Pull to refresh
0
0
Send message

Люди не понимают ООП

Level of difficultyMedium
Reading time15 min
Views113K

«ООП для меня означает лишь обмен сообщениями, локальные ограничения и защиту, сокрытие состояния процесса и крайне позднее привязывание», — Алан Кэй (человек, придумавший термин «объектно-ориентированное программирование»)1

Похоже, многим не нравится объектно-ориентированное программирование. Первое, что приходит в голову, когда слышишь эту трёхбуквенную аббревиатуру — это пример с автомобилем, наследование, геттеры, сеттеры и ObjectFactoryFactorySingleton.

Мне это всегда казалось довольно странным. Мне не только нравится ООП, я ещё и считаю, что часто это лучший/наиболее очевидный способ моделирования задачи. И ниже я расскажу, почему.
Читать дальше →
Total votes 154: ↑147 and ↓7+140
Comments457

Следует ли проверять указатель на NULL перед вызовом функции free?

Level of difficultyMedium
Reading time8 min
Views12K

Проверка указателя перед вызовом функции free


Короткий ответ: нет. Тем не менее, раз про это вновь и вновь спрашивают на Reddit, Stack Overflow и других сайтах, пришло время подробно разобрать эту тему. Оказывается, есть много интересного, о чём можно порассуждать.

Читать дальше →
Total votes 86: ↑85 and ↓1+84
Comments35

Объявление и инициализация переменных в C++

Level of difficultyMedium
Reading time41 min
Views17K


Продолжаем серию «C++, копаем вглубь». Цель этой серии — рассказать максимально подробно о разных особенностях языка, возможно довольно специальных. Это шестая статья из серии, список предыдущих статей приведен в конце в разделе 7. Серия ориентирована на программистов, имеющих определенный опыт работы на C++. Данная статья посвящена объявлению и инициализации переменных.


Переменные являются основой любого языка программирования. В языках со статической типизацией, к которым относится C++, все переменные должны быть объявлены, их тип определяется на стадии компиляции и не может меняться в процессе работы программы. Тип переменных указывается при объявлении явно или выводится компилятором на основе типа инициализирующего выражения.


Во многих языках программирования объявление переменных относится к довольно простым темам, но вот в C++ это не совсем так. Конечно, простые варианты обычно не вызывают затруднений, но вот более сложные случаи могут озадачить даже достаточно опытных программистов. Попробуем разобраться во всех тонкостях объявления переменных. Также рассмотрим тему инициализации, так как чаще всего переменные инициализируются вместе с объявлением.

Читать дальше →
Total votes 33: ↑32 and ↓1+31
Comments48

Мапперы на Famicom, NES, Денди: откуда взялись и зачем нужны (часть 2/2)

Level of difficultyMedium
Reading time24 min
Views7K

Продолжаем обстоятельный разговор про «мапперы» — устройства управления расширенной памятью на игровых консолях Famicom, NES и Денди. Во второй части статьи рассмотрим особенности нескольких основных видов мапперов и их влияние на содержание игр, сложности программирования, а также ситуацию с мапперами на других платформах.
Читать дальше →
Total votes 67: ↑66 and ↓1+65
Comments20

Малоизвестные возможности языка C

Reading time4 min
Views24K

Если у вас несколько лет опыта программирования на языке C, то, вероятно, вы гораздо более уверены в своих знаниях этого языка, чем если бы вы провели столько же времени, работая с C++ или Java. И язык C, и его стандартная библиотека довольно близки к к минимально возможному размеру.

Текущая наиболее часто используемая версия языка, c99, принесла много новых возможностей, многие из которых совершенно неизвестны большинству программистов на C (в более старых спецификациях, очевидно, тоже есть свои темные уголки).

Читать далее
Total votes 87: ↑83 and ↓4+79
Comments22

Малоизвестные и интересные особенности C и C++

Level of difficultyMedium
Reading time43 min
Views45K

В C и C++ есть особенности, о которых вас вряд ли спросят на собеседовании (вернее, не спросили бы до этого момента). Почему не спросят? Потому что такие аспекты имеют мало практического значения в повседневной работе или попросту малоизвестны.

Целью статьи является не освещение какой-то конкретной особенности языка или подготовка к собеседованиям, и уж тем более нет цели рассказать все потайные смыслы языка, т. к. для этого не хватит одной статьи и даже книги. Напротив, статья нужна для того, чтобы показать малоизвестные и странные решения, принятые в языках C и C++. Своего рода солянка из фактов. Вопрос “что делать с этими знаниями?” я оставляю читателю.

Если вы, как и я, любите и интересуетесь C/C++, и эти языки являются неотъемлемой частью вашей жизни, в том числе и его углубленного изучения, то эта статья для вас. По большей части я надеюсь, что эта статья сможет развлечь и заставить поработать головой. И если получится, рассказать что-то, чего вы, возможно, еще не знали.

Читать далее
Total votes 161: ↑160 and ↓1+159
Comments61

Мапперы на Famicom, NES, Денди: откуда взялись и зачем нужны (часть 1/2)

Level of difficultyMedium
Reading time17 min
Views14K

Примерно раз в десятилетие на русскоязычных около-компьютерных ресурсах кто-нибудь поднимает тему такого элемента архитектуры 8-битной Денди и её прародителей, как «маппер», пытаясь на пальцах объяснить, что же это такое. И каждый раз у меня возникает ощущение, что рассказчики сами не вполне знакомы с сюжетом. К тому же практически всегда речь идёт о чисто технических моментах, совершенно не затрагивая историю вопроса: откуда взялось, как развивалось, чем было полезно для фактических игр — что, на мой взгляд, может быть интересно гораздо более широкому кругу лиц.

Так сложилось, что я имею довольно глубокий, примерно по локоть, практический опыт взаимодействия с этими самыми «мапперами», также могу рассказать кое-что и за их историю, и, разумеется, обладаю уверенностью, что уж я-то точно понимаю всё как есть, и расскажу так, что все вздрогнут. Поэтому под катом — всё, что вы когда-либо хотели или не хотели спросить про мапперы, но боялись или вовсе даже и не собирались спрашивать.
Читать дальше →
Total votes 101: ↑98 and ↓3+95
Comments19

Как мы оптимизировали скрипты в Unity

Reading time14 min
Views19K
Существует множество отличных статей и туториалов о производительности в Unity. Этой статьёй мы не пытаемся заменить или улучшить их, это всего лишь краткое изложение шагов, сделанных нами после прочтения этих статей, а также шагов, позволивших решить наши проблемы. Настоятельно рекомендую вам как минимум изучить материалы на https://learn.unity.com/.

В процессе разработки своей игры мы столкнулись с проблемами, время от времени вызывавшими торможения игрового процесса. Потратив какое-то время в Unity Profiler, мы обнаружили два типа проблем:

  • Неоптимизированные шейдеры
  • Неоптимизированные скрипты на C#

Большинство проблем было вызвано второй группой, поэтому я решил сосредоточиться в этой статье на скриптах C# (возможно, ещё и потому, что за свою жизнь я не написал ни единого шейдера).

Поиск слабых мест


Цель этой статьи — не написать туториал по использованию профилировщика; я хотел просто рассказать о том, что нас в основном интересовало в процессе профилирования.

Unity Profiler — всегда самый лучший способ поиска причин задержек в скриптах. Настоятельно рекомендую профилировать игру непосредственно в устройстве, а не в редакторе. Поскольку наша игра создавалась для iOS, мне нужно было подключить устройство и использовать показанные на изображении Build Settings, после чего профилировщик подключался автоматически.


Build Settings (параметры сборки) для профилирования

Если вы попробуете загуглить «Random lag in Unity» или другой похожий запрос, то обнаружите, что большинство людей рекомендует сосредоточиться на сборке мусора, поэтому именно так я и поступил. Мусор генерируется каждый раз, когда вы прекращаете использовать какой-то объект (экземпляр класса), после чего время от времени запускается сборщик мусора Unity для уборки беспорядка и освобождения памяти, что требует безумного количества времени и приводит к падению частоты кадров.
Читать дальше →
Total votes 14: ↑14 and ↓0+14
Comments3

Ограничения 8-битных игр и их точное воссоздание в Unity

Reading time14 min
Views28K
image

Ретро-игры с простыми механиками и пиксельной графикой способны пробуждать тёплые воспоминания у опытных игроков, и в то же время вполне доступны для более юной аудитории. Сегодня многие игры называются «ретро», но для создания ностальгического стиля требуются усилия и планирование. Именно поэтому мы пригласили ребят из Mega Cat Studios помочь нам в обсуждении этой темы. В этом посте мы рассмотрим всё необходимое для создания аутентичной графики в стиле игр для NES, в том числе важные параметры Unity, графические структуры и цветовые палитры.

Создание аутентичного арта в стиле NES


Для начала мы рассмотрим основы создания графики для игр, соответствующих ограничениям классической Nintendo Entertainment System. Это поколение консолей накладывает серьёзные ограничения на художников, стремящихся воспроизвести его аутентичную графику. Это ограничения на используемые палитры и на размер и количество объектов на экране. Кроме того, важно учитывать, что разрешение этой консоли составляет 256×240 пикселей.

Палитры


При создании совместимой с NES графики художник должен учитывать множество ограничений. Во-первых, самым важным из таких ограничений является то, как в изображении используются цветовые палитры. NES уникальна тем, что все возможные цвета палитры «зашиты» в консоль. NES выбирает, какие цвета использовать в изображении, отправляя наборы значений графическому процессору NES, после чего графический процессор возвращает цвета, соответствующие этим значениям. Ниже показано изображение цветовой палитры NES:


Эти цвета невозможно менять, потому что они являются частью самой консоли. Во всех играх NES используются сочетания этих цветов, из которых составляются изображения.
Читать дальше →
Total votes 36: ↑36 and ↓0+36
Comments24

Разработчик с мозгом груга

Reading time14 min
Views86K

Введение


это сборник мыслей о разработке программ собранный разработчиком с мозгом груга

разработчик с мозгом груга не очень умный, но разработчик с мозгом груга программирует много лет и научился кое чему, хоть всё равно часто запутывается

разработчик с мозгом груга хочет собрать знания в маленькую, простую и интересную страницу не только для тебя, молодой груг, но и для себя, потому что разработчик с мозгом груга стареет и забывает важные вещи, например что ел на завтрак или надеть штаны

разработчиков с большим мозгом много, некоторым страница не понравится, скривят кислая рожа

Ещё больше-больше ДУМАЮТ, что они разработчики с большим мозгом и им она тоже не понравится

(груг раньше думал груг с большим мозгом, но потом всё понял)

это ладно!

груг надеется, что тебе понравится читать и может ты научишься на много-много ошибка груг совершил за длинную жизнь программиста
Читать дальше →
Total votes 261: ↑235 and ↓26+209
Comments81

Git для новичков (часть 1)

Reading time5 min
Views576K

Git - это консольная утилита, для отслеживания и ведения истории изменения файлов, в вашем проекте. Чаще всего его используют для кода, но можно и для других файлов. Например, для картинок - полезно для дизайнеров.

С помощью Git-a вы можете откатить свой проект до более старой версии, сравнивать, анализировать или сливать свои изменения в репозиторий.

Читать далее
Total votes 18: ↑11 and ↓7+4
Comments10

Git на практике

Reading time9 min
Views163K
Существует замечательная книга Pro Git, в которой подробно описаны все команды и возможности гита. Но после ее прочтения у многих остается непонимание того, как это все использовать на практике. В частности, у программистов разного уровня часто возникают вопросы о том, как работать с ветками в Git, когда их заводить и как мержить между собой. Порой мне попадались очень «оригинальные» и неоправданно усложненные схемы работы с гитом. В то время как в сообществе программистов уже сформировалась схема работы с гитом и ветками в нем. В этой статье я хочу дать краткий обзор основных моментов при работе с Git, и описать «классическую» схему работы с ветками. Многое из того что описано в этой статье будет справедливо и для других систем управления версиями.
Читать дальше →
Total votes 21: ↑8 and ↓13-5
Comments50

Подходы к контролю доступа: RBAC vs. ABAC

Reading time5 min
Views153K
В этой теме хотелось бы познакомить читателей с относительно новым подходом к контролю доступа под названием Attribute-based access control. Знакомство будет происходить на примере сравнения с популярным нынче Role-based access control.
Читать дальше →
Total votes 32: ↑31 and ↓1+30
Comments47

Про модель, логику, ООП, разработку и остальное

Reading time29 min
Views109K
Часто ли вы задумываетесь – почему что-то сделано так или иначе? Почему у вас микросервисы или монолит, двухзвенка или трехзвенка? Зачем вам многослойная архитектура и сколько у вас вообще слоев? Что такое бизнес-логика, логика приложения, презентационная логика и почему все так разделено? Посмотрите на свое приложение – как оно вообще спроектировано? Что в нем и где находится, почему это сделано именно так?
Потому что так написано в книжках или так говорят авторитетные личности? Какие ВАШИ проблемы решает тот или иной подход/паттерн?
Даже то, что на первый взгляд кажется очевидным, порой бывает очень сложно объяснить. А иногда, в попытке объяснения, приходит понимание того, что очевидные мысли были и вовсе ошибочны.
Давайте попробуем взять какой-нибудь пример и изучить на нем эти вопросы со всех сторон.
Читать дальше →
Total votes 55: ↑51 and ↓4+47
Comments34

Хитрости разработки Street Fighter II

Reading time12 min
Views9.8K
image

Часть 1: бумажный след


В конце 90-х в мир аркадных автоматов пришла Capcom. Эта компания из Осаки, казалось, создавала один хит за другим: Ghouls'n Ghosts (1988 год), Final Fight (1989 год), Street Fighter II (1991 год), не говоря уже о множестве других превосходных игр.

В эту эпоху невозможно было зайти в зал аркадных игр и не встретить множество автоматов Capcom, что являлось доказательством их популярности и среди игроков, и среди владельцев.

Последние шесть месяцев я тратил своё свободное время на изучение историй успеха Capcom и, в частности, истории происхождения Street Fighter II. Инженерные решения, ставшие основой CPS-1 были потрясающими, но не менее интересной мне показалась история о том, как разработчики планировали заполненность ROM при помощи бумаги и ножниц.
Читать дальше →
Total votes 85: ↑85 and ↓0+85
Comments9

Как создать игровой ИИ: гайд для начинающих

Reading time31 min
Views94K


Наткнулся на интересный материал об искусственном интеллекте в играх. С объяснением базовых вещей про ИИ на простых примерах, а еще внутри много полезных инструментов и методов для его удобной разработки и проектирования. Как, где и когда их использовать — тоже есть.

Большинство примеров написаны в псевдокоде, поэтому глубокие знания программирования не потребуются. Под катом 35 листов текста с картинками и гифками, так что приготовьтесь.

UPD. Извиняюсь, но собственный перевод этой статьи на Хабре уже делал PatientZero. Прочитать его вариант можно здесь, но почему-то статья прошла мимо меня (поиском пользовался, но что-то пошло не так). А так как пишу в блог, посвященный геймдеву, решил оставить свой вариант перевода для подписчиков (некоторые моменты у меня оформлены по-другому, некоторые — намеренно пропущены по совету разработчиков).
Читать дальше →
Total votes 60: ↑60 and ↓0+60
Comments19

Устройство спецэффектов для игр под NES. Часть 1

Reading time19 min
Views14K
Существует несколько серий статей про программирование под NES, одна из них уже даже переведена на русский язык на Хабре. Однако ни одна из них не заходит дальше обзора базовых возможностей консоли – рассматривается общая архитектура консоли, основы ассемблера, вкратце рассказывается, как выводить спрайты на экран, упоминается что-то о музыке и мапперах, и цикл заканчивается.

Я попробую продолжить рассказ о выводе графике игр для NES с того места, на котором заканчиваются другие туториалы. Разбираться самому, как программировать эффекты анимации, достаточно сложно, ввиду небольшого количества информации об этом, как на русском, так и на английском языке. Но не стоит расстраиваться, ведь в качестве документации можно использовать код из классических игр, которые сейчас легко найти в сети в виде ROM-файлов.

Поэтому перед тем, как запрограммировать что-нибудь, предстоит разобраться с тем, как устроены те или иные эффекты для NES, и статья будет посвящена тому, как это сделать. Существует множество статей из разряда «Игры, выжавшие из NES максимум», попробуем разобраться в том, как сделаны все основные эффекты в этих играх, а также создадим инструменты, которыми можно найти другие игры, не менее технологичные по эффектам.
Total votes 45: ↑45 and ↓0+45
Comments14

Как была устроена графика NES

Reading time14 min
Views21K
image

Выпущенная в 1983 году домашняя консоль Nintendo Entertainment System (NES) была дешёвой, но мощной машиной, достигшей феноменального успеха. При помощи блока обработки изображений (Picture Processing Unit, PPU) система могла создавать достаточно впечатляющую по тем временам графику, которая и сегодня в нужном контексте выглядит вполне неплохо. Самым важным аспектом была эффективность памяти — при создании графики приходилось обходиться как можно меньшим количеством байтов. Однако вместе с этим NES предоставила разработчикам мощные и простые в использовании функции, позволившие ей выделиться на фоне более старых домашних консолей. Поняв принципы создания графики NES, можно проникнуться техническим совершенством системы и осознать, насколько проще работать современным разработчикам игр.

Фоновая графика NES собиралась из четырёх отдельных компонентов, комбинация которых образовывала изображение, которое мы видим на экране. Каждый компонент отвечал за отдельный аспект; цвет, расположение, «сырая» пиксельная графика и т.д. Такая система может показаться излишне сложной и громоздкой, но в конечном итоге она намного эффективнее использовала память и позволяла создавать простые эффекты в малом объёме кода. Если вы хотите понимать графику NES, то ключевой информацией будут эти четыре компонента.

В этой статье подразумевается, что вы знакомы с компьютерной математикой, и в частности с тем, что 8 бит = 1 байт, а 8 бит могут обозначать 256 значений. Также необходимо понимание того, как работает шестнадцатеричная запись. Но даже без этих технических знаний статья может показаться интересной.
Читать дальше →
Total votes 67: ↑67 and ↓0+67
Comments25

Устройство спецэффектов для игр под NES. Часть 2

Reading time9 min
Views11K
В этой статье вас ждёт продолжение описания устройства спецэффектов для игр под NES (первая часть здесь). На этот раз будет меньше теории и больше картинок-примеров.


Мы рассмотрим группы эффектов, созданные с помощью переключения позиции скролла видеопроцессора, а также пару эффектов, полученных переключением состояния видеопроцессора.
Total votes 45: ↑44 and ↓1+43
Comments21

Конечный автомат (он же машина состояний) на чистом С

Reading time5 min
Views127K
Почти каждый микроконтроллерщик сталкивался с громадными switch-case и мучительно их отлаживал.
И много кто, начиная писать реализацию какого-либо протокола, задумывался как написать её красиво, изящно, так чтобы через месяц было понятно что ты имел в виду, чтобы она не отжирала всю память и вообще какала бабочками.
И вот тут на помощь приходят машины состояний, они же конечные автоматы (те самые которые используются в регулярных выражениях).

Собственно через регулярные выражения я к ним и пришёл.
Читать дальше →
Total votes 51: ↑48 and ↓3+45
Comments50
1

Information

Rating
Does not participate
Registered
Activity