Как стать автором
Обновить
303

История IT

Занимательные истории из прошлого

Сначала показывать
Порог рейтинга
Уровень сложности

Почему одни IT-компании выживают, а другие нет: три истории из Big Tech, которые будут полезны каждому тимлиду

Время на прочтение7 мин
Количество просмотров1.5K

Плохие времена случаются у всех: от ИП сантехника Петрова до топ-компаний из индекса S&P 500. Но по-настоящему успешным становится лишь тот бизнес, который способен не только пережить кризис, но и превратить последствия «черного лебедя» в потенциал для роста.

Команда СберМаркета собрала для вас три показательных кейса, которые демонстрируют модели поведения IT-гигантов в сложной ситуации.

Nokia: компания, которую чуть не утопили бюрократы
Nvidia: «удачливый» маленький стартап, который умело ловит волны
IBM: бери, все что можешь, или как адаптироваться к любым кризисам 

Читать далее
Всего голосов 10: ↑9 и ↓1+8
Комментарии1

Новости

Электрическая ручка Эдисона: от документов до татуировок

Время на прочтение10 мин
Количество просмотров1.5K

К Томасу Эдисону можно относиться по-разному. Кто-то считает его величайшим изобретателем в истории, создателем фонографа и первой коммерчески успешной модели лампы накаливания. Другие справедливо указывают, что Эдисон не был ангелом: выдавал идеи других изобретателей за свои, не брезговал судами, скупал и банкротил предприятия конкурентов и многое другое. Но как к нему ни относись, его роль в популяризации техники сложно переоценить. 

Наш сегодняшний рассказ — про не самое известное и коммерчески успешное изобретение Томаса Эдисона: электрическая ручка и ее неожиданные применения. 

Читать далее
Всего голосов 10: ↑10 и ↓0+16
Комментарии0

Не все просто с open source: история развития, облачные инструменты и новые риски

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение7 мин
Количество просмотров1.2K
image

Согласно результатам опроса, проведенного компанией «АксТим», в 2026 году 92% российских компаний будут использовать решения на базе open source. Интересно, что в 2021 году оpen source уже использовали все компании-разработчики и 79% компаний-потребителей.

Упоминание open source можно было встретить еще в документации и пресс-релизах организаций в 80-х. Сейчас опыт работы с open source интересен всем — от стартапов до облачных провайдеров, которые используют целый каскад знаковых инструментов.

Но с опенсорсом не все так просто. Разработчики, продакты и руководители далеко не всегда понимают, что будет, если «база», на которой построен их проект, перейдет в разряд проприетарного ПО или вообще прекратит существование.

Сегодня подробнее обсудим историю открытого программного обеспечения — от момента зарождения до современных облачных инструментов и новых вызовов.

Читать дальше →
Всего голосов 7: ↑6 и ↓1+6
Комментарии3

«Тёмная звезда»: как сверхдешёвый студенческий фильм навсегда изменил научную фантастику

Время на прочтение6 мин
Количество просмотров30K

В начале 70-х молодые кинематографисты Джон Карпентер и Дэн О'Бэннон создали в качестве дипломного проекта историю о космическом корабле… не подозревая, что она повлияет на «Чужого» и множество других работ.

«Тёмная звезда» (Dark Star) — это снятый за 60 тысяч долларов студентами киношколы фильм, сегодня считающийся культовой классикой научной фантастики; он стал режиссёрским дебютом маэстро хоррора Джона Карпентера. Этой ленте недавно исполнилось пятьдесят лет; она равно далека от того, что снималось и до, и после неё — это не космическая одиссея и не космическая опера, а, скорее, холодная, мрачная и часто абсурдная картина о людях, оказавшихся вместе на неисправной межзвёздной консервной банке. Вероятно, самой известной её сценой оказалась экзистенциальная дискуссия между астронавтом и наделённой разумом бомбой.
Читать дальше →
Всего голосов 32: ↑29 и ↓3+38
Комментарии65

Истории

Почему симуляторы — это лучшее, что есть в компьютерных играх

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение6 мин
Количество просмотров7.3K

Играли в гольф? Нет? Тогда как насчет попробовать себя в симуляции?

Когда нужно развлечься, видеоигры помогают погрузиться в другой мир через интересное повествование, красивую графику и увлекательную игровую механику, разнообразных жанров и поджанров. Симуляторы, возможно, лучшая категория, которая позволяет моделировать реальные вещи и действия.

Эти игры созданы для развлечения, но их реализм можно рассматривать даже как образовательный материал, который упрощает сложные концепции и требует меньше специфических навыков. Тот же Minecraft — это, в некотором смысле, симулятор строительства.

Если вам интересно, как появились и развивались игры-симуляторы и какое у них будущее, добро пожаловать под кат!
Читать дальше →
Всего голосов 36: ↑30 и ↓6+30
Комментарии14

Хабру — 18

Время на прочтение11 мин
Количество просмотров3.2K

Хабру — 18 лет. Выросли в читателей и авторов те, кто родился с ним в один день и даже позже. Выросли сотрудники, которые работают 18, 15, 10, 5 лет. Да, многие в Хабре работают долго, потому что он не отпускает. Изменился интерфейс, редактор публикаций, пережили ужесточения и послабления правил, неоднократно менялась структура контента. Да что там говорить: Хабр успел разделиться на три сайта и собраться обратно в единый журнал об IT и около IT. 

Но самое главное, что ежемесячно наши пользователи, читатели, посетители заходят, чтобы найти что-то по работе или учёбе, почитать статьи и новости, убить время на научпоп, написать комментарий или рассказать в статье о своём опыте, новой технологии и многом другом. Чтобы все — и читатели, и авторы, — сошлись в одной точке общего интереса. И в этом весь важный и в то же время простой смысл Хабра.

Мы собрали несколько историй авторов и коллег (мы не просили, они сами) о том, что Хабр изменил в их жизни. Много хорошего, есть и критика — всё как всегда. Главное, что лампово и уютно.

Читать далее
Всего голосов 53: ↑50 и ↓3+84
Комментарии51

Разминаем олдскулы: запускаем сервер «линейки» и становимся героем

Время на прочтение12 мин
Количество просмотров11K

Я познакомился с Lineage 2, когда был в начальной школе. Играл несколько лет, но замедление прогресса с ростом уровня было невыносимым, а запустить свой сервер было сложно. Так я забросил «линейку» на многие года. С тех пор заинтересовался IT, получил два высших образования и начал писать статьи на Хабр. Но мысль про свой сервер не оставляла меня.

Что произошло с игрой за 10+ лет? Можно ли сегодня прикоснуться к игре детства? Действительно ли «раньше было лучше» или это когнитивное искажение? Ответы на эти и другие вопросы ждут вас под катом.
Читать дальше →
Всего голосов 53: ↑53 и ↓0+65
Комментарии56

История компьютеров Compaq. Часть 2

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение12 мин
Количество просмотров3.5K

Продолжаю серию статей про компанию Compaq и клоны IBM PC.

В конце 1980-х конкуренция на рынке клонов усилилась. Корпорация IBM вела большую войну против всех: на рынке появились уже сотни компаний, они собирали клоны, бесили IBM и конкурировали между собой. Однако размер IBM был настолько велик, что мало кто мог представить, что она отступит или проиграет. Скорее, вопрос был в том, кого этот гигант раздавит первым.

IBM вывела в бой тяжелую артиллерию и начала преследовать самых крупных конкурентов через суды. Дошло и до Compaq, акции которой начали падать из-за слухов о грядущих тяжбах. Правда, предстоящий суд на реальные продажи повлиял мало, и новые модели персональных компьютеров, ноутбуков и серверов продолжали выходить на рынок. А дальше случилось чудо.

В первой статье мы рассмотрели период с 1982 по 1987 годы. Здесь же речь пойдет про самые успешные годы в истории Compaq Computer Corporation – 1987-1998. В третьей части мы затронем последний этап (1998-2002): проблемы на рынке, суды с акционерами, скандалы и крах компании.
Читать дальше →
Всего голосов 18: ↑18 и ↓0+28
Комментарии8

Что такое Универсальный решатель проблем — программа из 1955 года

Время на прочтение8 мин
Количество просмотров15K
Когда Герберт Саймон и Алан Ньюэлл в 1955 году начали придумывать Logic Theorist, понятия «искусственный интеллект» ещё не существовало.

Правда, на семинаре, где впервые прозвучало это определение, их разработки приняли с изрядной долей скепсиса, совершенно не разглядев, что данная программа — это на практике ровно то, что было придумано в теории.

А потом они решили сделать ещё более крутую штуку — программу, которая сможет решить любую проблему, поставленную перед людьми. Они назвали её GPS — General Problem Solver. По идее, у них должен был получиться разумный электронный советчик, который точно знает, как лучше всего поступить в сложной ситуации из серии «аккумулятор на машине разрядился, а вам срочно нужно отвезти ребёнка в детский сад». Ну или дать ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого.

Но вот получилось вообще не то.

image
«Ты только посмотри, что GPS предлагает нам сделать!»
Читать дальше →
Всего голосов 36: ↑36 и ↓0+54
Комментарии9

Разбираемся с coroutine в Kotlin — 2

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение4 мин
Количество просмотров912

Первое упоминание корутин дано в статье 1963 года (1) и о ней первая часть. После прочтения статьи, сказать честно, я не очень понял идею корутин и искал дополнительную информацию. Понадобилось четыре статьи: статья Конвея, глава из книги Дональда Кнута (2) и две статьи Саймона Тэтхема (3, 4) и некоторое время, чтобы глубже понять идею. После прочтения статьи Конвея и до прочтения Кнута казалось, что разница между вариантом программа-подпрограмма и две корутины почти косметическая. Казалось, что программы отличаются реализацией. Однако разница более существенная, нужно отказаться от идеи писать программы, в которых есть подпрограммы, а представлять программу как набор независимых модулей, которые могут обмениваться данными.

Назад в прошлое
Всего голосов 5: ↑3 и ↓2+3
Комментарии0

Локализация и RTL: как мы устроили переворот (на арабском)

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение8 мин
Количество просмотров1.1K

Меня зовут Ильсур Мингазов, я работаю тестировщиком в TravelLine — IT-компании, которая разрабатывает ПО для отельеров. Наша задача в компании — проверять, чтобы инструменты работали корректно и соответствовали всем заявленным требованиям и потенциальным ожиданиям.

В 2023-м мы с командой локализовали километры интерфейсных и маркетинговых текстов — все, что видят гости в процессе бронирования. Большинство языков, которые мы внедряли в проект, были на латинице и кириллице. Из необычных же были тайский, вьетнамский, узбекский языки, потом — турецкий, кхмерский, бахаса. 

Но арабский превзошел все уровни сложности. И дело даже не в вязи, а в том, что читать справа налево — это не только про буквы, но и про способ мышления.

Пара расшифровок аббревиатур, которые я использовал в статье:

RTL — right-to-left, «справа налево» — стиль написания и чтения текста, используется в иврите и арабской письменности.

LTR  — left-to-right, «слева направо» — привычный нам стиль написания и чтения текстов, используется в большинстве мировых языков.

Читать далее
Всего голосов 6: ↑6 и ↓0+6
Комментарии0

Назад в прошлое: рассказываем про любимые игры детства

Время на прочтение7 мин
Количество просмотров5.4K

В честь всемирного дня видеоигр узнали у коллег, по каким экшенам, стратегиям и симуляторам они скучают.

Вспомнили, как StarCraft помогала нам развивать тактическое планирование, Marc Ecko's Getting Up знакомила с культурой граффити, а GTA San Andreas Multiplayer стала для многих вторым домом. В этих вселенных мы плакали, возмущались, преодолевали себя и готовили онигири.
Читать дальше →
Всего голосов 35: ↑30 и ↓5+35
Комментарии46

История и наследие инженерной семьи Парсонс

Время на прочтение13 мин
Количество просмотров2.6K

26 июня 1897 года британский королевский флот устроил парад судов в честь 60-летия правления королевы Виктории. На мероприятии присутствовали высшие чины Адмиралтейства, иностранные послы и даже члены королевской семьи. Через несколько часов после открытия парада все внимание приковал к себе небольшой корабль «Турбиния», который несся по бухте со скоростью 34 узла — на голову быстрее всех кораблей вокруг.

На палубе в этот момент стоял щуплый немолодой джентльмен в пенсне и мечтательно смотрел куда-то вдаль. В этот момент с лестницы, ведущей в каюты, раздался крик его жены Кэтрин: «Чарльз! Чарльз Парсонс! Иди посмотри, что твоя дочь Рэйчел смастерила. Похоже, в семье растет еще один инженер». Джентльмен оторвался от завораживающего вида и неспешно стал спускаться в каюту к своей семье.

Чарльз Парсонс был необычным человеком. Именно он изобрел первую в мире паровую турбину, возможности которой с блеском продемонстрировал в этот день на его собственном корабле «Турбиния». Но не менее примечательно, что вся его семья: отец, мать, жена, а потом и дочь — тоже были неразрывно связаны с миром техники и внесли немалый вклад в историю. Наш короткий рассказ — об этой уникальной семье.

Читать далее
Всего голосов 27: ↑26 и ↓1+32
Комментарии2

Ближайшие события

Конференция «IT IS CONF 2024»
Дата20 июня
Время09:00 – 19:00
Место
Екатеринбург
Summer Merge
Дата28 – 30 июня
Время11:00
Место
Ульяновская область

Краткая история жанра. Стратегии

Время на прочтение10 мин
Количество просмотров3.7K

Вы знали, что первая компьютерная стратегия появилась ещё в 1964 году? А сможете ответить на вопрос, когда состоялся первый чемпионат мира по StarCraft II? 

Поговорим сегодня о зарождении стратегий, о том, какие настольные игры адаптировали на Apple II и TRS-80, о влиянии жанра на киберспорт, о проектах, реализованных российскими разработчиками. 

А в комментариях просьба писать, в какие именно стратегии вы любите играть сейчас, в какие играли раньше и какие проекты вы считаете самыми интересными. 

Читать далее
Всего голосов 12: ↑10 и ↓2+11
Комментарии27

Разбирая бэклог. Часть 11. Эксперименты Silicon and Synapse или краткий экскурс по Blizzard Arcade Collection (2021)

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение11 мин
Количество просмотров900

Не утихающая в последние годы мода на различного рода ремастеры не обошла и титана игровой индустрии в лице Blizzard. Неоднозначный ремастер Warcraft III: Regorged (2020) собрал вокруг себя много шума, в то время как другой релиз, как мне показалось, прошёл не столь замеченным, в особенности его дополненный вариант. Сегодня хотелось бы кратко остановиться на сборнике Blizzard Arcade Collection (2021) и впечатлениях от такового.

Читать далее
Всего голосов 2: ↑2 и ↓0+2
Комментарии3

Минитель: интернет до интернета

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение5 мин
Количество просмотров1.9K

В 70-х телефонная сеть Франции была в руинах: прокладка одной местной линии занимала до трёх лет, а коммутаторы были ручными. Это значит, что прежде чем парижанин мог поговорить со своими родственниками в Марселе, ему нужно было пройти через телефонистку.

Читать далее
Всего голосов 9: ↑9 и ↓0+11
Комментарии1

Как устраивать DDoS-атаки: от 2010-х до наших дней

Уровень сложностиПростой
Время на прочтение6 мин
Количество просмотров5K

Завершаем серию статей об эволюции DDoS-атак. Сегодня расскажем, как развивались атаки и методы их проведения в нулевых — когда DDoS стали использовать для маскировки других киберпреступлений, а бизнес начал активнее внедрять облачные инструменты защиты.

Читать далее
Всего голосов 7: ↑7 и ↓0+10
Комментарии0

И снова Winamp: будущее медиаплеера зависит от сообщества. Код легендарной программы откроют

Время на прочтение3 мин
Количество просмотров4.1K

Большинство читателей Хабра слушали музыку, используя медиаплеер Winamp. Он привлекал внимание лаконичным интерфейсом и большим количеством плагинов, многие из которых полюбились всем. К сожалению, с течением времени плеер стал сдавать позиции, а потом и вовсе ушёл в тень. Его неоднократно пытались реанимировать, но теперь у Llama Group, бренда, который развивал программу в последнее время, закончились деньги. Разработчики решили передать судьбу Winamp в руки сообщества, открыв код. Подробности — под катом.

Читать далее
Всего голосов 8: ↑8 и ↓0+14
Комментарии64

IT для Госплана: как в СССР пытались внедрять компьютеры после Великой отечественной войны

Уровень сложностиСредний
Время на прочтение11 мин
Количество просмотров5.8K

После окончания Второй мировой войны наступает компьютерная эпоха. Как известно, первая в мире ЭВМ ENIAC была построена в Америке в 1945 году и в 1946 году запущена в эксплуатацию — в военных целях, разумеется. В СССР это произошло на пять лет позже, и, что интересно, до сих пор идут споры, кто же был у нас первым, хотя уже четверть века как это точно известно.

Читать далее
Всего голосов 22: ↑19 и ↓3+21
Комментарии15

Google Search: от идеи до доминирования в Интернете

Время на прочтение11 мин
Количество просмотров2.2K

Прямо сейчас я пишу эту статью в одном из реально удобных сервисов Google Docs. Да и каждый из нас по много раз в день контактирует с каким-то сервисом Google: просматривает почту на Gmail, смотрит ролики на YouTube, ищет информацию в Chrome, пользуется смартфоном на Android и так далее. В общем, Google вряд ли нуждается в представлении.

Но есть у компании и провальные проекты вроде Google Glass. Еще на нее сыплются многочисленные иски от недовольных пользователей, а правительства выписывают многомиллионные штрафы за монополизацию. Тем не менее этот гигант стоит крепко и падать не собирается. Например, недавно Google включился со своим Gemini в нейросетевую гонку с OpenAI.

А ведь компании могло и не случиться, если бы не настойчивость двух студентов, которые создали лучшую поисковую систему в мире. О них и их главном детище — наш сегодняшний рассказ.

Читать далее
Всего голосов 13: ↑13 и ↓0+19
Комментарии9
1
23 ...

Вклад авторов