Pull to refresh
199
86.8
Дмитрий Дударев @Dudarion

Разработчик железа и софта, СТО

Send message

Самое понятное объяснение парадокса близнецов

Level of difficultyMedium
Reading time5 min
Views44K

В комментариях к моей предыдущей статье и в комментариях к ролику было много вопросов и некорректных замечаний по поводу парадокса близнецов. Как оказалось, мое объяснение оказалось не настолько понятным, как я надеялся, поэтому в этой статье я решил максимально наглядно, подробно и последовательно объяснить парадокс близнецов и ответить на некоторые другие вопросы.

Кратко напомню суть парадокса

Берем двух близнецов, сажаем их на маленькую легкую планету (легкую, чтобы не учитывать влияние гравитации), одного оставляем неподвижным, а второго запускаем на ракете полетать и вернуться обратно. При их встрече оказывается, что летавший близнец постарел меньше, чем неподвижный.
Парадокс заключается в том, что неочевидно почему именно у летавшего время текло медленнее. Ведь, вроде бы, ситуация симметричная: в системе отсчета летавшего он был неподвижен, а планета с неподвижным близнецом полетала и вернулась, и это у них должно было натикать меньше времени.

Парадокс близнецов очень важен, т.к. это самый наглядный способ увидеть, что релятивистский эффект замедления времени не просто математический артефакт специальной теории относительности или иллюзия, а вполне реальное физическое явление.

Попросим бегущего кота четыре секунды (по его часам) бежать вправо со скоростью 75% скорости света, потом развернуться и прибежать с той же скоростью назад.
Вот визуализация на диаграмме.

Читать далее
Total votes 85: ↑91.5 and ↓-6.5+98
Comments391

Самое понятное объяснение Специальной теории относительности

Level of difficultyMedium
Reading time13 min
Views102K

Специальная теория относительности - удивительная теория, которая опровергла многие представления о мире, в которых человечество не сомневалось всю историю своего существования.

Многие слышали про волшебства вроде замедления времени, сокращения длины, относительности одновременности, парадокса близнецов и т.д., но мало кто понимает почему так происходит. 

В этой статье я хочу наглядно показать, что все это проще, чем кажется на первый взгляд.

Для иллюстраций я написал интерактивный визуализатор СТО, работающий в браузере. Ссылка на него и исходники проекта в конце статьи.

Читать далее
Total votes 386: ↑386 and ↓0+386
Comments390

Как я делаю цифровую минигитару. Часть 3

Reading time3 min
Views5.1K

Очередной этап разработки гитары завершен и мы наконец запустили кампанию на Кикстартере!

После публикации предыдущей статьи прошло много времени, наполненного пандемиями, чипапокалипсисами, санкциями, дискриминациями, войнами, блокировками счетов и прочими невзгодами. Все это значительно отсрочило запуск нашего Кикстартера. Но сложа руки мы не сидели. Мы изготовили несколько полнофункциональных красивых прототипов, я существенно доработал аппаратную и софтовую части гитары и мы полностью переработали мобильное приложение.

Читать далее
Total votes 32: ↑32 and ↓0+32
Comments21

Философия глазами технаря

Reading time5 min
Views8.3K

Я технарь и сильно увлекаюсь естественными науками.
Периодически в разговорях с людьми всплывает тема философии (как академической области) и ее роли в познании мира.
При этом никто не может сказать чем именно занимается современная философия и какие практические или теоретические результаты она дает.

Изучив наиболее популярные вопросы философии (по версии разных источников), я пришел к выводу, что философскими принято называть такие вопросы, в которых просто недостаточно определены используемые термины.

Чтобы не быть голословным, попытаюсь ответить на некоторые вопросы и покажу, что ответы на них гораздо проще, чем думают философы.

Читать далее
Total votes 43: ↑28 and ↓15+13
Comments120

Как я делаю цифровую минигитару. Часть 2

Reading time6 min
Views14K

Прошло 4 месяца с написания предыдущей статьи, за это время произошло довольно много нового как по технической части, так и по позиционированию девайса. В статье я расскажу, чем же мы занимались.

Поехали!
Total votes 93: ↑93 and ↓0+93
Comments54

Как я делал систему оптического трекинга

Reading time14 min
Views8.8K


Дело было в далеком 2015 году. В продаже только появились очки виртуальной реальности Oculus DK2, рынок VR игр быстро набирал популярность.

Возможности игрока в таких играх были невелики. Отслеживалось всего 6 степеней свободы движений головы — вращение (инерциалкой в очках) и перемещение в маленьком объеме в зоне видимости инфракрасной камеры, закрепленной на мониторе. Процесс игры представлял собой сидение на стуле с геймпадом в руках, вращение головой в разные стороны и борьбу с тошнотой.

Звучало не очень круто, но я увидел в этом возможность сделать что-то интересное, используя свой опыт в разработке электроники и жажду новых проектов. Как можно было эту систему улучшить?

Конечно, избавиться от геймпада, от проводов, дать возможность игроку свободно перемещаться в пространстве, видеть свои руки и ноги, взаимодействовать с окружением, другими игроками и реальными интерактивными предметами.
Читать дальше →
Total votes 36: ↑36 and ↓0+36
Comments16

How I’m creating a digital mini-guitar

Reading time11 min
Views1.6K
image

In this article, I’ll try to describe roughly how I’m creating a device, from the idea to realization of the usable prototype.

My name is Dmitriy Dudarev. I develop electronics, and really enjoy creating different portable devices. I also enjoy music. Half a year ago, I borrowed acoustic guitar from my friend, so that I could learn to play it from lessons on Youtube and tablatures. It was a hard work. Maybe, I did something wrong, or tried not so hard, or fine motor skills prevented multiplication in my predecessors’ community. In any case, I couldn’t achieve anything but sounds of raspy strings. My resentment was strengthened by constant string detune. And others didn’t really enjoy much listening my uneven Nothing else matters for thousand times.
But, going through all these tortures, I haven’t forgotten the main rule of electronics engineer. If something exists, you can put microcontroller there. Or, at least, make a portable electronic modification.
Total votes 4: ↑4 and ↓0+4
Comments1

Как я делаю цифровую минигитару

Reading time11 min
Views29K
image

В этой статье я постараюсь в общих чертах описать путь создания девайса от идеи до реализации юзабельного прототипа.

Меня зовут Дмитрий Дударев. Я занимаюсь разработкой электроники и очень люблю создавать различные портативные девайсы. Еще я люблю музыку. Полгода назад я взял у друга акустическую гитару чтобы попытаться научиться на ней играть по урокам из ютуба и табулатурам. Было тяжело. То ли я неправильно что-то делал, то ли плохо старался, то ли в обществе моих предков мелкая моторика вредила размножению. В любом случае, ничего кроме звуков дребезжащих струн у меня не выходило. Мое негодование усиливала постоянная расстройка струн. Да и окружающим тысячный раз слушать мою кривую Nothing else matters удовольствия не доставляло.

Но в этих муках про главное правило электронщика я не забыл. Если что-то существует, значит туда можно вставить микроконтроллер. Или, хотя бы, сделать портативную электронную модификацию.
Читать дальше →
Total votes 142: ↑142 and ↓0+142
Comments79

Information

Rating
48-th
Location
Санкт-Петербург, Санкт-Петербург и область, Россия
Date of birth
Registered
Activity

Specialization

Specialist
C++
Python
Altium Designer
SolidWorks
GLSL
Electronics Development
Embedded system
Circuitry
STM32
PCB design