Однажды я подбирал себе новый монитор и немного увлёкся — получилось чудище во всю стену из трёх телевизоров с ядерной 2318-зональной подсветкой 40 000 люмен на STM32.
User
Как мы тестируем системы микрофонов на STM32: опыт разработчиков устройств Яндекса
Привет, я Геннадий «Крэйл» Круглов из команды аппаратных решений Яндекса.
Подбор микрофонов для микрофонной матрицы — сложная и интересная часть нашей работы: мы тестируем модели с различными параметрами, экспериментируем с разнообразными конфигурациями матриц, совершенствуем алгоритмы обработки звука.
Разработчикам, которые занимаются созданием алгоритмов эхо- и шумоподавления, бывает удобно не просто обрабатывать сырые данные, которые заранее сняты с устройства в лаборатории, но и взаимодействовать, например, с новой микрофонной матрицей в реальном времени, подключив её к своему ноутбуку.
Это кажется несложным только на первый взгляд. В этом материале я объясню, как мы решили задачу передачи звука с семи микрофонов с PDM-интерфейсом на компьютер через USB, с какими аппаратными и программными нюансами столкнулись и как их преодолели (спойлер: этот подход может быть адаптирован для матриц с числом микрофонов ≤ 8). В конце поста поделюсь ссылкой на стрим, где я показываю процесс разработки на микроконтроллере STM32, и расскажу о следующей серии.
Как я собрал «умный» органайзер для электронных компонентов
Сложно найти радиолюбителя, который не занимался бы монтажом печатных плат. Ещё сложнее — того, кто задумывается об удобном хранении деталей прежде, чем поиск чего-то нужного среди запасов превращается в сущий кошмар. Инструменты для ведения проектов, написания кода и контроля версий в последние десятилетия развиваются очень быстро. ПО, упрощающее монтаж, тоже обновляется, хотя и не так стремительно. А вот системы хранения электронных компонентов практически не изменились с 90-х: помните кассетницы из спичечных коробков?
Мне часто случается вооружаться паяльником — например, дорабатывать или монтировать отдельные радиоэлектронные блоки — с проблемой бессистемного хранения столкнулся и я. Под катом вас ждёт рассказ о том, как я пытаюсь решить её с помощью «умного» органайзера, который понимает речь и запоминает своё содержимое.
Полезные консольные Linux утилиты
В этой подборке представлены полезные малоизвестные консольные Linux утилиты. В списке не представлены Pentest утилиты, так как у них есть своя подборка.
Осторожно много скриншотов. Добавил до ката утилиту binenv.
binenv — cамая интересная утилита для установки новых популярных программ в linux, но которых нет в пакетном менеджере.
Метеостанция на максималках
Про метеостанцию на Хабре писали не раз и не два, и наверное не с десяток раз. И вот настало моё время. Решил с вами поделиться своей.
Использование локального .bashrc через ssh и консолидация истории выполнения команд
[ -z "$PS1" ] && return
sshb() {
scp ~/.bashrc ${1}:
ssh $1
}
# the rest of the .bashrc
alias c=cat
...
Это очень наивный способ с несколькими очевидными недостатками:
Телепортация тонн данных в PostgreSQL
Intro
Напомню некоторые вводные:
- мы строим сервис, который получает информацию из логов серверов PostgreSQL
- собирая логи, мы хотим что-то с ними делать (парсить, анализировать, запрашивать дополнительную информацию) в режиме онлайн
- все собранное и «наанализированное» надо куда-то сохранить
Именно про последний пункт — как все это можно доставить в PostgreSQL-хранилище, и поговорим. В нашем случае таких данных кратно больше, чем исходных — статистика нагрузки в разрезе конкретного приложения и шаблона плана, потребление ресурсов и вычисление производных проблем с точностью до отдельного узла плана, мониторинг блокировок и многое другое.
Более полно о принципах работы сервиса можно посмотреть в видео доклада и прочитать в статье «Массовая оптимизация запросов PostgreSQL».
PostgreSQL Antipatterns: работаем с отрезками в «кровавом энтерпрайзе»
Как правило, они отчаянно маскируются, и даже у нас в СБИС их найти можно в абсолютно разных сферах управления предприятием: контроле рабочего времени, оценке загрузки линий АТС или даже в бухгалтерском учете.
«Отличие enterprise [решения] от всего остального — он всегда идёт от запросов бизнеса и решает какую-то бизнес-задачу.» [src]Вот и давайте посмотрим, какие именно прикладные задачи и как можно решить с помощью PostgreSQL и сократить время анализа данных с нескольких секунд на бизнес-логике до десятков миллисекунд, умея эффективно применять следующие алгоритмы непосредственно внутри SQL-запроса:
- поиск отрезков, пересекающих точку/интервал
- слияние отрезков по максимальному перекрытию
- подсчет количества отрезков в каждой точке
2 SIM для дачного роутера — это много или мало?
Как спроектировать корпус для прибора. Полное руководство
Изучая рунет, я не смог найти ни одной статьи, которая описывала бы ВСЕ этапы разработки и производства корпуса устройства.
Ни одной. Всё, что есть в интернете, касается лишь одного или двух аспектов этого процесса. Ну например: давайте набросаем корпус и распечатаем на 3D-принтере. Или купим типовой и насверлим в нём отверстий. Хотя на Хабре и есть пара материалов, но они тоже не так полны информацией, как могли бы быть.
Но так, чтобы были расписаны все этапы, от идеи до серийного производства, — я такого не нашёл. Поэтому решил написать своё руководство, максимально наполненное фактами, картинками и примерами.
Как спроектировать корпус — схема работы
Вы почти наверняка можете спроектировать корпус для своего устройства самостоятельно. Главное — хорошо представлять себе весь цикл, от идеи до производства.
Разработка корпуса — процесс, разбитый на несколько обязательных этапов. Это даже обсуждать не буду: проверено много раз. Даже если вы не собираетесь связываться с «большим» производством (например, если планируете делать устройство только для себя), всё равно лучше бы вам соблюдать правильную последовательность этапов.
А для сомневающихся в своих силах скажу сразу — вы точно сможете разобраться во всем этом: программное обеспечение шагнуло далеко вперёд, и сейчас не нужно тратить несколько лет, чтобы поставить себе на стол первый прототип корпуса.
Вот схема, по которой мы пойдем:
Телефонные мошенники. Действие второе, в котором я срываюсь и бегу до ближайшего банкомата
Итак, по реакции публики я увидел, что первое действие вполне «зашло», поэтому продолжу. Общий хронометраж моих разговоров составил (по «действиям»): 7:10, 18:23, 42:14, 3:51. Непродолжительность финального фрагмента связана с тем, что я понял, что с той стороны находятся исключительно непробиваемые личности. Я мог бы еще часами «ходить» по городу, но мои силы уже были на исходе. Поэтому я сознался в содеянном сам и попрощался.
Положив трубку после разговора с «лже-Дмитрием» я ожидал продолжения банкета на следующий день. Но нет, господа были весьма нетерпеливы и перезвонили мне почти сразу же. Чуток поломав свою легенду.
Что показывает вольтметр, или математика розетки
О чем эта статья
Сегодня я ненадолго отступлю от своей обычной темы о визуальном программировании контроллеров и обращусь к теме измерений напряжения прямо в ней, в розетке!
Родилась эта статья из дискуссий за чаем, когда разразился спор среди «всезнающих и всеведающих» программистов о том, чего многие из них не понимают, а именно: как измеряется напряжение в розетке, что показывает вольтметр переменного напряжения, чем отличается пиковое и действующие значения напряжений.
Скорее всего, это статья будет интересна тем, кто начинает творить свои устройства. Но, возможно, поможет и кому-то опытному освежить память.
В статье рассказано о том, какие напряжения есть в сети переменного тока, как их измеряют и о том, что следует помнить при проектировании электронных схем.
Всему дано краткое и упрощённое математическое обоснование, чтобы было ясно не только «как», но и «почему».
Кому не интересно читать про интегралы, ГОСТы и фазы — могут сразу переходить к заключению.
Опыт создания сборок Linux под одноплатники с поддержкой обновлений
Введение
На данный момент, на рынке представлен большой ассортимент одноплатников на любой вкус по приемлемой цене.
Как правило, различные сборки от производителей, предназначены для оценки платформы и являются отправной точкой нового проекта, поэтому не всегда подходят под конкретные задачи. В задачах где требуется высокая надежность, перед разработчиком встает вопрос, как доработать дистрибутив и потом не поплатиться за это полной переработкой образа и системы обновления.
pg_stat_statements + pg_stat_activity + loq_query = pg_ash?
Задача
Необходимо связать историю представлений pg_stat_statemenets, pg_stat_activity. В результате, используя историю планов выполнения из сервисной таблицы log_query, можно получить очень много полезной информации, для использования в процессе решения инцидентов производительности и оптимизации запросов.
Предупреждение.
В связи с новизной темы и незавершением периода тестирования, статья может содержать ошибки. Критика и замечания всячески приветствуются и ожидаются.
Попытка создать аналог ASH для PostgreSQL
Постановка задачи
Для оптимизации запросов PostgreSQL, очень требуется возможность анализировать историю активности, в частности – ожидания, блокировки, статистика таблиц.
Имеющиеся возможности
Инструмент анализа исторической нагрузки или «AWR для Postgres»: очень интересное решение, но, нет истории pg_stat_activity и pg_locks.
Расширение pgsentinel :
"Вся накопленная информация хранится только в оперативной памяти, а потребляемый объём памяти регулируется количеством последних хранимых записей.
Добавляется поле queryid — тот самый queryid из расширения pg_stat_statements (требуется предварительная установка)."
Это конечно сильно бы помогло, но самая неприятность именно первый пункт “Вся накопленная информация хранится только в оперативной памяти ”, т.е. имеем место импакт на целевую базу. К тому, же нет истории блокировок и статистики таблиц. Т.е. решение вообще говоря неполное: “Готового пакета для установки пока нет. Предлагается скачать исходники и собрать библиотеку самостоятельно. Предварительно требуется установить «devel»-пакет для своего сервера и в переменную PATH прописать путь до pg_config.”.
В общем – возни много, а в случае серьезных продакшн баз, может быть, и не будет возможности что-то делать с сервером. Нужно опять, придумывать, что-то свое.
Предупреждение.
В связи с новизной темы и незавершением периода тестирования, статья носит в основном ознакомительный характер, скорее как набор тезисов и промежуточных результатов.
Более подробный материал, будет подготовлен позже, по частям
Разбираемся с латинскими сокращениями и фразами в английском языке
Полтора года назад, читая работы про уязвимости Meltdown и Spectre, я поймал себя на том, что не очень понимаю разницу между сокращениями i.e. и e.g. Т.е. по контексту вроде бы понятно, но потом вроде бы как-то и не совсем то. В результате я тогда сделал себе небольшую шпаргалку именно по этим сокращениям, чтобы не путаться. И тогда же появилась идея этой статьи.
Прошло время, я набрал коллекцию встреченных в английских источниках латинских слов и сокращений и сегодня готов поделиться ею с читателями Хабры. Стоит заметить, что многие из этих фраз активно употребляются и в академической литературе на русском языке, но в английском они – частые гости даже в массовых источниках. Надеюсь, что эта подборка пригодится людям, не занимающимся научной работой в русскоязычной среде, но часто сталкивающимся с более-менее серьезными текстами на английском, где латинские вкрапления могут сбить с толку.
Процедурная генерация планет
От переводчика:
Представляю вашему вниманию статью авторства Andy Gainey, в прошлом независимого разработчика игровых инструментов, ныне сотрудника Paradox Development Studio. На мой взгляд, автор играючи создал один из лучших процедурных генераторов планет с открытым исходным кодом.
Генерация подземелий в Diablo 1
Diablo 1 — это классический roguelike 1996 года в жанре hack and slash. Это была одна из первых успешных попыток познакомить широкие массы с roguelike, которые до этого имели нишевую графику в виде ASCII-арта. Игра породила несколько сиквелов и множество имитаций. Она известна своей тёмной, мрачной атмосферой, сгущающейся по мере спуска игрока в подземелья, располагающиеся под городом Тристрам. Это была одна из первых для меня игр с процедурной генерацией карт, и возможность генерации столь правдоподобных уровней просто потрясла меня.
Недавно я узнал, что благодаря обнаружению различных файлов с символами отладки несколько фанатов игры взяли на себя задачу по реверс-инжинирингу исходного кода, чтобы подчистить его и разобраться, как же выглядел код, написанный разработчиками. Так начался мой недельный экскурс в изучение того, как ведущий разработчик Дэвид Бревик создавал эти уровни. Возможно, из-за этого магия игры для меня частично разрушилась, но я научился многим техникам, которые будут полезны для разработчиков похожих игр, поэтому в этой статье я ими поделюсь.
Благодарю Дэвида Бревика и команду Blizard North за создание такой потрясающей игры, а также galaxyhaxz и команду Devilution за их удивительную работу по восстановлению читаемого исходного кода проекта.
Минимум один трюк Vim, про который вы не знали
Вот говорят о красоте модального редактирования и текстовых объектах, но мне кажется, что суть Vim не в этом. Vim — это лоскутное одеяло из подсистем, под завязку забитых дополнительными инструментами. Только в обычном режиме редактирования более сотни комбинаций клавиш! Такая плотность инструментария в значительной степени объясняет, почему Vim настолько полезен. Если «показать все теги для ключевого слова» — это просто
g]
, то этой командой будут пользоваться гораздо чаще.В системах с недостатком открытости приходится полагаться на руководства. Но для Vim их не так уж много. Есть статьи для новичков, такие как
ciw
(не путать с CIA, мануалом ЦРУ по Vim) и тому подобное. И есть статьи экспертов, которые погружаются в подсистемы. Но никто на самом деле не говорит об этих особых трюках, которые заставляют воскликнуть: чёрт побери, как мне это было нужно в течение последних шести лет!Пеленгатор на дополненной реальности
Когда я только начинал инженерную деятельность разработкой пеленгаторов, в головах опытных товарищей, называемых нами, молодыми, за глаза "дедами", бродила мечта о “пеленгаторе на пупке”. “Это — говорили они — такой маленький пеленгатор, который можно носить с собой и пеленговать украдкой. Вот, дескать, нам приходится таскать на себе такие тяжести на крышу и обратно (хотя таскала, конечно, молодежь), а они, молодежь, никак не разработают такую вещь”. Смотря на стоящие на столе огромные железяки, мы считали их немного не в себе.
Со временем техника уменьшалась в размерах, конечно не настолько, чтобы можно было носить за пазухой. Но несколькими годами позднее, познав немного проектирование антенной техники, я уже не относился к этим мечтам старших товарищей, как к бредням.
Затем буря экзистенциального кризиса вынесла меня из уютного офиса прославленной в узких кругах организации в жестокий океан народного хозяйства. Но молодость не отпускает, она въедается в наш мозг и я обнаружил — что бы я ни взялся делать, у меня почти всегда выходил пеленгатор. По крайней мере, так говорят мои товарищи.
Ужасный рок! Но я осмотрелся и увидел, что пеленгаторы могут быть нужны обычным людям. Это давало надежду!
Information
- Rating
- Does not participate
- Location
- Москва, Москва и Московская обл., Россия
- Date of birth
- Registered
- Activity