Pull to refresh
37
0.3
Valentin Nechayev @netch80

Программист (backend/сети)

Send message

Алан Тьюринг, отец современного компьютера

Reading time127 min
Views56K

Вступление


Каждый, кто умеет пользоваться компьютером, знает, что для выполнения какой-либо операции на нем необходимо открыть соответствующую программу, которая хранится в его памяти. Однако жизнь не всегда была такой простой, как сейчас. Первые большие электронные цифровые компьютеры, британский «Колосс» (1944 год) и американский ENIAC (1945 год), не умели хранить программы в памяти. Чтобы настроить эти компьютеры на новую задачу, необходимо было перекоммутировать их, то есть вручную переподключить кабели и переустановить переключатели. Основной принцип работы современного компьютера, подразумевающий управление машиной с помощью программы, которая хранится в ее памяти и представляет собой закодированные инструкции, был сформулирован Аланом Тьюрингом.
Читать дальше →
Total votes 23: ↑22 and ↓1+31
Comments7

Слабые модели памяти: буферизации записи на x86

Reading time6 min
Views8.5K

Об авторе


Антон Подкопаев является постдоком в MPI-SWS, руководителем группы слабых моделей памяти в лаборатории языковых инструментов JetBrains Research и преподавателем Computer Science Center.

Еще в 1979 году Лесли Лампорт в статье «How to make a multiprocessor computer that correctly executes multiprocess programs» ввел, как следует из названия, идеализированную семантику многопоточности — модель последовательной консистентности (sequential consistency, SC). Согласно данной модели, любой результат исполнения многопоточной программы может быть получен как последовательное исполнение некоторого чередования инструкций потоков этой программы. (Предполагается, что чередование сохраняет порядок между инструкциями, относящимися к одному потоку.)

Рассмотрим следующую программу SB:



В этой программе два потока, в каждом из которых первая инструкция — инструкция записи в разделяемую локацию (x или y), а вторая — инструкция чтения из другой разделяемой локации. Для этой программы существует шесть чередований инструкций потоков:


Читать дальше →
Total votes 38: ↑38 and ↓0+38
Comments21
Как начинаются жаркие дни, вот прямо с мая, всё моё окружение – родные, друзья, коллеги – пускаются в споры о кондиционерах. Почти по Шекспиру: ставить иль не ставить, вот в чём вопрос. И вроде бы жару никто не любит, но боязно – говорят, из-за кондиционеров болеют, говорят, что они шумные и протекают, а лето короткое и потом они зря висят и пыль собирают… И даже невдомёк никому, что современные «кондеи» и греть могут – так что сижу я, слушаю эти байки, и аж глаз дёргается и пасьянс не складывается: ну сколько можно передавать одни и те же мифы из поколения в поколение?

Вот и решил я подойти к проблеме радикально: взять и распилить с другом один кондиционер, который мне приглянулся, на кусочки, чтобы самому посмотреть и другим показать, что это за зверь такой.
Берём пилу – и вперёд!
Total votes 40: ↑30 and ↓10+50
Comments148

Тестирование приложений в условиях нехватки памяти

Reading time9 min
Views4.6K

Вопрос о том надо ли проверять то, что возвращает malloc является спорным и всегда порождает жаркие дискуссии.


Часть людей считает, что надо пытаться обрабатывать все виды runtime ошибок, в т.ч. и OOM ситуации. Другие считают, что с OOM всё равно мало что можно сделать и лучше дать приложению просто упасть. На стороне второй группы людей ещё и тот факт, что дополнительная логика обработки OOM с трудом поддаётся тестированию. А если код не тестируется, то почти наверняка он не работает.


Я полностью согласен с тем, что не стоит реализовывать логику обработки ошибок которую вы не собираетесь тестировать. Почти наверняка она ничего не улучшит, а может и того хуже — всё испортит.


Вопрос о том надо ли пытаться обрабатывать OOM ситуации в библиотеках/приложениях является противоречивым и мы не будем его здесь касаться. В рамках данной публикации я лишь хочу поделиться опытом того как можно тестировать реализованную логику обработки OOM ситуаций в приложениях написанных на C/C++. Разговор будет идти об операционных системах Linux и macOS. Ввиду ряда причин, Windows будет обойдён стороной.

Читать дальше →
Total votes 7: ↑6 and ↓1+7
Comments52

Ещё один велосипед: храним юникодные строки на 30-60% компактнее, чем UTF-8

Reading time15 min
Views13K


Если вы разработчик и перед вами стоит задача выбора кодировки, то почти всегда правильным решением будет Юникод. Конкретный способ представления зависит от контекста, но чаще всего тут тоже есть универсальный ответ — UTF-8. Он хорош тем, что позволяет использовать все символы Юникода, не тратя слишком много байт в большинстве случаев. Правда, для языков, использующих не только латиницу, «не слишком много» — это как минимум два байта на символ. Можно ли лучше, не возвращаясь к доисторическим кодировкам, ограничивающим нас всего 256 доступными символами?

Ниже предлагаю ознакомиться с моей попыткой дать ответ на этот вопрос и реализацию относительно простого алгоритма, позволяющего хранить строчки на большинстве языков мира, не добавляя той избыточности, которая есть в UTF-8.
Читать дальше →
Total votes 69: ↑67 and ↓2+88
Comments85

Деконструкция LSP

Reading time5 min
Views5.3K

Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Карловский. А вы на канале Core Dump, где мы берём разные темы из компьютерной науки и деконструируем их по полочкам. А на этот раз мы начнём деконструировать принципы SOLID начиная с наиболее конкретного.


В далёком 1987 году Барбара Лисков сформулировала принцип разработки имени себя.


Liskov Substitution Principle

Он позволяет понять правильно вы написали полиморфный код или нет. Но прежде чем его сформулировать нам надо разобраться с некоторыми понятиями, которые входят в определение..


Видео запись этого разбора.

Читать дальше →
Total votes 18: ↑8 and ↓10+1
Comments17

В IT растет цензура, а мы не замечаем — разрешают только улыбаться и молчать

Reading time8 min
Views125K

У меня есть две статьи-интервью вот с такими странными абзацами. За обоими кроются неприятные истории для меня и для людей, про которых я писал.

Читать далее
Total votes 383: ↑366 and ↓17+463
Comments1526

Как экономисты потеряли веру в разумность людей и научились их понимать

Reading time21 min
Views34K


Многие научные открытия, когда они уже сделаны, кажутся очевидными. Настолько очевидными, что сложно себе представить, как это ученые могли быть настолько глупыми, чтобы когда-то считать иначе. Пожалуй, в экономической теории чаще других такое недоумение вызывает область, исследующая то, как люди принимают решения – поведенческая экономика. Я изучаю поведенческую экономику и отклонения от рационального поведения последние семь лет – началось всё с дипломного проекта, а в прошлом году исследования в этой области принесли мне кандидатскую степень по экономике. Когда я рассказываю интересующимся друзьям, что только в ХХ веке экономисты стали говорить, что человек, оказывается, не всегда рационален, да еще и не использует для совершения выбора всю возможную информацию, они начинают со скепсисом коситься на экономистов-классиков. Мол, серьезно, мистер Адам Смит? Ты думал, что, когда я молоко покупаю в Пятерочке, я матрицу решений строю, включая туда цены по всем розничным магазинам города?

Бывают ложные белые грибы, у амебы есть ложноножки, а такое отношение к экономистам я называю феноменом ложноглупых классиков. Кстати, частично он тоже объясняется когнитивных искажением, одним из тех, которые изучает современная поведенческая экономика: «мудростью задним числом» (hindsight bias). Однако в первую очередь он связан с той особенностью развития экономической науки, которая отличает ее от естественных наук вроде физики. Об этой особенности экономической теории и о том, как так получилось, что до ХХ века одной из ее самых прочных основ была предпосылка о рациональном и эгоистичном экономическом человеке, и почему в ХХ веке её вдруг решили пересмотреть, я и расскажу сегодня.
Читать дальше →
Total votes 55: ↑53 and ↓2+66
Comments65

О работе ПК ч.3: От включения до полной загрузки Windows 10

Reading time20 min
Views101K
Мы продолжаем разбираться как работает ПК на примере клавиатуры и Windows 10. В этой статье поговорим о том как происходит единение софта и железа.

Старт системы


Полностью компьютер выключен когда он отключен от питания и конденсаторы на материнской плате разрядились. До эры смартфонов мобильные телефоны часто глючили и если перезагрузка не лечила проблему, то приходилось доставать батарею и ждать 10 секунд, потому что сбрасывалось программное состояние ОС, в то время как чипы на материнской плате и контроллеры устройств оставались активными сохраняя состояние, драйвера ОС к ним просто реконнектились. 10 секунд — время на разрядку конденсаторов, состояние чипов сбрасывается только при полном отключении.
Если же ПК подключен к розетке или батарее, то он находится в режиме Stand-By, это значит что по шине питания подаётся маленькое напряжения (5В) от которого запитываются некоторые чипы на материнке. Как минимум это системный контроллер, по сути это мини-компьютер запускающий большой компьютер. Получив уведомление о нажатии кнопки Power он просит блок питания/батарею подать больше напряжения и после инициализирует весь чип-сет, в том числе и процессор. Инициализация включает в себя перекачку кода и данных прошивки материнки (BIOS/UEFI) в оперативную память и настройку CPU на её исполнение.
Думать что кнопка Power это рубильник который подаёт электричество на CPU и тот начинает исполнять с заранее известного адреса прошивку BIOS неправильно. Возможно старые компьютеры так и работали. Кнопка включения находится на своей плате, вместе со светодиодами состояний и к материнке она подключается через специальный разъём. На картинке ниже видны контакты для кнопки Power, Reset, а также светодиодов с состоянием Power и чтения жёсткого диска. Нажатие кнопки включения переводится в сигнал на контакты материнки, откуда он достигает системный контроллер.

Читать дальше →
Total votes 33: ↑32 and ↓1+44
Comments57

Устройство компилятора Swift. Часть 4

Reading time9 min
Views6.1K

Это последняя часть моего обзора компилятора Swift. Я покажу, как можно осуществить генерацию LLVM IR из AST и что выдаёт настоящий фронтенд. Если вы не читали предыдущие части, то переходите по ссылкам:


Читать дальше →
Total votes 29: ↑29 and ↓0+29
Comments2

«Красная» корпоративная культура — главная проблема российского бизнеса (Часть 1)

Reading time6 min
Views99K


«— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. — Мне все равно… — сказала Алиса. — Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.» (С) «Алиса в стране чудес»

Низкая производительность труда в России


Думаю, что те из вас, кто был в Греции, ни за что не согласятся, что греки работают лучше россиян. Тем не менее, по исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) Россия со своим показателем производительности труда на уровне $26,5 в час уступает всем странам ОЭСР (по сути все развитые страны), включая Грецию, кроме Мексики, где он составляет $21,6. Средний для ОЭСР показатель — $54,8, а у лидеров — Ирландии и Люксембурга — на уровне $99 в час.
Читать дальше →
Total votes 119: ↑102 and ↓17+108
Comments524

Перевод аналоговых АТС сразу в IMS

Reading time6 min
Views28K
В известном гимне поется: «Весь мир насилья мы разрушим: До основанья, а затем: Мы наш, мы новый мир построим…».

В телефонии этот принцип не работает. Каждое новое поколение оборудования интегрируется с предыдущими, дабы молодой человек со своего новейшего смартфона мог позвонить на деревню дедушке, в которой стоит древняя сельская АТС.
До недавнего времени в Москве сохранялось более 1.5 миллионов абонентов, подключенных к АТС координатного типа, построенных на аналоговых реле, регистрах и маркерах.

О том, как за 3 месяца 150 московских АТС удалось переключить в IP-сегмент, будет данная статья.
Читать дальше →
Total votes 25: ↑23 and ↓2+21
Comments19

Фольклор программистов и инженеров (часть 2)

Reading time22 min
Views55K

Продолжение подборки историй из интернета о том, как у багов иногда бывают совершенно невероятные проявления. Первая часть тут.
Читать дальше →
Total votes 57: ↑55 and ↓2+73
Comments58

Фольклор программистов и инженеров (часть 1)

Reading time29 min
Views73K


Это подборка историй из интернета о том, как у багов иногда бывают совершенно невероятные проявления. Возможно, вам тоже есть что рассказать.
Total votes 103: ↑95 and ↓8+107
Comments247

Серфинг по цифровым радиоволнам: история интернет-радио

Reading time8 min
Views5.7K


Попытки создания Интернет-радио за историю веба предпринимались столько раз, все их сложно вспомнить. Каждый раз появлялась ещё одна инновация и, в большинстве случаев, происходила ещё одна неудача.

Я начал изучать историю Интернет-радио ещё с тех пор, когда эта область была «чистым листом», поэтому обычно всегда представляю, как развивались отдельные проекты, но о веб-радио почти ничего не знаю. Поэтому меня всегда удивляло, что каждая обнаруженная мной история заключалась в достижении проектом своего пика, после чего он выдыхался, пытаясь захватить как можно большую долю рынка, а затем проваливался. В этом посте я не буду перечислять все найденные мной примеры, а рассмотрю четыре веб-сайта. Все они, за исключением одного, закончили разочарованием и провалом, а положение дел единственного оставшегося выглядит не очень красиво.
Читать дальше →
Total votes 23: ↑22 and ↓1+29
Comments12

Изучаем mutmut — инструмент для мутационного тестирования на Python

Reading time3 min
Views7.8K
Мутационное тестирование позволяет выявить баги, которые не покрыты обычными тестами.

У вас есть тесты на все случаи жизни? Или может быть, в репозитории вашего проекта даже лежит справка «О 100-процентном тестовом покрытии»? Но разве в реальной жизни всё так просто и достижимо?


Читать дальше →
Total votes 20: ↑18 and ↓2+22
Comments8

Структуры данных и алгоритмы, которыми я пользовался, работая в технологических компаниях

Reading time15 min
Views108K
Пользуетесь ли вы структурами данных и алгоритмами в повседневной работе? Я обратил внимание на то, что всё больше и больше людей считает алгоритмы чем-то таким, чем, без особой связи с реальностью, технические компании, лишь по собственной прихоти, интересуются на собеседованиях. Многие жалуются на то, что задачи на алгоритмы — это нечто из области теории, имеющей слабое отношение к настоящей работе. Такой взгляд на вещи, определённо, распространился после того, как Макс Хауэлл, автор Homebrew, опубликовал твит о том, что произошло с ним на собеседовании в Google:

Google: 90% наших инженеров пользуются программой, которую вы написали (Homebrew), но вы не можете инвертировать бинарное дерево на доске, поэтому — прощайте.

Хотя и у меня никогда не возникало нужды в инверсии бинарного дерева, я сталкивался с примерами реального использования структур данных и алгоритмов в повседневной работе, когда трудился в Skype/Microsoft, Skyscanner и Uber. Сюда входило написание кода и принятие решений, основанное на особенностях структур данных и алгоритмов. Но соответствующие знания я, по большей части, использовал для того чтобы понять то, как созданы некие системы, и то, почему они созданы именно так. Знание соответствующих концепций упрощает понимание архитектуры и реализации систем, в которых эти концепции используются.



В эту статью я включил рассказы о ситуациях, в которых структуры данных, вроде деревьев и графов, а так же различные алгоритмы, были использованы в реальных проектах. Здесь я надеюсь показать читателю то, что базовые знания структур данных и алгоритмов — это не бесполезная теория, нужная только для собеседований, а что-то такое, что, весьма вероятно, по-настоящему понадобится тому, кто работает в быстрорастущих инновационных технологических компаниях.
Читать дальше →
Total votes 54: ↑52 and ↓2+67
Comments53

Как реализованы JIT-компиляторы

Reading time17 min
Views14K

В этой статье мы поговорим о подробностях реализации и работе разных JIT-компиляторов, а также о стратегиях оптимизации. Обсуждать будем достаточно подробно, однако многие важные концепции опустим. То есть в этой статье не будет достаточной информации, чтобы прийти к обоснованным заключениям при любых сравнениях реализаций и языков.

Чтобы получить базовое представление о JIT-компиляторах, почитайте эту статью.

Небольшое примечание:

Я часто буду описывать поведение оптимизации и утверждать, что она, вероятно, есть и в каком-нибудь другом компиляторе. Хотя я не всегда проверяю, есть ли эта оптимизация в другом JIT (иногда всё неоднозначно), но если знаю точно, то укажу на это. Я также приведу примеры кода, чтобы показать, где может быть применена оптимизация, но это не точно, ведь приоритет может быть отдан другой оптимизации. Могут быть и какие-то общие упрощения, но не больше, чем в большинстве подобных постов.

Читать дальше →
Total votes 26: ↑24 and ↓2+38
Comments1

Почему язык С не помешает вам делать ошибки

Reading time8 min
Views17K

Если вкратце: потому что мы так сказали.

:)

Ладно, это слишком короткое объяснение для статьи, дорогой читатель, и мои провокационные слова требуют объяснения.

Встреча Комитета по языку С — которую сначала планировали провести в германском Фрайбурге, но не срослось по понятным причинам, — завершилась 7 августа. Она прошла хорошо, мы продвинулись по всем фронтам. Да, мы действительно продвигаемся, уверяю вас, и язык С не умер.
Читать дальше →
Total votes 36: ↑29 and ↓7+38
Comments30

10 интересных репозиториев на GitHub, полезных любому разработчику

Reading time4 min
Views82K
Представляем вам перевод статьи Simon Holdorf, опубликованной на сайте medium.com. В ней вы найдете ссылки на полезные репозитории, с помощью которых можно прокачать навык разработки ПО.


Фото с ресурса Unsplash. Автор: Vishnu R Nair

GitHub — это лучшая платформа для обмена фреймворками, библиотеками и техническими решениями. Однако найти среди этого многообразия действительно полезные репозитории сложно. Поэтому я решил составить список из десяти интересных репозиториев, которые, на мой взгляд, пригодятся любому разработчику.

Каждый из них имеет множество звезд на GitHub, что только подтверждает их популярность, актуальность и полезность. Одни репозитории научат вас чему-то новому, благодаря другим вы сможете создать какие-то классные штуки. В целом, используя их, можно основательно прокачать навык разработки программного обеспечения.
Читать дальше →
Total votes 69: ↑64 and ↓5+78
Comments14

Information

Rating
1,711-th
Location
Киев, Киевская обл., Украина
Date of birth
Registered
Activity