Pull to refresh
0
0
Kanstancin Novikaŭ @Kickoman

Software engineer

Send message

Вы все еще пишете многопоточку на C++ с ошибками синхронизации?

Level of difficultyMedium
Reading time11 min
Views23K
Привет, коллеги! В этой статье я покажу свой подход к написанию многопоточного кода, который помогает избежать типовых ошибок, связанных с использованием базовых примитивов синхронизации.

Демонстрация идеи будет проходить на живых примерах кода на современном C++. Большинство описанных решений я применял сначала на собственных проектах, а теперь часть этих подходов уже используется в нашей собственной микроядерной операционной системе «Лаборатории Касперского» (KasperskyOS).

Сразу хочу оговориться, что тема многопоточности — очень большая и серьезная. И эта статья — не полноценный анализ проблем многопоточки, а только частНЫе (но довольно частЫе) кейсы, когда мы вынуждены использовать мьютексы.
Читать дальше →
Total votes 55: ↑55 and ↓0+57
Comments147

Радиоэфир без регистрации и СМС

Level of difficultyEasy
Reading time23 min
Views27K

Пост для тех, кто любит радиосвязь, но не радиолюбитель с позывным

Меня всегда привлекали рации. В детстве в девяностых покупка для меня была недоступной, а радиокружок, который я посещал, был совсем другого уровня. Мы паяли платы уровня мультивибратора, симулятора звука шарика от пинг-понга и канарейки. Поэтому единственной доступной нам удалённой связью во дворе была размотанная проволока из трансформатора со спичечными коробочками на концах в качестве микрофона и динамика (пластиковые стаканчики тогда ещё не получили распространение, были только гранёные). Работало метров на 30.

В старшем возрасте я понял, что могу позволить завалить себя радейками и время от времени покупал различные недорогие модели, которые выбирал лишь по цене и внешнему виду. Но на удивление связать серенькие радиостанции с фиолетовыми или чёрными не получалось, даже если выбрать один и тот же номер канала. Пришлось разбираться, и всё оказалось куда сложнее, чем просто выбрать переключателем номер канала и нажать кнопку PTT (Push-To-Talk). Ну и осложнилось всё задачей не получить по шапке за эфир на частотах, где не следует этого делать. Для прояснения ситуации для начинающих и создан этот пост.
Читать дальше →
Total votes 106: ↑106 and ↓0+120
Comments106

Анатомия Hello World на языке C

Level of difficultyMedium
Reading time15 min
Views23K

Эта статья посвящена программе Hello World, написанной на C. Это максимальный уровень, на который можно добраться с языком высокого уровня, не беспокоясь при этом о том, что конкретно язык делает в интерпретаторе/компиляторе/JIT перед выполнением программы.

Изначально я хотел написать статью так, чтобы она была понятна любому, умеющему кодить, но теперь думаю, что читателю полезно иметь хотя бы некоторые знания по C или ассемблеру.
Читать дальше →
Total votes 125: ↑125 and ↓0+142
Comments47

Apache Kafka: основы технологии

Reading time9 min
Views369K

У Kafka есть множество способов применения, и у каждого способа есть свои особенности. В этой статье разберём, чем Kafka отличается от популярных систем обмена сообщениями; рассмотрим, как Kafka хранит данные и обеспечивает гарантию сохранности; поймём, как записываются и читаются данные.


Статья подготовлена на основе открытого занятия из видеокурса по Apache Kafka. Авторы — Анатолий Солдатов, Lead Engineer в Авито, и Александр Миронов, Infrastructure Engineer в Stripe. Базовые темы курса доступны на Youtube.

Total votes 29: ↑29 and ↓0+29
Comments10

Последнее издание культовой книги «Искусство схемотехники» стало доступно русскоязычным читателям

Level of difficultyEasy
Reading time4 min
Views40K

“Электронщики, как учит нас Парацельс, самозарождаются среди паяльников, радиодеталей, универсальных плат и проводов” (@teap0t)

Возможно, это действительно так, но без хорошей книги - учебника или справочника, которые служат катализатором, этот процесс может так и не завершиться. А лучшей книгой для начинающих разработчиков электронных схем и практически библией электронщиков последние сорок лет, считается "Искусство схемотехники" (англ. - The Art of Electronics) Пауля Хоровица и Уинфилда Хилла.

Читать далее
Total votes 74: ↑74 and ↓0+83
Comments136

Почему FAR — центр моей компьютерной вселенной

Reading time4 min
Views53K

Какую программу вы обычно запускаете сразу после загрузки операционной системы? Кто-то сразу стартует браузер — поглядеть, кто там сегодня в Интернете (на Хабре) неправ. У многих — это редактор кода: «Я, как утром встал, сразу за дрель!». Возможно, вы сначала привычно открываете мессенджеры и почту — проверить, что там нового и важного.

Я обычно сразу после запуска операционки открываю свой Любимый Файловый Менеджер. Это «переходящее звание» — в разные периоды моего компьютерного прошлого этой чести «удостаивались» разные приложения с классическим двухпанельным интерфейсом. Сначала это был простой, но универсальный Norton Commander. Потом появился DOS Navigator со всяческими классными фичами: CD-плеер, телефонная книга с дозвоном по модему, встроенный табличный редактор и прочие прекрасные и поразительные для тех лет вещи.

Когда Windows прочно вытеснил DOS и все понемногу забыли про файл autoexec.bat, звание моего любимого файлового менеджера плавно перешло к Total Commander. Он продержался довольно долго, но в какой-то момент в мою жизнь буквально ворвался FAR...

Читать далее
Total votes 173: ↑173 and ↓0+177
Comments588

LRU, метод вытеснения из кэша

Reading time3 min
Views116K
К сожалению, в очередной раз заметил, что почти все мои коллеги не знают, что такое LRU, и как реализовать кэш определенного размера. Поэтому я решил написать небольшую статью, где расскажу как быстро реализовать метод LRU, и не вынуждать коллег вручную сбрасывать кэш там, где не требуется.

Мы будем под кэшированием понимать сохранение результатов вычислений в ответ на некоторые запросы. То есть, повторный результат запроса не всегда вычисляется заново, но иногда берется из таблицы, называемой кэшем. Сложно переоценить роль кеширования в современных системах. При этом часто возникает проблема, связанная с недостатком памяти. Действительно, что делать, если запросов много, а памяти хватает лишь для хранения ограниченного числа результатов? В этом случае, как правило, кеш стрится следующим образом. Фиксируется размер кэша, пусть будет N, и сохраняются результаты только для N самых «популярных» запросов.

То есть сохраняются результаты вычислений, которые скорее всего запросят заново.
Как определять эти «популярные» запросы? Наиболее известным способом является LRU, о котором я и расскажу в этой статье.
Читать дальше →
Total votes 32: ↑28 and ↓4+24
Comments9

Алгоритм расчёта расстояния между строками

Level of difficultyMedium
Reading time3 min
Views6.5K

По работе стояла задача оптимизации поиска по адресам (улицы, дома и объекты). Главный критерий - нахождение адреса, если написано с ошибками или не дописан он в полной мере. Bert’ы, косинусные расстояния эмбеддингов и т.д. не подходили, так как они заточены под смысловой поиск, а в адресах смысла нет. TF-IDF c лемматизацией тоже не очень подходил для этой задачи, результаты были плохие.

Для реализации начал использовать расстояние Дамерау-Левенштейна, и в последствие, развил это до собственного алгоритма, который находит расстояние между двумя строками.

Цель данного поста описание только алгоритма.

Читать далее
Total votes 16: ↑16 and ↓0+16
Comments17

Введение в нейросети: что, зачем и как?

Level of difficultyMedium
Reading time25 min
Views37K

Это модное слово всё чаще используется в разговорной речи: обывателей плотнее окутывают угрозами бунта искусственного интеллекта и войны с роботами — с одной стороны, и рекламой нейросетевых продуктов — с другой. Отдельный котёл в аду — для тех, кто впаривает «курсы дата‑саентистов». А когда бедный юзернейм в поисках истины обращается к Гуглу своему любимому поисковику — то вместо простого ответа на простой вопрос, получает ещё больше вопросов — таких как тензорфлоу, сигмоида и, не дай Бог, линейная алгебра.

Как же нейросети рисуют картинки?
Total votes 58: ↑56 and ↓2+54
Comments26

Сам себе экосистема. Часть 4: как я реализовал клиент Telegram на Android-смартфоне 14-летней давности?

Level of difficultyMedium
Reading time19 min
Views9.2K
image

С момента выхода первой части статьи из рубрики «сам себе экосистема» прошёл уже практически год! За это время, мы успели с вами реализовать клиенты VK и YouTube, которые работают на Android 2.2+, а также на Windows Phone 8, написать небольшую 2D-игру с нуля весом менее 1Мб, которая работает практически везде и довести существующее приложение до ума, дабы оно работало даже на смартфоне с дисплеем 240x320! Но на дворе 2024 год, люди стремительно переходят из соц. сетей в продвинутые мессенджеры и уже сложно себе представить современного человека, который не пользовался бы «телегой» или даже «вайбером» в качестве основного средства общения. Поэтому я решил реализовать клиент Telegram на смартфоне 14-летней давности на базе официальной реализации MTProto от команды Telegram — TDLib. Сегодня мы с вами: узнаем новые причины мотивации вернуть в строй смартфоны прошлых лет, напишем на C# реле-сервер, который обрабатывает пакеты MTProto и кодирует их в простой текстовый формат датасетов, который можно моментально обработать даже при нестабильном GPRS-соединении на 21-летнем Siemens C60, а также узнаем о разработке миниатюрных Android-приложений на базе «голого» API-системы, которые не тянут за собой никаких зависимостей, в том числе и AppCompat/androidx. Интересно? Тогда жду вас под катом!
Читать дальше →
Total votes 87: ↑86 and ↓1+85
Comments32

Rust — это не «memory safe C»

Level of difficultyMedium
Reading time27 min
Views47K

TL;DR:
— в Rust намного больше достоинств, чем просто скорость и безопасность
— в Rust по умолчанию CDD (compiler-driven development, разработка через компилирование). Это как TDD, только CDD
— Rust — не сложный язык, особенно если не гнаться за максимальной производительностью

В этой статье я бы хотел рассказать:
— почему взгляд на Rust как на "memory safe C" очень сильно сужает область его возможного применения
— почему я смотрю на Rust как на очень удобный в разработке язык высокого уровня, которому просто случайно повезло оказаться невероятно быстрым
— почему разработка на Rust быстрее, чем многие думают
— почему Rust — это один из лучших языков общего назначения

Читать далее
Total votes 178: ↑173 and ↓5+168
Comments555

О Wikidata для тех кто вообще не слышал: открытая база данных, сестринский проект Википедии — с ней же и интегрирован

Level of difficultyEasy
Reading time3 min
Views5.3K

Здравствуйте, на Хабре не много о Викиданных, хочу рассказать об этом бесплатном открытом интересном и полезном сервисе. Веб интерфейс располагается по адресу https://www.wikidata.org/wiki/Wikidata:Main_Page.

Читать далее
Total votes 41: ↑38 and ↓3+35
Comments11

Как работает физика в играх

Level of difficultyMedium
Reading time17 min
Views17K

В мире видеоигр игровая физика играет важную роль, определяя реалистичность и взаимодействие игрового мира с игроком. Что же происходит под капотом? Какие алгоритмы и подходы используются в современных движках? И что же значит «застрять в текстурах»? (спойлер: чушь полнейшая)

В этой статье мы рассмотрим основные принципы и технологии, лежащие в основе работы физических движков, а также предоставим советы по ее оптимизации для улучшения производительности игрового движка.

Читать далее
Total votes 74: ↑74 and ↓0+74
Comments36

Обзор часов HUAWEI WATCH GT 4

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views16K

В октябре 2023 года ко мне на обзор попали умные часы от Huawei — HUAWEI WATCH GT 4 46 mm. Я немного затянул с обзором, но зато девайсом я пользовался много. Сравнивал я с Apple Watch Series 7и браслетом Mi Band 7 от Xiaomi. Большая проблема обзора таких девайсов — я не пользуюсь функциями сна, почти не измеряю давление и использую только для некоторого количества тренировок (ходьба, бассейн), при занятии с железом я стараюсь больше смотреть за общим состоянием организма и не запускаю конкретную тренировку. Иногда просто забываю. Часы много кто уже брал на обзор, я не буду новатором, но во многих обзорах почти ничего не говорится про спортивную составляющую. Я в обзоре её коснусь; детально не разбирал все тренировки, но за три месяца часы прошли тренажёрный зал, тренировки по рукопашному бою, по фехтованию. Также они побывали в хамаме и сауне. Кроме того, использовались при повседневном ношении. Комплектация у часов обычная: провод для зарядки, сами часы и резиновый ремешок.

Читать далее
Total votes 30: ↑28 and ↓2+26
Comments41

Корутины C++ для чайников: пишем асинхронный веб-клиент

Level of difficultyMedium
Reading time24 min
Views21K

Написать этот материал меня побудило... отсутствие хороших статей по корутинам в C++ в русскоязычном интернете, как бы странно это не звучало. Ну серьезно, C++20 существует уже несколько лет как, но до сих пор почти все статьи про корутины, что встречаются в рунете, относятся к одному из двух типов. Или обзор начинается с самых глубин и мелочей, пересказывая cppreference, а потом автор выдыхается и все сводится к "ну а дальше все понятно, возьмите и примените это в своем коде", что напоминает известную картинку с совой. Либо иногда в статьях рассматривается применение корутин на примере генераторов, и этим все и ограничивается. Но, давайте будем честны, генераторы — это замечательно, но за все время моей многолетней карьеры разработчика я, вероятно, делал что‑то подобное генераторам разве что разок, в то время как асинхронный ввод‑вывод приходится использовать почти в каждом проекте. И поэтому меня гораздо больше интересует реализация асинхронного ввода‑вывода с использованием корутин, а не генераторы. Поэтому пришлось разбираться во всем самому.

Читать далее
Total votes 68: ↑66 and ↓2+64
Comments34

Самое понятное объяснение Специальной теории относительности

Level of difficultyMedium
Reading time13 min
Views103K

Специальная теория относительности - удивительная теория, которая опровергла многие представления о мире, в которых человечество не сомневалось всю историю своего существования.

Многие слышали про волшебства вроде замедления времени, сокращения длины, относительности одновременности, парадокса близнецов и т.д., но мало кто понимает почему так происходит. 

В этой статье я хочу наглядно показать, что все это проще, чем кажется на первый взгляд.

Для иллюстраций я написал интерактивный визуализатор СТО, работающий в браузере. Ссылка на него и исходники проекта в конце статьи.

Читать далее
Total votes 386: ↑386 and ↓0+386
Comments390

Как разработчику организовать личную базу знаний: систематизация информации из книг, статей, видео и курсов

Level of difficultyEasy
Reading time6 min
Views45K

Привет, Хабр!

Хочу поделиться своими мыслями и опытом («сыном ошибок трудных») в организации своей базы знаний, регулярно приобретаемых после прочтения разных книг, статей, просмотра видосов, прохождения курсов и прочих самообразовательных активностей.

Начнем с краткой предыстории, потом опишу сам подход в целом, далее пробежимся по нескольким вариантам реализации и в конце остановимся на том, что для меня оказалось самым оптимальным. 

Читать далее
Total votes 84: ↑82 and ↓2+80
Comments96

Бардак в GNOME — это не случайность

Level of difficultyMedium
Reading time13 min
Views52K

GNOME удалось добиться, казалось бы, невозможного: это самая ограниченная по возможностям и раздутая десктопная среда для Linux. Но это не просто случайность. Это результат высокомерия и дилетантства основных разработчиков, превративших архитектурные решения GNOME в шедевр хаоса. Чтобы лучше понять, что происходит, давайте проанализируем некоторые из примеров. Даже если ни один из них не затрагивает непосредственно вас, стоит понять modus operandi ведения проектов GNOME и то, как они вредят сообществу Linux.
Читать дальше →
Total votes 165: ↑157 and ↓8+149
Comments271

Шпаргалка для алгособеса — алгоритмическая сложность, структуры данных, методы сортировки и Дейкстра

Level of difficultyMedium
Reading time33 min
Views102K

Привет, Хабр!

Так уж повелось, что любой уважающий себя работодатель перенимает передовые^✻ методики FAANG — по этой причине практически во всех IT-собесах есть она: секция алгоритмов. Кто-то ей рад, кто-то не очень, но секция есть и уходить пока не планирует. Поэтому нужно закатать рукава и достойно встретить суровую реальность.

Читать далее
Total votes 216: ↑214 and ↓2+212
Comments77

Компилятор за выходные: лексер и парсер

Level of difficultyMedium
Reading time12 min
Views14K

Продолжаем разговор. На прошлой неделе я пообещал за выходные написать компилятор из простенького мной придуманного языка в ассемблер. В назначенное время уложился, и компилятор даже вроде работает, см. заглавную картинку. Теперь дело за малым, потихоньку причесать и стройно изложить. В прошлый раз я рассказал про синтаксические деревья и показал простейший транслятор в питон (по факту, обычный pretty print дерева). Но если в предыдущей статье я синтаксическое дерево строил вручную, то сегодня всё же будем автоматизировать процесс.

Сегодня я публикую две статьи разом, поскольку по дороге меня довольно круто занесло, и получился небольшой спин-офф. Очень рекомендую к прочтению :)

Ну а тема этой статьи - автоматическое построение синтаксического дерева aka лексер и парсер.

Читать далее
Total votes 39: ↑39 and ↓0+39
Comments44

Information

Rating
Does not participate
Location
Витебск, Витебская обл., Беларусь
Date of birth
Registered
Activity