of difficultyMedium
Reading time12 min
Views6.8K

Приветствую всех. В этой статье я бы хотел рассказать о работе с электронной подписью средствами библиотеки BouncyCastle на C#.

Весь код указанный здесь находится в репозитории github и доступен в виде nuget пакета.

Читать далее
Total votes 7: ↑7 and ↓0+7
Comments3

Как закалялась сталь современной симметричной криптографии. Глава 1. Классическая криптография

Level of difficultyMedium
Reading time49 min
Views8.6K

Современные симметричные шифры, которыми мы пользуемся неявно, но повсеместно, появились в ходе своей многовековой эволюции, в ходе продолжительных и постоянных этапов собственного совершенствования. Каждый новый шаг улучшения приводил одновременно к разрушению старых уязвимых шифров и к порождению новых, более качественных и безопасных. Тем не менее, само разрушение старых алгоритмов всегда двояко свидетельствовало как об их недостатках, которые необходимо было искоренять, так и об их достоинствах, которые нужно было наследовать. В следствие этого, каждый новый, более качественный шифр, представлял собой количественный синтез старых, менее качественных алгоритмов шифрования.

Читать далее
Total votes 25: ↑25 and ↓0+25
Comments5

Знакомимся с архитектурой Apache Kafka

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views17K

- Вы работали с Кафкой?
- Нет, только читали.

За несколько десятилетий развития ИТ систем разработчики накопили огромный опыт хранения и обработки данных. Различные СУБД позволяют с помощью запросов извлекать нужные данные за определенный период и обрабатывать их так как необходимо. Однако, со временем увеличились вычислительные мощности серверов, пропускная способность каналов связи, и соответственно, возникла необходимость обрабатывать бОльшие объемы данных за единицу времени. И тут выяснилось, что при всем многообразии различных решений для хранения данных, отсутствуют решения для обработки непрерывных потоков больших объемов данных. Для решения этой проблемы стали появляться различные системы, такие как системы обмена сообщениями и агрегирования журналов. Но они не могли в полной мере обеспечить нужную производительность на больших, непрерывных потоках данных.

Для решения этой проблемы в LinkedIn решили создать нужное решение что называется с нуля. Разработчики решили отказаться от хранения больших объемов данных, как в реляционных базах данных, хранилищ пар «ключ/значение», поисковых индексов или кэшей, а рассматривать данные как непрерывно развивающийся и постоянно растущий поток и проектировать информационные системы и архитектуру данных — на этой основе. Так появилось решение Apache Kafka, которое изначально использовалось для обеспечения функционирования работающих в реальном масштабе времени приложений и потоков данных социальной сети. Но сейчас это решение используется во многих крупных компаниях. Посмотрим подробнее как оно устроено.

Читать далее
Total votes 11: ↑10 and ↓1+13
Comments11

Гарантии безопасности исключений

Reading time11 min
Views18K
Ошибки в обработке ошибок являются наиболее распространенным источником ошибок

Бредня, пришедшая в голову при написании этой статьи

Основные баталии по поводу того, что лучше использовать при программировании на C# – исключения или коды возврата для обработки, ушли в далекое прошлое (*), но до сих пор не утихают баталии другого рода: да, хорошо, мы остановились на обработке исключений, но как же нам их обрабатывать «правильно»?

Существует множество точек зрения о том, что же такое «правильно», большая часть из которых сводится к тому, что нужно перехватывать только те исключения, которые ты можешь обработать, а все остальные пробрасывать вызывающему коду. Ну, а в случае, если на верхний уровень пробралось дерзким образом непонятное исключение, то стрелять все приложение целиком, поскольку уже не понятно, находится ли оно, родимое, в согласованном состоянии или нет.

Существует множество «за» и «против» такого способа перехвата и обработки исключений, но сегодня я хочу рассмотреть несколько другую тему. А именно тему обеспечения согласованного состояния приложения в свете возникновения исключения – три уровня безопасности исключений.
Читать дальше →
Total votes 50: ↑45 and ↓5+40
Comments41
1
23 ...

Information

Rating
Does not participate
Date of birth
Registered
Activity