Pull to refresh
90
0
Сергей @skovorodkin

User

Send message

Нейросеть на практике: Задача коммивояжера

Reading time5 min
Views47K
Добрый день, уважаемые хабропользователи.
Хотел бы поделиться практическим применением одного из алгоритмов нейродинамики, в продолжении моего поста Моделирование нейросети Машина Больцмана.
Реализация на примере решения задачи коммивояжера.
Немного напомню в чем ее суть.
image

Читать дальше →
Total votes 16: ↑13 and ↓3+10
Comments7

Десять книг о космонавтике

Reading time14 min
Views37K
Этот список возник «благодаря» нескольким обзорным топикам в блоге «Космонавтика». Любовь Хабра к всему космическому привела к тому, что даже откровенно бредовый поток мыслей, написанный Шляхтичем многие приняли за чистую монету — и это далеко не единственный (хотя и наиболее вопиющий) пример того, о чём я пытаюсь сказать.

Раз Хабр — тусовка технарей, людей, как правило, мыслящих критически, значит дело в недостатке информации. Поэтому я принялся за подготовку списка литературы, рассказывающей о прошлом и настоящем космонавтики. Но в процессе подготовки у меня возникло два затруднения.
Первое: я — всего лишь фанат всего космического, и моё мнение о качестве литературы — это только моё мнение, которое можно и оспорить.
Второе: несмотря на немалое количество прочтённых мной книг, ещё большее их количество остаётся за бортом, лишая меня всей полноты обзора.

Оба этих затруднения я постарался решить тем, что привлёк к дополнению и обсуждению списка ЖЖ-пользователя ___lin___ (ссылка ведёт на его жж-профиль, где можно прочесть о том, кто он такой, и чем знаменит). ___lin___ в помощи не отказал, за что ему космическое спасибо. Очень рекомендую ознакомиться с его проектом «Великое Кодирование», посвящённому переводу в цифровую форму редких книг околокосмической тематики.

Теперь собственно список.
Total votes 37: ↑36 and ↓1+35
Comments21

Кто изобрел двойную бухгалтерию?

Reading time13 min
Views74K
Применяемая в бухгалтерии, в том числе в современной бухгалтерии, двойная запись – одна из старейших информационных технологий. Между тем, кто ее изобрел, совершенно не известно. У меня на этот счет собственная гипотеза. Она обнародована несколько лет назад, но тираж книги незначителен – не думаю, что хотя бы десяток хабравчан с ней ознакомились. Остальным разве не любопытно?

Чтобы придать посту должную интригу, сообщу, что к изобретению двойной бухгалтерии приложила руку поросль молодых и талантливых древнеримских айтишников. Изображение одного из них, за ноутбуком допотопной модели, прилагается.

image
Читать дальше →
Total votes 55: ↑38 and ↓17+21
Comments64

Мой опыт: Российские интернет банки и карты

Reading time5 min
Views250K
Привет всем! Если вы фрилансер, то наверняка имели дело с банковскими картами. Сейчас на Российском рынке огромное предложение карт, начиная от банковских премиальных, заканчивая скидочными и бонусными от кафе до авиакомпаний.
Сразу хочу сказать, что пост никаким образом не является рекламным. Тут только мое мнение и мой опыт по отношению к Российским банкам и их картам. В обзоре я использовал только те банки, с которыми работал лично.


Читать дальше →
Total votes 131: ↑85 and ↓46+39
Comments437

Научно-популярные фильмы о физике

Reading time1 min
Views81K
Всем привет!

Как и многие здесь, я очень люблю научно-популярные фильмы и книги о теории большого взрыва, квантовой механике и других разделах физики, которые, мягко говоря, еще не до конца познаны.

Недавно случайно наткнулся на ютубе на фильм с Брайаном Грином «Тайны мироздания» и удивился, что у видео так мало просмотров.

Не сказать, чтобы такая подача материала мне очень нравилась, но все равно, местами довольно интересно :) Может быть, будет интересно не только мне.

Сами видео под катом.
Читать дальше →
Total votes 81: ↑76 and ↓5+71
Comments35

Мультиварка — умная кастрюля или «не доведенный до ума» гаджет

Reading time12 min
Views636K

Этот пост будет полезен всем, кто хотя бы иногда что-то готовит сам, а также помогает или мешает это делать другим.
Из него можно узнать, что это за гаджет — мультиварка, какие у нее технические возможности и невозможности, внутренность, наружность, достоинства (много) и недостатки (тоже много). Расскажу кое-что и о маленьких мультиварочных хитростях, а также позволю себе общее лирическое отступление о программировании на кухне.
Цель поста — рассказать про мультиварки, как класс объектов, не выделяя особо его представителей, но, чтобы не вести разговор о сферической мультиварке в вакууме, сделаю основным примером разбора мою модель — Panasonic SR-TMJ181.
Те, у кого нет мультиварки узнают, нужна ли она им, но и те, у кого она есть, надеюсь, без новых знаний не останутся.
Читать дальше →
Total votes 295: ↑259 and ↓36+223
Comments337

Интересующимся мозгом/ИИ: ссылки на почитать

Reading time18 min
Views81K
Расчищая Авгиевы конюшни на своем компе, взялся за структурирование накопившихся линков. Подумал, может и другим будет интересно то, что когда-то мне показалось достойным. Опять же, будет к чему отсылать с вопросом есть чо? «что почитать?»

Этот набор (порядка 400 ссылок) ни в коей мере не претендует на полноту или объективность. Наоборот, приглашаются все желающие дополнить и исправить (например раздел «Онлайн Курсы» подозрительно пуст). Если будет интерес, буду апдейтить этот пост новыми линками + апдейты отдельными постами оформлять.

Не стал я сюда давать ссылки на книги по нейробиологии и совсем заумные статьи (хотя много ссылок на оригиналы статей) — это тема для отдельного поста, наверное, с хорошим обзором. Если кому-то захочется почитать статью, к которой доступ закрыт — пишите, вышлю.

Много ссылок на английские сайты, я не стал их переводить, чтобы не вводить в заблуждение.

PS: я оставил ссылки как есть, чтобы было видно куда ведет. Если кого напрягает — пишите, апдейтом спрячу.

Знание - сила!
Total votes 86: ↑79 and ↓7+72
Comments11

Создание Warcraft (часть 1)

Reading time10 min
Views85K
Введение (от переводчика)


Так вышло, что одна из моих самых любимых игр — Warcraft II.
Каждый раз, когда эта игра где-то упоминается, или кто-то про неё вспоминает, я обычно очень радуюсь. Перед Warcraft II, разумеется, был просто Warcraft.

Патрик, автор статьиИ вот недавно случилось интересное — Патрик Вайат (Patrick Wyatt), один из тех людей, кто стоял у истоков Blizzard, и человек, который затеял разработку Warcraft начал цикл воспоминаний о тех временах. Первая статья, которую я вам предлагаю прочитать ниже — о начале разработки Warcraft. О том, откуда появилась идея; о том, какая сеть была организована у ребят в офисе, пока они грезили о мультиплеере; о EMS и тонкостях эстетики программирования под DOS; о команде проекта и так далее.

Я, увы, совсем не специалист в разработке под DOS, поэтому если читатели укажут мне на неточности в переводе, связанные с техническими деталями — буду рад и тут же исправлюсь.

Это касается, понятное дело, и любых других неточностей, опечаток, пунктуации и стилистики.




image Давным давно, в начале времен, когда игры для PC писались под операционной системой DOS, я начал работать над игрой под названием Warcraft.

Читать дальше →
Total votes 213: ↑200 and ↓13+187
Comments114

Дайджест статей по анализу данных №3 (09.06.2014 —22.06.2014)

Reading time5 min
Views20K

Добрый день, уважаемые читатели.
Пролетели 2 недели и пришло время нашей подборки материалов по анализу данных. Сегодняшний дайджест получился большим, и признаюсь често сам осилил не все, что в него попало. Но так как на вкус и цвет товарище нет, то я решил выложить всю подборку.
Итак, из сегодняшней подборки вы узнаете о том как использовать хранилища данных различных типов в одном проекте, посмотрите какими большими данными может обладать бизнес и как их анализ может ему помочь. Также в нашей подборке будет статья посвященная алгоритму FTCA, а также будет материал про сравнени различных алгоритмов машинного обучения.
Читать дальше →
Total votes 52: ↑47 and ↓5+42
Comments2

Обзор наиболее интересных материалов по анализу данных и машинному обучению №1 (9 — 16 июня 2014)

Reading time3 min
Views17K

Данный выпуск дайджеста наиболее интересных материалов, посвященных теме анализа данных содержит достаточно много статей, которые рассматривают теоретические аспекты вопросов, связанных с Data Science. Есть несколько статей, которые будут интересны новичкам. Также представлены ссылки на серию интересных статей о работе со схемами данных в MongoDb. Есть несколько ссылок на материалы, в которых рассматривается важная проблема переобучения (overfitting) в процессе машинного обучения. Некоторые статьи посвящены литературе, рекомендуемой к прочтению для тех кому интересна тема анализа данных.
Читать дальше →
Total votes 25: ↑22 and ↓3+19
Comments6

Золотая медаль на Russian AI Cup 2013 — как это все было

Reading time21 min
Views32K
Приветствую, хабр!

Напишу о том, как мне довелось поучаствовать и победить в ежегодном чемпионате по программированию искусственного интеллекта Russian AI Cup 2013 (codetroopers). Выступал я там под ником slash и занял первое место как в финале, так и в песочнице на момент подведения в ней итогов.


Читать дальше →
Total votes 76: ↑68 and ↓8+60
Comments16

Алгоритм Х или что общего между деревянной головоломкой и танцующим Линком?

Reading time5 min
Views67K


Предисловие


Как-то в гостях мне в руки попалась головоломка, в которой из 25 одинаковых фигурок требовалось собрать куб. Я провозился с ней почти весь вечер, и как можно догадаться, абсолютно безрезультатно. Тем не менее, я не мог сдаться просто так.

Не можешь сам — заставь компьютер. Сказано — сделано. В результате написанному по наитию алгоритму пришлось работать всю ночь, чтобы найти все 4 уникальных решения. В процессе гугления решений для сравнения, я нашёл программу Burr Tools, которая справилась с этой задачей за 3 минуты на моём ноутбуке.

Такая разница в скорости заставила меня разобраться, как решается эта задача и ещё целый класс подобных.

Так как же решается эта задача и ещё целый класс подобных?
Total votes 145: ↑141 and ↓4+137
Comments14

Ненормальное функциональное программирование на python

Reading time7 min
Views44K

После просмотра курса Programming Languages и прочтения Functional JavaScript захотелось повторить все эти крутые штуки в python. Часть вещей получилось сделать красиво и легко, остальное вышло страшным и непригодным для использования.

Статья включает в себя:
  • немного непонятных слов;
  • каррирование;
  • pattern matching;
  • рекурсия (включая хвостовую).


Статья рассчитана на python 3.3+.
Читать дальше →
Total votes 55: ↑51 and ↓4+47
Comments18

Моноиды и их приложения: моноидальные вычисления в деревьях

Reading time20 min
Views23K
Приветствую, Хабрахабр. Сегодня я хочу, в своём обычном стиле, устроить сообществу небольшой ликбез по структурам данных. Только на этот раз он будет гораздо более всеобъемлющ, а его применения и практичность — простираться далеко в самые разнообразные области программирования. Самые красивые применения, я, конечно же, покажу и опишу непосредственно в статье.

Нам понадобится капелька абстрактного мышления, знание какого-нибудь сбалансированного дерева поиска (например, описанного мною ранее декартова дерева), умение читать простой код на C#, и желание применить полученные знания.

Итак, на повестке сегодняшнего дня — моноиды и их основное применение для кеширования вычислений в деревьях.

Моноид как концепция


Представьте себе множество чего угодно, множество, состоящее из объектов, которыми мы собираемся манипулировать. Назовём его M. На этом множестве мы вводим бинарную операцию, то есть функцию, которая паре элементов множества ставит в соответствие новый элемент. Здесь и далее эту абстрактную операцию мы будем обозначать "⊗", и записывать выражения в инфиксной форме: если a и b — элементы множества, то c = ab — тоже какой-то элемент этого множества.

Например, рассмотрим все строки, существующие на свете. И рассмотрим операцию конкатенации строк, традиционно обозначаемую в математике "◦", а в большинстве языков программирования "+": "John""Doe" = "JohnDoe". Здесь множество M — строки, а "◦" выступает в качестве операции "⊗".
Или другой пример — функция fst, известная в функциональных языках при манипуляции с кортежами. Из двух своих аргументов она возвращает в качестве результата первый по порядку. Так, fst(5, 2) = 5; fst("foo", "bar") = "foo". Безразлично, на каком множестве рассматривать эту бинарную операцию, так что в вашей воле выбрать любое.

Далее мы на нашу операцию "⊗" накладываем ограничение ассоциативности. Это значит, что от неё требуется следующее: если с помощью "⊗" комбинируют последовательность объектов, то результат должен оставаться одинаковым вне зависимости от порядка применения "⊗". Более строго, для любых трёх объектов a, b и c должно иметь место:
(ab) ⊗ c = a ⊗ (bc)
Легко увидеть, что конкатенация строк ассоциативна: не важно, какое склеивание в последовательности строк выполнять раньше, а какое позже, в итоге все равно получится общая склейка всех строк в последовательности. То же касается и функции fst, ибо:
fst(fst(a, b), c) = a
fst(a, fst(b, c)) = a
Цепочка применений fst к последовательности в любом порядке всё равно выдаст её головной элемент.

И последнее, что мы потребуем: в множестве M по отношению к операции должен существовать нейтральный элемент, или единица операции. Это такой объект, который можно комбинировать с любым элементом множества, и это не изменит последний. Формально выражаясь, если e — нейтральный элемент, то для любого a из множества имеет место:
ae = ea = a
В примере со строками нейтральным элементом выступает пустая строка "": с какой стороны к какой строке её ни приклеивай, строка не поменяется. А вот fst в этом отношении нам устроит подлянку: нейтральный элемент для неё придумать невозможно. Ведь fst(e, a) = e всегда, и если ae, то свойство нейтральности мы теряем. Можно, конечно, рассмотреть fst на множестве из одного элемента, но кому такая скука нужна? :)

Каждую такую тройку <M, ⊗, e> мы и будем торжественно называть моноидом. Зафиксируем это знание в коде:
public interface IMonoid<T> {
    T Zero { get; }
    T Append(T a, T b);
}

Больше примеров моноидов, а также где мы их, собственно, применять будем, лежит под катом.
Читать дальше →
Total votes 127: ↑124 and ↓3+121
Comments27

Система непересекающихся множеств и её применения

Reading time10 min
Views71K
Добрый день, Хабрахабр. Это еще один пост в рамках моей программы по обогащению базы данных крупнейшего IT-ресурса информацией по алгоритмам и структурам данных. Как показывает практика, этой информации многим не хватает, а необходимость встречается в самых разнообразных сферах программистской жизни.
Я продолжаю преимущественно выбирать те алгоритмы/структуры, которые легко понимаются и для которых не требуется много кода — а вот практическое значение сложно недооценить. В прошлый раз это было декартово дерево. В этот раз — система непересекающихся множеств. Она же известна под названиями disjoint set union (DSU) или Union-Find.

Условие


Поставим перед собой следующую задачу. Пускай мы оперируем элементами N видов (для простоты, здесь и далее — числами от 0 до N-1). Некоторые группы чисел объединены в множества. Также мы можем добавить в структуру новый элемент, он тем самым образует множество размера 1 из самого себя. И наконец, периодически некоторые два множества нам потребуется сливать в одно.

Формализируем задачу: создать быструю структуру, которая поддерживает следующие операции:

MakeSet(X) — внести в структуру новый элемент X, создать для него множество размера 1 из самого себя.
Find(X) — возвратить идентификатор множества, которому принадлежит элемент X. В качестве идентификатора мы будем выбирать один элемент из этого множества — представителя множества. Гарантируется, что для одного и того же множества представитель будет возвращаться один и тот же, иначе невозможно будет работать со структурой: не будет корректной даже проверка принадлежности двух элементов одному множеству if (Find(X) == Find(Y)).
Unite(X, Y) — объединить два множества, в которых лежат элементы X и Y, в одно новое.

На рисунке я продемонстрирую работу такой гипотетической структуры.


Как такое сделать и зачем оно нужно
Total votes 114: ↑109 and ↓5+104
Comments29

Декартово дерево: Часть 1. Описание, операции, применения

Reading time15 min
Views150K

Оглавление (на данный момент)


Часть 1. Описание, операции, применения.
Часть 2. Ценная информация в дереве и множественные операции с ней.
Часть 3. Декартово дерево по неявному ключу.
To be continued...

Декартово дерево (cartesian tree, treap) — красивая и легко реализующаяся структура данных, которая с минимальными усилиями позволит вам производить многие скоростные операции над массивами ваших данных. Что характерно, на Хабрахабре единственное его упоминание я нашел в обзорном посте многоуважаемого winger, но тогда продолжение тому циклу так и не последовало. Обидно, кстати.

Я постараюсь покрыть все, что мне известно по теме — несмотря на то, что известно мне сравнительно не так уж много, материала вполне хватит поста на два, а то и на три. Все алгоритмы иллюстрируются исходниками на C# (а так как я любитель функционального программирования, то где-нибудь в послесловии речь зайдет и о F# — но это читать не обязательно :). Итак, приступим.

Введение


В качестве введения рекомендую прочесть пост про двоичные деревья поиска того же winger, поскольку без понимания того, что такое дерево, дерево поиска, а так же без знания оценок сложности алгоритма многое из материала данной статьи останется для вас китайской грамотой. Обидно, правда?

Следующий пункт нашей обязательной программы — куча (heap). Думаю, также многим известная структура данных, однако краткий обзор я все же приведу.
Представьте себе двоичное дерево с какими-то данными (ключами) в вершинах. И для каждой вершины мы в обязательном порядке требуем следующее: ее ключ строго больше, чем ключи ее непосредственных сыновей. Вот небольшой пример корректной кучи:


На заметку сразу скажу, что совершенно не обязательно думать про кучу исключительно как структуру, у которой родитель больше, чем его потомки. Никто не запрещает взять противоположный вариант и считать, что родитель меньше потомков — главное, выберите что-то одно для всего дерева. Для нужд этой статьи гораздо удобнее будет использовать вариант со знаком «больше».

Сейчас за кадром остается вопрос, каким образом в кучу можно добавлять и удалять из нее элементы. Во-первых, эти алгоритмы требуют отдельного места на осмотр, а во-вторых, нам они все равно не понадобятся.
А теперь собственно про декартово дерево
Total votes 166: ↑161 and ↓5+156
Comments30

Задачи с красивыми решениями

Reading time5 min
Views90K
Существует класс задачек, которые в основном передаются из уст в уста, можно сказать входят в математический фольклор. Иногда встречаются задачи с очень красивыми решениями. Ты смотришь на решение, вроде понимаешь каждый шаг в рассуждениях, но чувствуешь себя как будто обманутым. Ты все понимаешь и одновременно ничего не понимаешь. Аналогию, наверное, можно провести, например, с этой оптической иллюзией:

Тут видишь то большой куб с выпиленным куском, то маленький кубик, стоящий в углу.

В этом посте я собрал некоторые мои любимые задачи, решения которых, как мне кажется, вызывают этот неуловимый дуализм чувств: «понимаю — не понимаю».

Читать дальше →
Total votes 99: ↑85 and ↓14+71
Comments149

Авиабилеты — IT системы бронирования

Reading time4 min
Views58K
Мы каждый день находим недорогие билеты для наших пользователей на buruki.ru. Но как устроен рынок авиабилетов «под капотом»?

На первой ступени цепочки стоят авиакомпании — производители продукта.

Продажа авиабилетов — это чистая математика: задача на нахождение экстремума. Авиакомпания должна продать места в самолете с максимальной общей суммой, при этом стоимость каждого кресла может быть произвольной — рядом сидящие пассажиры часто платят за билет суммы, отличающиеся в несколько раз.
Читать дальше →
Total votes 62: ↑58 and ↓4+54
Comments184

Всё, что вы хотели знать о динамическом программировании, но боялись спросить

Reading time12 min
Views242K
Я был крайне удивлён, найдя мало статей про динамическое программирование (далее просто динамика) на хабре. Мне всегда казалось, что эта парадигма довольно сильно распространена, в том числе и за пределами олимпиад по программированию. Поэтому я постараюсь закрыть этот пробел своей статьёй.

# Весь код в статье написан на языке Python

Основы


Пожалуй, лучшее описание динамики в одно предложение, которое я когда либо слышал:

Динамическое программирование — это когда у нас есть задача, которую непонятно как решать, и мы разбиваем ее на меньшие задачи, которые тоже непонятно как решать. (с) А. Кумок.
Читать дальше →
Total votes 110: ↑100 and ↓10+90
Comments33

Диплом бакалавра в LaTeX, или ДСТУ 3008-95 в 150 строк

Reading time21 min
Views140K
image
Всем привет. Недавно меня тоже настигла переломная веха студенческой жизни — бакалаврская дипломная работа. Среди многих формальных деталей этого замечательного явления особо заметным стоит нормоконтроль. Нет, я понимаю и всячески поддерживаю, что стандарты необходимы, в том числе стандарты на оформление академического текста. Просто наши стандарты, в отличие от западных, достаточно идиотичны. Они не экономят ни чернила, ни бумагу, они не упрощают поиск литературы по номенклатуре, а усложняют чтение названия. Не говоря уже о том, что текст стандарта спроектирован и описан людьми, работающими в редакторе Microsoft Word. Опять-таки, я не имею ничего против Word, это мощнейшая система. Но технический текст в нем набирать неудобно, и по гибкости он во много раз проигрывает бессмертному творению Дональда Кнута — LaTeX.

Итак, мое написание диплома началось с того, что я потратил 4 часа на настройку преамбулы под нормы украинского стандарта оформления ДСТУ 3008-95. Насколько мне известно, он почти полностью соответствует русскому ГОСТу. Я знал, что существуют готовые решения (например, disser), но после пары проб предпочел настроить каждую деталь самостоятельно. Для тренировки. Тренировка удалась — я узнал бездну новых вещей о LaTeX, этого монстра невозможно выучить полностью :-)

Под катом я полностью опишу процесс настройки каждой конкретной детали и использование их при написании, а также разные мелочи, упрощающие написание диплома еще больше. Сразу предупреждаю: где-то мои решения могут показаться костылями. Где-то они не слишком универсальны. Я это знаю, понимаю, принимаю и приветствую критику и предложения в комментариях ;-)
Читать дальше →
Total votes 105: ↑101 and ↓4+97
Comments54

Information

Rating
Does not participate
Location
Санкт-Петербург, Санкт-Петербург и область, Россия
Registered
Activity